Про лоу-косты в "Авиаторах", много

avro

Модератор
Телеканал «НТВ»
АВИАТОРЫ
06.11.2006

Ведущий Алексей Пивоваров
ВЕДУЩИЙ: Мы решили лететь Лоу-костом, что для этого надо? Во-первых, интернет, заказать билет. Во-вторых, а также в третьих и четвертых, готовность терпеть неудобство. О привычном комфорте пассажирам «Дискаунтера» лучше забыть сразу. Тут очень подходит английское выражение «Вы имеете то, за что заплатили». Для низкобюджетного испытания мы выделили Константина Гольденцвайга.
Репортаж Константина Гольденцвайга
КОРР.: Доверчивым российским гражданам (нрзб.) до сих пор представляется самым дешевым способом передвижения. И не беда, что колеса будут стучать до вожделенной Европы целых 30 часов, вроде как и дешево. Более сведущие граждане Евросоюза давно предпочитают бюджетные авиакомпании, вот и осталось в поезде Москва-Берлин всего четыре вагона, ресторан уже тоже отцепили. Железные дороги стали главной жертвой «Low-cost» эпохи в воздухе. Что вокзал - авиакассы пустеют. Теперь путешествия начинаются в Интернете, на сайтах «Low-cost». Это слово означает «дешевый», другие слова - «билет», «касса», «чек» - можно забыть, бумажная волокита отменяется.
Мы в Берлине, у нас всего 70 евро, но очень хочется в Швейцарию. На сайте авиакомпании «Дискаунтера» оставляем свои паспортные данные, номер кредитной карты и выбираем самую отдаленную дату вылета, чтобы было совсем дешево. Через пару минут приходит ответ: «Добро пожаловать в Швейцарию, с вас 69 евро». Это называется электронный билет. Наш домашний компьютер его получает, а другой, тот, что в аэропорту, проверяет и приглашает на борт самолета. Это электронная регистрация пассажиров. Главное правило низкобюджетных перевозчиков: чем меньше штат, тем дешевле билеты. Первый живой сотрудник аэропорта встречается нам на сдаче багажа, а первый представитель авиакомпании уже в самолете - это бортпроводница. Как заменить на машины стюардесс «Low-cost» - перевозчики пока не придумали. На этих линиях девушки в униформах еще и уборщицы. Когда пассажиры покинут салон, именно они возьмутся за его уборку.
На родине в Венгрии Афродита Майкут научилась говорить по-русски.
- Добрый вечер, (нрзб.).
КОРР.: А на борту австрийской «Low-cost»-авиакомпании безошибочно считать в уме. Здесь все - от свежих булочек до свежей прессы - выдается под шелест купюр. Это на обычных рейсах хочешь, не хочешь - ешь, все включено. У «Дискаунтеров» дешево и сердито. Тут ни бизнес-, ни экономкласса - есть только малоприятное ощущение, что твои коленки упираются в кресло соседа. Но сосед и не против.
Дитмар ШИГРАУБ, пассажир: Вот смотрите, на поезде я добирался бы из Берлина в Швейцарию часов 8, а здесь вся дорога мало того, что в три раза быстрее, так еще и в три раза дешевле.
КОРР.: Мы прилетаем не в Цюрих и не в Женеву, а в захудалый аэропорт в провинции Швабия, это на границе Швейцарии и Германии. Тут нет телетрапов и VIP-залов - экономика должна быть экономной. Следуя этому советскому принципу, фрау Мозер сколотила за 5 лет многомиллионное состояние.
Рената МОЗЕР, директор авиакомпании «Intersky»: Видите ли, наш базовый аэропорт очень удачно расположен, на стыке четырех границ, и моими самолетами летают граждане Австрии, Южной Германии, Швейцарии и Лихтенштейна, - это с одной стороны. С другой, всех их набирается не так много, чтобы привлечь сюда лайнеры дорогих перевозчиков, в этом и есть мой шанс.
КОРР.: Владелица самой маленькой в Европе «Low-cost»-авиакомпании живет неподалеку, на горной вилле в тирольских Альпах. В аэропорту бывает наездами, девчат-стюардесс проведать.
Рената МОЗЕР: Ну, девчата, счастливого полета.
КОРР.: И самолет проверить. На хвосте логотип ее авиакомпании, на носу - чужая реклама.
Рената МОЗЕР: Хотя если заказчик оплатит раскраску всего самолета своей рекламой, я лично дам указание с фюзеляжа наш логотип и название авиакомпании тоже, ведь главное что? - платите деньги.
КОРР.: А пассажиры с каждым годом платят все меньше. Реклама здесь - доходчивее некуда. В столице карнавала Кельн - это шутливая шапочка, Ангара - турецкий кофе, Осло - ледышки, Москва - матрешки. Налетай, все по 19 евро. Против таких аргументов традиционным авиакомпаниям возразить нечего. Рекламные цены - лукавые цифры. В них только стоимость самого полета, к ней добавляются топливные и аэропортовые сборы, плюс налоги и оплата услуг секьюрити. Но и в итоге получается в 3-4 раза дешевле, чем у национальных авиаперевозчиков. В европейской войне за покупателя «Low-cost»-компании уверенно одерживают победу. Берлинский аэропорт «Шонесфельд»(?) они взяли прочно. Левый терминал подобрал под себя «Изит Джет»(?), правый оккупировали «German Wings», де-факто это дочернее предприятие немецкой «Lufthansa».
