Вначале для всех.
Не зная тонкостей реализации прошу не рассуждать об этом. Сожалею, но все вы рассуждаете по самолётному, а в этом вопросе (технической реализации) необходим более глубокий радиотехнический подход.
Никаких квадрофонических гарнитур, никаких право-лево, тем более точности +/- 30 градусов...
Довожу до вашего сведения, что
1) точность локализации человеком звука - 2 градуса по горизонту и 5 градусов по вертикали, а все потому, что слух - это не только уши, а ещё и мозг.
2) гарнитуры для этого применяются самые обычные, с незначительными особенностями в частотном спектре (ну и есть там ещё одно предложение по поводу расположение динамика относительно уха, но это частность). Боюсь с ГСШ-18 толку не много будет.
3) локализация - это в первую очередь психоаккустика, моно звук обрабатывается психоаккустическим процессором, координата корректируется устройством слежения за положением головы и подаётся в головные телефоны.
Мною задумано реализовать:
- синтезированную звуковую индикацию самолёта вошедшего в опасную зону системы TCAS;
- Локализовать в пространстве переговоры экипажа между собой, с диспетчером, сообщения РИ (речевого информатора);
- локализовать в пространстве сигналы радиомаяков (возможно использовать в качестве резервной индикации);
- ещё думаю над целесообразностью локализации служебных тональных сигналов, дублирования сигналов уборки шасси (скорее постановку шасси на замки или закрытия створок) и др..
Ещё раз заострю внимание! Подобное есть смысл реализовывать в рамках разработки комплексной системы безопасности.
Теперь отвечу конкретно каждому.
Horse сказал(а):
Ну, во-первых, на современных ВС не требуется постоянно пасти индикатор TCAS, он носит информативный характер. Просто для представления окружающей обстановки. А вот в случае возможного конфликта информация выводится автоматом как минимум на 3 дисплея, и пропустить ее практически невозможно.
Вот как раз для случая возможного конфликта я и пытаюсь оптимизировать индикацию. Пропустить сигнал невозможно, я понимаю. В такой ситуации важно ВОВРЕМЯ и ВЕРНО оценить информацию. Командные указания TCAS выдаёт тогда, когда кроме них уже ничего нельзя сделать(и раздражитель они ещё какой!), я же предлагаю свою индикацию (кстати дифференцированную по уровню громкости в зависимости от координат) не для разрешения конфликтной ситуации, а для её предупреждения. Как вы говорите "не требуется постоянно пасти индикатор"? Только, когда прое..те самолёт и резойдётесь с ним в паре десятков метров под радостные вопли речевого информатора (не дай Бог), тогда пожалеете, что не "пасли индикатор". Проще говоря я предлагаю трёхуровневую систему индикации. Первый уровень - монитор (общая информация). Второй уровень - локализованный звук приближающегося самолёта в наушниках (ЛА вошёл в зону повышенного внимания). Третий уровень - командные указания РИ и TVI (единственно возможные действия).
Horse сказал(а):
разбаланс звука в гарнитуре вправо-влево в первую очередь вызывает дискомфорт и желание проверить разъёмы или постучать по "неработающему" динамику гарнитуры, а уже потом решать задачу
Вы же когда без гарнитуры с человеком, стоящим справа, разговариваете не ковыряетесь в левом ухе на предмет пробки. Для человека естесственна пространственная локализация. Наушники в этом случае будут восприниматься совсем подругому. Вот если пилота сегодня без предупреждения одеть в такую систему, то будет именно ваш сценарий.
Horse сказал(а):
Что касается синтезирования "звуков приближающегося ЛА", Вы можете себе представить, что это будет в зоне Франкфурта или там, Лондона? Там и так сплошной гвалт в эфире, куда еще раздражителей добавлять?
