QNH или QFE?

    310

    Сторожил
    В гостинице не порисуешь.
    Я там, выше про AFS по-ангельски напостил. Попробую развить тему на общепонятном.
    Дело в том, что на популярных ныне в России самолетах марки Аэробус система автоматического управления полетом AFS сконструирована таким образом, что ее эффективное и правильное использование возможно при исрользовании QNH. QFE не под запретом, поинтересуйтесь в С7, но использование QFE вносит определенные ограничения на возможности AFS и загружает пилотов дополнительным контролем.
    Прежде всего это касается навигации на аэродромах с превышением выше уровня моря и с выполнением первого разворота на определенной высоте.
    Для примера:
    Превышение 2000 футов
    Первый разворот на 200 метрах или 700 футов QFE.
    Для навигационной составляющей FMS первый разворот в F.PLN заложен на 2700 футах (2000+700). Соответственно, при использовании QFE на взлете самолет в режиме NAV будет лететь вперед до набора 2700 вместо 700, соответственно удаление первого разворота будет в 4 раза больше нормального.
    Можно заставить пилотов не использовать NAV, а крутить HDG/S. Только надо ли на самом ответственном этапе грузить оператора дополнительными функциями?
    Вот и вылетают по QNH. При этом, в случае отказа двигателя на взлете, для возврата надо переставить давление на QFE. Где гарантия, что пилоты поставят правильное?
    Иностранцы летают в России по QNH. Правда, для успокоения УВД сообщают якобы установленное давление QFE и снижение до соответствующих хайтов. Диспетчеры пилюлю глотают. Видят, что их дурят и молчат. А что поделаешь, не заставишь же иностранца делать то, что тот считает небезопасным. И инспектора на перрон к нему не зашлешь. Что ему ИБП сказать сможет? Летайте по пещерным законам? Закон - тайга, прокурор - медведь?
     

    Horse

    Истребитель авиакеросина
    прочим между, касательно аэродромов с ...эээ... некоторым превышением над уровнем моря: практически на всех, на которые мне пришлось летать, в схемах стоит примерно такой постинг: заход по QFE, QNH по запросу. В Алматы, к примеру, мне не хватило шкалы альтиметра (не выпендриваюсь, у меня он так и именуется), чтоб выставить QFE. А в международном а/п Иссык-Куль
    http://i121.photobucket.com/albums/o236/Airhorse/Flights/DSC09513.jpg
    http://i121.photobucket.com/albums/o236/Airhorse/Flights/DSC09511.jpg

    вообще пришлось снижаться по РВ, т.к. диспетчер запутался сам и нас почти запутал в пересчетах, путая высоту в метрах, футах и декалитрах.:D
    Т.е. мы заранее все пересчитали и устаканили для себя, но он уж очень старался нам всю малину... огорчить...
     
    Последнее редактирование:

    Horse

    Истребитель авиакеросина
    310 сказал(а):
    Иностранцы летают в России по QNH. Правда, для успокоения УВД сообщают якобы установленное давление QFE и снижение до соответствующих хайтов
    Неверно, летаем по QFE, там где требуется, но, поскольку высотомеров отечественных нет, выдерживаем высоты по альтиметрам в пересчете по таблицам, кстати, узаконеным во всякоразных документах согласно договорам ИКАО. Погрешность минимальная, в пределах допусков.
     
    Последнее редактирование:

    310

    Сторожил
    У нас проще. Компания установила свое policy и приказала считать QFE глупой выдумкой. Перед заходом в Москве запрашиваем QNH. Нам заздраженно сообщают уже высчитанную нами цифру. Ее ставим на "альтиметер" и, умиротворенно докладывая установку любимого в России QFE, снижаемся и заходим по QNH.
    Глупо все это, как будто фигу в кармане держим.
     

    denokan

    Старожил
    Нас пытаются точно так же заставить. Когда-нибудь это плохо кончится - кто-нибудь поставит высоту по давлению аэродрома, а давление поставит приведенное...
     

    310

    Сторожил
    Были случаи. Сам ловил за руку желающих поставить на FCU 3000 перед взлетом в DME, когда на высотомере QNH.
    Кстати, а как в компаниях летающих по QFE используется MSA, которую публикует Jeppesen? Или в этом случае превышение аэродрома служит дополнительной "защитой"?
     

    denokan

    Старожил
    Для полетов по России у нас АНИ. Там по QFE в метрах, если указано, то в футах по QNH.
     

    310

    Сторожил
    Не припомните, на память в DME какие величины MSA? По Jepp 3900 и 2300.
    Там по QFE в метрах, если указано, то в футах по QNH.
    То есть RossJepp публикует метровые МБВ? Просто давно сборников RossJepp в руках не держал
     
    Последнее редактирование:

    310

    Сторожил
    От Horse: выдерживаем высоты по альтиметрам в пересчете по таблицам
    Пересчитывать с метров на футы не надо только на новых самолетах типа А320. В остальных использование таблиц обязательно.
    Прикольно, а иногда и не очень, когда приходится объяснять человеку, летавшему только по футам и только по QNH, что 2200 на FCU это то же самое, что говорит диспетчер про 500 метров по QFE, но только в футах и по QNH.
    "Но доложи ему, что снижаемся по давлению (QFE) 500 метров"
    Зато после посадки этот человек смотрит на тебя как на колдуна, который какими-то непонятными заклинаниями посадил самолет на нужную ВПП
     

    310

    Сторожил
    Вспомнил, что и в советские времена были аэродромы, на которые самолеты заходили и взлетали по QNH (приведенному давлению).
    Один из таких был Чолпон-Ата на берегу Иссык-Куля. Превышение 1610 метров. Устанавливать QFE шкалы не хватало. Наверно только из-за этого конструктивного недостатка заходили по приведенному. Зато специально перед полетом проводилась предварительная, где объяснялось, что такое приведенное давление (QNH) и что на высотомерах в момент посадки увидим превышение аэродрома. Мол, не удивляйтесь.
     