Вольфганг ШМИДТ, региональный директор «Lufthansa» по СНГ: Зачастую пассажиры, выбирающие «Low-cost» и «German Wings», и те, что летают первым классом «Lufthansa» - это одни и те же люди. Сначала компания направляет своего менеджера в командировку первым классом, а потом на выходных он сам за свои деньги летит отдыхать с семьей низкобюджетной авиакомпании.
КОРР.: «Lufthansa» раньше других классических перевозчиков признала - за «Low-cost» будущее, и, не дожидаясь, пока догадаются остальные, вложила деньги в собственных конкурентов.
Эберхард ЭЛИЕ, пресс-секретарь берлинских аэропортов: Эти ребята наступают. В прошлом году на все три берлинских аэропорта дешевых перевозчиков было всего процентов 40, а в этом году их уже под 60.
КОРР.: Бюджетные авиакомпании экономят на каждой секунде времени. Только что в аэропорт Берлина прибыл самолет из Москвы, и прилетевшие туристы еще не успели выйти, а регистрация на обратный рейс уже закончилась. Здесь рассчитано все до мельчайшей точности, потому что время для них действительно деньги.
Это законные фастфуды, перенесенные в авиацию. Их самолеты обслуживаются со сверхзвуковой скоростью. На всю стоянку, загрузкой и выгрузкой багажа и пассажиров у экипажа и технических служб ровно 25 минут. Тут каждая секунда - пассажирские деньги.
Инкес ХЕПФНЕР, пресс-секретарь «German Wings»: Мы стараемся так спланировать расписание, чтобы за один день самолет облетел как можно больше стран Европы. Так выходит выгоднее и для нас, и для пассажира.
КОРР.: В их флоте только ближние магистральные суда. В условиях гигантских цен на нефть дешевые тарифы окупаются лишь на коротких маршрутах - до 2 тысяч километров, а это как раз европейский радиус. Рентабельность превыше всего, самолет «Изит Джет» проводит в воздухе до 11 часов в сутки. Для сравнения, у лайнера средней российской авиакомпании это 7 часов. Если в этом боинге что-нибудь сломается, на ремонт его, скорее всего, отдадут конкурентам из числа авиагигантов. Собственный ангар в бюджетах низкобюджетных авиакомпаний не предусмотрен.
Российский «Аэрофлот» чуть ли не последняя авиакомпания Европы, летающая в этот аэропорт по традиционным, дорогим тарифам. Немцы не задавили наших лишь оттого, что на российский рынок их впустили с жестким условием: дешевле российских компаний билеты не продавать.
Инес ХЕПФНЕР: Мы бы с радостью торговали в России по нашим обычным низким ценам, но, к сожалению, такой возможности нам не дали. Я вам на этот счет ничего больше не могу сказать. Попробуйте задать этот вопрос вашим чиновникам.
КОРР.: Менеджеры немецкой компании «DBA» лишних вопросов российским властям не задавали.
Гюнтер ЗАЙБТ, глава российского представительства «DBA»: Привет, добрый день, здравствуйте.
КОРР.: Три года назад они стали первым европейским «Дискаунтером», летающим в Россию. Конкуренты из числа крупных перевозчиков негодуют, пока их роскошные «Боинги» и «Эйрбасы» гоняют в Россию полупустыми, в стареньких «Фокерах» «DBA» всегда раскупаются 9 мест из 10-ти. Это очень простая арифметика.
Гюнтер ЗАЙБТ: Включая всю администрацию, начиная от генерального директора до уборщицы, в авиакомпании 36 человек на самолет. В «Lufthansa» это около 115-118 человек.
КОРР.: До конца 90-х бывало и вовсе так, что на одного сотрудника у крупной авиакомпании приходился один пассажир. Спору нет, расточительно, зато какое отношение к каждому клиенту. Французские вина, изящная гастрономия, обслуживание в небе, как в гранд-отеле на земле. Те роскошные времена, когда авиапутешествия были волшебным спектаклем, безвозвратно уходят в прошлое. Этот театр больше не нужен зрителям.
- Что будете кушать?
- Только воды, обычной воды.
ВЕДУЩИЙ: Итак, первой низкобюджетной авиакомпанией, открывшей рейсы в Москву, была «DBA», она же «Германия-Экспресс». Потом пришла «German Wings», потом итальянцы - «Уинт Джет»(?) и «Евалавия»(?). По системе «Low-cost» из Москвы сейчас можно улететь в Берлин, Мюнхен, Палермо, Штудгард, Кельн и Дюссельдорф. Но российских «лоукостеров» на рынке пока не видно, традиционные авиаперевозчики успешно держат оборону. Их логика понятна - дела и так идут трудно, зачем же лишние конкуренты. Даже западным «лоу-костерам» в России приходится повышать цены, на таких условиях их пустили на рынок.
Александр ЛЕБЕДЕВ, депутат ГД РФ, один из инициаторов создания «Low-cost»-авиакомпаний в России: Пока в нашей стране все разговоры об этих компаниях так и остались разговорами. Попыток было много, связано это с тем, что у нас все работает намного менее эффективно, чем в Европе. Но это должна быть государственная политика, это правительство должно бороться с монополиями за снижение тарифов.
 