Представте себе ситуацию, вы находитесь в толпе, в это же время разговариваете с товарищем, и вдруг откуда-нибуди выезжает машина (так например бывает на рынках). Так вот в таких условиях шум вокруг совсем не будет мешать вашему разговору, да и звук автомобиля вы услышите вовремя и отойдёте в сторону, при этом тоже практически не прерывая разговора. Секрет кроется в свойстве человека
распределять внимание среди пространственно разделённых звуков. Самая, что ни на есть, психоаккустика! Поэтому как раз для таких случаев, когда всего много (лондон, Франкфурт и др.), погода не очень, да ещё что-нибудь идёт не совсем как задумано, как иногда бывает, все мои старания. И всё это относится как к TCAS, так и к переговорам. В сложной ситуации идёт работа в экипаже, говорит земля, другие борты, РИ, да ещё и пищит что-нибудь, и если вдруг всё это случается одновременно, пространственная локализация, без сомнения, будет актуальна. А звук TCAS НЕ должен быть на столько раздражительным, как сирена, но должен быть максимально информативным, т.е. однозначно ассоциироваться с источником, в нашем случае ЛА. На фоне этого звука радиосвязь и переговоры должны быть чётко различимы.
Тут вырисовывается ещё одна проблема - качество звучания современной радиосвязи. Уверен, что "Баклан" приблизит все вышеописанные эффекты нк нулю.
Повторюсь. Система не самостоятельна, а рассматривается, как часть комплекса.
Horse сказал(а):
Угу, ладно, допустим идея реализована... В КВАДРОФОНИЧЕСКОЙ гарнитуре, которой пока нет, но пусть будет, появляется источник звука справа-сзади...
Далее, судя по Вашему посту, цитирую:"И его ощущения первичны." Раз первичны, то первична и реакция. Т.е. пилот первым делом крутит башкой в сторону звука.... в сторону от приборной доски! И что дальше?
Сирена почти на всех ЛА находится сзади и, уверяю вас, ни один лётчик не поворачивает голову назад, когда она срабатывает.
310 сказал(а):
Кстати, современная модификация TCAS не предполагает определение пространственного положения интрудера по отношению к вам. ТCAS просто приказывает установить и поддкрживать определенную вертикальную скорость.
Учите матчасть! TVI помимо командных указаний показыват и такие параметры, как удаление, превышение/принижение, и степень опасности ЛА, та же картина на КИНО (комплексный индикатор навигационной обстановки) в современных комплексах. Я уже говорил, что когда дело доходит до командных указаний - недалеко и до инцедента, а то и, не дай Бог, покруче...
310 сказал(а):
Звуки от приводов, ИЛС, ВОРов вообще в полете не нужны.
Когда всё работает нужно только бортпитание и покурить. Штурман тоже не нужен, когда всё нормально. Только когда двигатель отказывает или топливо на нуле его долго ещё благодарят командиры, за то, что точно на полосу вывел. Так же и с приборами, особенно резервными. Откажи индикатор курсовых углов в сложных метео - туго будет. Оговорюсь лишь, что предложенная индикация наиболее актуальна при визуальных полётах и взлётах посадках по приводам на необорудованные аэродромы. Да и спорный вопрос, я ещё думаю над этим.
Частный пилот MFS сказал(а):
это потребует настройки и контроля наушников и системы формирования сигналов - лишние регламенты, головная боль для техсостава;
По секрету скажу, я сам представитель этого самого техсостава.
Для техсостава головная боль - это весь самолёт. Хуже уже не будет. К тому же современные самолёты - не такая уж и головная боль. Так, например В747 обслуживает 1 (один) человек! Грамотный интерфейс, ноутбук подмышкой, и дело в шляпе.
Частный пилот MFS сказал(а):
переговоры экипажа пишутся, если нажата кнопка СПУ
А в Ту-154 есть кабинные микрофоны, которые пишут всё подряд и в боингах они есть. (А на Як-40 вообще нет звукозаписывающей аппаратуры, они только радио в наушниках слушают, и то СГУ включают,а ККП так читают)
Частный пилот MFS сказал(а):
Да и по делу иногда надо дать команду или информацию без магнитофона
А на счёт этого вот какая мысль пришла в голову не далее, чем вчера. Можно поставить в наушники мокрофоны и фильтры высоких частот,как в противошумных наушниках (всё это весит пару десятков граммов), и можно будет наушники не сдвигая разговаривать. А гарнитуры нынче делают удобные, так что и уши болеть не будут.
Ребята, спасибо, что участвуете в обсуждении. Приятно, что вы статаетесь мне помочь. От души благодарю.
Жду продолжения полемики.