Mr.Explosion сказал(а):
А какую именно из машин "придавило" при обрушении крыши ангара,где он стоял?
http://www.gazeta.lv/story/3977.html
В космос в автоматическом режиме слетал корабль с заводским номером 1К 11Ф35. После посадки он долгие годы пылился на Байконуре в монтажно-ипытательном корпусе. Став собственностью республики Казахстан, в свое время был отдан казахами в качестве залога под иностранный кредит. В 2002 году был уничтожен обвалившейся крышей сгнившего здания...
Корабль 2К на 95% был готов к полету с выполнением стыковки со станцией «Мир». Тоже остался на Байконуре, тоже стал собственнностью Казахстана.
Корабль 3К находился в цехах Тушинского машиностроительного завода. Степень готовности 50%. Был продан одному немецкому музею.
Корабли 4К и 5К были сняты со стапелей, разобраны и уничтожены.
Это 4 из 20 двигателей ракеты-носителя «Энергия», поднявшей «Буран» на орбиту
Кроме самих кораблей в научно-испытательных целях были построены их полноразмерные макеты.
М 11Ф35 – самый первый полноразмерный макет корабля. Уникален тем, что был выполнен из дерева. На нем проводились испытания в аэродинамической трубе. Был пущен на дрова за ненадобностью.
1М – макет, предназначенный для наземных тренировок экипажей с имитацией невесомости, для чего макет был полностью погружен в гигантский бассейн с водой. Позже был вынут оттуда и выставлен как аттракцион в московском парке имени Горького.
2М – на этом летающем макете проводились горизонтальные летные испытания. Совершил 25 посадок на аэродром Летно-испытательного института им. Громова в подмосковном городе Жуковский. Экспонировался на авиасалоне МАКС, затем был передан в лизинг в качестве экспоната в музей Сиднея (Австралия), потом продан в музей немецкого города Зинсхайм.
3М-8М – макеты для проведения габаритно-весовых, тепловых, прочностных и вакуумных испытаний, предстартовых тренировок и медицинских тестов. Макеты 3М, 4М, 5М или распроданы, или уничтожены. Макеты 6М, 7М, 8М все еще хранятся в подмосковных НИИ как памятники талантливому русскому Левше…
Но даже самые дотошные исследователи программы «Буран» не знают, что был еще один макет корабля. И это был, возможно, один из самых первых натурных полноразмерных макетов кабины «Бурана». Еще в начале 70-х годов прошлого века в Рижском ВВАИУ им. Я. Алкснива за секретными дверями была сооружена кабина орбитального самолета, в которой оператор отрабатывал задачи звездой навигации и захода на посадку с использованием космического секстант-визира. Руководил работой Виктор Меркулов, непосредственными исполнителями были его ученики Виктор Тютелев и космонавт СССР Евгений Хрунов. Оба стали докторами наук.