    Техник

    Старожил
    310 сказал(а):
    Один из таких был Чолпон-Ата на берегу Иссык-Куля
    Говорят он и сейчас есть - работает от восхода и до захода солнца.
    И заходом солнца там можно $ управлять :D
     

    310

    Сторожил
    Вот, вытащил тему из небытия.
    Совсем свежий диалог с диспетчером Круга в ДМЕ:
    ATC - XXX, descend 500 meters by QFE 997
    Crew - Descending 500 meters by QFE 997, request QNH
    ATC - QNH is 1013, but you must descend by QFE 997
    Crew - Okay!
    После чего экипаж ставит QNH, согласно компанейским SOP и выполняет заход на посадку.
    В связи с чем вопрос:
    Диспетчер в состоянии контролировать установку какой цифири экипаж выполнил на своих высотомерах?
    Если не в состоянии, зачем эти грозные MUST?
    Считается ли компания нарушителем правил полетов в России, если позволяет себе такое отношение к этим правилам? Могут ли воспоследовать санкции?
    Есть ли иностранцы летающие в России по QFE и россияне, летающие по QNH?
    Возможен ли консенсус или так и будем оборонять рубежи 1913 года?
     

    denokan

    Старожил
    Недавно тоже был свидетелем, где иностранцу прямым текстом сказали, что в России не выдаются высоты по QNH и ему придется снижаться по QFE.
     

    310

    Сторожил
    Просматривая учебный фильм на DVD - Communication Error, натолкнулся на простое разъяснение зачем при запросе запуска нужно сообщать принятый по ATIS и установленный на высотомерах QNH.
    Оказывается это необходимо, чтобы в наборе до высоты перехода избежать возможных «прострелов» и сближений. Не блажь, а дополнительный контроль с целью поддержания БП.
    К России это прямого отношения не имеет, так как высота перехода везде достаточно низка и ниже ее летают только по кругу, хотя, так как в большинстве портов после взлета надо занимать высоту круга, прострел может очень легко получиться. Поставили вместо 996 - 966, например, и заняли на 300 метров выше. А там летит кто-то. Неприятность!
     
    Последнее редактирование:

    310

    Сторожил
    Недавно после взлета в ДМЕ экипаж поставил давление 1013 на высотомерах на высоте 4500 футов, вместо положенных 3900. Все остальное время заняла уборка механизации, поиски пилотировавшего пилота (не шибко опытного в полетах с метровой таблицей эшелонирования) правильного футового значения эшелона 1800 м, уклонение от небольшой засветки и переговоры с диспетчером Круга. Взлетали по QNH 1008. Если бы набирали 1500 м (FL 49) и в этой свалке забыли вообще поставить давление на 1013, то перелетели бы на 150 футов. Плохо, но не смертельно. А если бы взлетали с использованием QFE, то проскочили бы заданную высоту на (1013 - 989) х 28 = 672 фута или около 200 метров, а это уже криминал. И причем на ужасное преступление пилоты бы пошли не сознательно, а просто вследствие старой русской традиции все вокруг делать сложнее и неудобнее. Правила полетов в том числе. Очевидно, чтобы жизнь медом не казалась.
     

    310

    Сторожил
    Опять нарвался в Домодедово на раздраженное и невежливое: XXX Descend by QFE 997!!! QNH 1016 for your information only!!!!
    Зачем так переживать? Экипаж вежливо спрашивает, скажите ему цифру и всем будет щастье. Может летчики эту цифру записывают в отчет МСРП и вовсе для захода не используют?
    Если сомневаетесь в честности пилотов, пришлите на борт инспектора по безопасности. Пусть манагеры и инспекторы разбираются между собой и выдают инструкции. А то получается, в воздухе собачатся исполнители инструкций, а их авторы как бы и ни при чем.
     

    newbie

    Наглый котяра
    310 сказал(а):
    В связи с чем вопрос:
    Диспетчер в состоянии контролировать установку какой цифири экипаж выполнил на своих высотомерах?
    Если не в состоянии, зачем эти грозные MUST?
    1. Не в состоянии
    2. Мы были свидетелем, как в результате непонимания (которое возникло в результате хамского поведения диспетчера в Ш) трансатлантик ушел на запасной - он запросил QNH, ему отказали его дать и сказали про QFE (довольно кстати невежливо). Он сказал что ему согласно SOP надо QNH получить. Диспечер ему порекомендовал посчитать самому и уе.. нах если не может (вежливее чем написал я - но по тону именно так), на что американец запросил divert to alternate и ушел в Хельсинки
    Все это на фоне гроз вокруг и могучего трафика.
    Довольно неприятный осадок оставило
     

    310

    Сторожил
    Судя по всему, экипажи Западных авиакомпаний пытаются нести разумное-доброе-вечное в Россию. Понятно, что это воспринимается в штыки местными работниками как и любой "экспорт революции". Прогресс возможен только тогда, когда сами Российские пилоты и диспетчеры дойдут до понимания того, что безопасность полетов важнее исторических амбиций.
    Очень бы не хотелось, чтобы "мужик" за пультом перекрестился, только дождавшись когда гром грянет.