Реклама
ВЕДУЩИЙ: Справедливости ради, традиционные российские перевозчики хоть и не считаются «лоу-костерами», часто действуют по той же схеме. Вот, скажем, «SibirS7» недавно продавала билеты в Нижний Новгород по 300 рублей в одну сторону. У других тоже бывают огромные скидки, но это, увы, разовые акции, они заканчиваются, и цены вновь растут. Могут спросить: а насколько востребован в России «Low-cost», нужен ли он здесь? Вот тут ответ очевиден.
Василий АЛЕКАНДРОВ, генеральный директор ОАО «Аэропорт Внуково»: К большому сожалению, у нас пока можно воспользоваться и пользуются воздушным транспортом порядка 3 процентов населения. Это абсолютно неправильно, когда в более 60 процентов территории России можно самолетом только долететь, если появится.
ВЕДУЩИЙ: И в завершении темы важный совет всем, кто собирается лететь «Лоу-костом». Имейте в виду, цены, которые они указывают в рекламе, это скорее всего не то, что вам придется заплатить. Стоимость билета сплошь и рядом указана в один конец, а если хочешь туда и обратно, ее надо удваивать. К тому же реклама почти никогда не учитывает налоги и аэропортовские сборы. Очень часто бывает так: обещали везти за 45 евро, а в итоге везут за 120.
 
Avro, респект за перепечатывание.
"ИзитДжет" это все ж наверное EasyJet
 
Назад