Продолжительность наблюдения пролетающего пассажирского самолета.

storming

Новичок
Уважаемые авиаторы.
Есть вопрос.
Однажды в хорошую погоду, я наблюдал за пролетающими пассажирскими самолетами. В нескольких киллометрах от меня (5—10км) проходил плотный воздушный коридор (Москва—Франкфурт скорее всего). Я находился на возвышенности (8—12метров) — горизонт был открыт. Погода была довольно ясная, был вечер и солнце подсвечивало пролетающие самолеты с их белым следом снизу.
Самолеты было видно уже далеко-далеко на горизонте. И я решил засечь по времени — как долго будет видно пролетающий самолет. Результаты меня поразили.
Я наблюдал пролетающий самолет (от одного края горизонта до другого) около 15 минут. Я посчитал: в среднем, крейсерская скорость пассажирских самолетов такого класса ≈ 800 км/ч, следовательно, получается, я наблюдал путь самолета равный ≈ 200км. То есть спектр просматриваемого неба с высоты ≈10м равен около 200км.
Все подсчеты делал сам. Кому ни скажу, что просматривается около 200 км небесного пространства — никто не воспринимает всерьез.
Нигде в инете про что-либо подобное инфы не нашел :(
Интересно выслушать мнение профессионалов.
 
Реклама
storming, мне запомнилось из детства, что один штурман на мой подобный вопрос "на сколько км можно видеть землю с самолета на высоте 10 км" ответил - до 150 км. Имелось ввиду - в одну сторону. Я ему поверил на слово, а проверять лень, хотя задачка из школьного курса геометрии :)
Так что, если это верно, то вы можете наблюдать самолет на протяжении 300 км его пути, что в принципе вполне сходится с вашими расчетами.
 
storming, из службы. Я по молодости служил на командном пункте (Мончегорск), у нас был маршрут полёта на разгон и набор высоты (2а). На этом маршруте истребители (МиГ-31) разгонялись на М 2++ и набирали 18-20 км высоты. Чтобы они не пропадали с экрана РЛС, мы давали команду на выполнение разворота на дальности 220-230 км. Ещё километров 20 самолёт на такой скорости идёт утюгообразно по прямой, дальше начинает разворот (с радиусом 40-50 км).
Это всё я пишу к тому, что с наблюдательной вышки командного пункта невооружённым взглядом было в хорошую погоду видно блики и инверсионный след самолёта в процессе разворота, т.е. километрах в 240-250.
 
Спасибо! Barrsuk.
Вы меня сильно порадовали.
Просто было очень обидно, когда меня в идиота рядили. (Смеялись — «Чувак, который видит на 100 км») А подтверждения нигде не найти. Если встретите этого штурмана — пожмите ему за меня руку. :) Весьма благодарен.
Кстати — форум весьма интересный.
 
Topper
Спасибо.
Это еще раз все подтверждает.
Даже более того.
На самом деле — я видел пролетающий самолет гораздо дольше. Просто побоялся цифр и все округлил в меньшую сторону.
 
Кстати, раз уж начал… Может быть кто знает, где можно посмотреть карту воздушных коридоров? Искал где только можно. — Нет. Или таковых вообще не существует?
 
storming, наоборот, их существует много томов... :D
Нужно знать, какой район. На работе были карты, щаз выходные, дома карт нет.
-----------------------------------
Кстати, наберите в Яндексе поиск картинок по слову Jeppesen - выдаст кое-что наглядное о картах, аэронавигационных сборниках и даже о самом Карле Джеппсоне.
 
Последнее редактирование:
Topper — Спасибо за наводку.
Сейчас попробую пояндексить с «Jeppesen» — может что и нарою.
Я из Беларуси. Естественно интересуют коридоры над Беларусью, в частности над Брестской областью. Если у вас на работе есть кары коридоров над Беларусью — буду очень признателен, если поделитесь.
 
Seagull_JL — Спасибо. По-моему нашел, что хотел. Качаю.
Очень рад, что нашел.
Странно только то, что карты выкладывают засканенные. Неужели нет электронных?
2008 год на дворе.
А вообще мне и скан за великое счастье. Спасибо.
 
Реклама
storming сказал(а):
Все подсчеты делал сам.

Когда- то, давным- давно, в справочнике штурмана попалась эмпирическая формула для определения дальности прямой видимости в зависимости от высоты наблюдателя- точно не помню, но что- то вроде D= какое- то число, помноженное на корень квадратный из высоты наблюдения.
 
wetrolom — спасибо за формулу. («D» — скорее всего, что-нибудь кратное радиусу земного шара.) Интересно было бы узнать это число :) ?
xoid — Скачал засканенные. Нормально. Все отчетливо видно.
Вообще, честно сказать, не имел надежды на то, что найду эти карты.
До сих пор в офигении от счастья, что нашел… :)
Кстати, вектоные карты (электронные) должны значительно меньше весить, нежели растровые (jpg, gif, png…)
 
Последнее редактирование:
Дальность прямой видимости обуславливается двумя факторами:

1.Кривизна земли.
2.Прозрачность среды

В идеальных условиях расстояние видимости до обьекта на высоте 10000 метров будет 412КМ
12000M 451КМ соответственно если Вы находитесь на высоте уровня моря.

Для дальнейших расчетво удобно воспользоватся формулой:

daln1.gif


которая определяет дальность УКВ связи на прямой видимости в зависимости от высоты подема антенн.
В вашем случае одна из "h" будет ваше превышение над уровнем моря а другая "h" высота летательного аппарата.

"R" будет соответственно максимально возможное видимое расстояния до обекта, так как расстояние максимальное, то обьект надо полагать будет сидеть прямо на линии горизонта т.е. в вашем случае расстояние физической видимости будет несколько менее так как даже если среда полностью прозрачна то обьект будет сливатся с горизонтом хотя тероретически имея хорошую оптику возможно вы его и заметите :)

если посмотреть по ссылке:

http://cityradio.narod.ru/kv/antennes/rasch_formul.html

для особо ленивых имеется и соответствующий калькулятор рядом с вышеуказанной формулой :)

Успехов!
 
Последнее редактирование:
Кepим Aбдyл Джaбир сказал(а):
1.Кривизна земли.
2.Прозрачность среды
Есть ещё третий фактор, который может очень сильно повлиять на видимость- наличие препятствий в месте наблюдения, например горы ;)
 
Кepим Aбдyл Джaбир — спасибо за ссылку и за теорию. Как я сразу не догадался в характеристиках антенн поискать…
А оптика слава Богу есть. Прикупил себе 50Х портативный телескопчик. Очень доволен им. Правда без штатива сложно удержать далекий объект в объективе.

Hochol — да, естественно, горы существенная помеха.
 
Про дальность: необходимо помнить об атмосферной рефракции, которая позволяет буквально заглянуть за горизонт :)
 
Seagull_JL сказал(а):
Когда летишь южнее Ладожского озера, видно Финский залив с Питером, собственно Ладожское озеро и Онежское озеро одновременно. В белые ночи красота безумная.
+1
Однажды довелось увидеть, действительно очень красиво :pivo:
 
Hochol сказал(а):
который может очень сильно повлиять на видимость- наличие препятствий в месте наблюдения, например горы

это уже условия отличные от идеальных т.е. отсутствие препятствий и прозрачность среды ;) хотя если взгромоздитццо на гору то дальность слегка увеличитццо :)
 
Назад