Радиовысотомер и лёд

DAR

Старожил
Слышал в Антарктиде поначалу много самолетов побилось из-за того что радиовысотомер показывал расстояние до скальной породы, а не до поверхности льда. После этого изобрели новый способ радиолокации льда.
Вопрос, на Ил-76, которые летают в Антарктику обычные радиовысотомеры стоят? как лётчики обходятся без них, если показания врут.
Как обстоит с этим в Арктике?
 
Реклама
Я думал, что они исключительно визуально там летают, особенно "поначалу".
В этом случае погрешность радиовысотомера тоже опасна?
 
Визуально там тоже наверное непросто, кругом всё белое поле, глазом сложно ухватиться и определить на глаз высоту.
 
DAR, А при полетах над морем - РВ показывает высоту до"скальных пород" дна? Взрослый человек, а в такие сказки верите.
 
Да какие уж там сказки. Годиков этак 13 назад рухнула на лед Тазовской губы восьмерка в условиях снежного вихря. В заключении комиссии было указано на то, что РВ указывал высоту не от зеркала воды (льда), а от дна.
 
hohol, Во всяком случае хотелось бы видеть этот отчет. Может там писалось о не выставленной высоте на "барометре"? Ну а по поводу "до дна" - вот убейте, сколько не летал но РВ (гадюка) даже кроны деревьев видел, не говоря уже о поверхности моря.
 
DAR, А при полетах над морем - РВ показывает высоту до"скальных пород" дна? Взрослый человек, а в такие сказки верите.

про воду в состоянии жидкости я вообще в вопросе темы не затрагивал. Только лёд.

Из РЛЭ для Ан-2:
Раздел "Радиооборудование": "Примечание.
Показаниями радиовысотомера РВ-2 или РВ-УМ не рекомендуется пользоваться в следующих случаях:
— при полетах на высотах менее 50 м над толстым слоем льда или снега, так как радиовысотомер может измерять высоту с большой
ошибкой;..."


Ну и к слову:
Первое зафиксированное радиоотражение от подповерхностных структур было получено случайно на ледовом аэродроме в Антарктиде А. Уэйтом в 1957 г. Он обратил внимание на то, что радиовысотомер показывал высоту 900 футов еще до момента отрыва самолета от взлетной полосы. Оказалось, что радиовысотомер, который представлял собой импульсный радиолокатор, фиксировал отражение от нижней границы ледника.

Это послужило началом исследований вопроса об использовании радиолокации в геофизике. Вскоре было выяснено, что применение стандартных радиолокаторов возможно только в очень ограниченном количестве случаев, когда затухание радиоволн в среде мало, например, для льда, сухих песчаников, каменной соли. Для подавляющего большинства земных пород затухание радиоволн очень велико и отраженные от самых близких объектов сигналы затухают столь быстро, что накладываются на зондирующий импульс, который к этому моменту еще не успел закончиться. По этой причине они не могут быть зарегистрированы.
http://www.geo-radar.ru/articles.php
 
Последнее редактирование:
Еще немного интересного:

Из передачи Александра Гордона
"Ледниковое озеро"
(об удивительном феномене - законсервированном озере под 3 км слоем льда в Антарктиде):
Рассказывает Игорь Алексеевич Зотиков — член-корреспондент РАН, главный научный сотрудник Института географии РАН:

" Но опять нам повезло. В то время Полярный институт в Кембридже возглавлял Гордон Робин, мой старинный, идейный друг. Он, так же как и я, был теплофизиком и занимался тепловыми расчетами. Именно он первым обратил внимание на то, что когда самолеты в плохую погоду совершают посадку на ледник, иногда случаются аварии. По радиолокационному прибору (радиовысотомеру), который всегда есть на борту самолета, получается, что до поверхности льда еще далеко, а на самом деле вдруг лыжи самолета ударяются о землю, и случаются катастрофы.

И Гордон Робин объяснил причину этого явления: радиолучи проходят насквозь толщу льда и отражаются от нижней границы ледника, а не от поверхности лед-воздух. И вот, используя эту идею, он и создал методику радиозондирования ледника."

Стенограмма тут: http://marsexx.narod.ru/gordon-2.html
Передача в видео тут: http://repka.tv/video/80327/
 
Ну чтож, надо почитать РЭ на радиовысотомер РВ-2 (или подобный). В любом случае для контроля всегда есть "барометр". По нему (кстати) и производится (во всяком случае ранее) посадка.
 
Реклама
— Товарищи, а на моем самолете радиовысотомер что-то непонятное показывает.
Это Миша Стекольщиков решил наконец поделиться своими бедами
— В каком смысле непонятное? — заинтересовался Мальков.
— Да в том смысле, что в Мирном он одно показывает, а на Пионерской — другое Вот вчера зарулил там на стоянку. А радиовысотомер вместо ноля показывает около шестидесяти метров. Как понимать? Ладно, думаю, погода пока хорошая, да и полеты интенсивные, поработаю пока так. Но все же сказал бортмеханику, чтобы в Мирном специалисты проверили. А в Мирном и проверять нечего — прибор на стоянке показывает ноль высоты. Что за чудеса? Думал, мне показалось. Загрузился бочками с соляркой, и опять на Пионерскую После посадки, еще на рулении, слежу за показаниями радиовысотомера. Он уверенно, без всяких колебаний показывает, что мы находимся.. на высоте шестьдесят метров! Потом опять проверил в Мирном: по прибору высота — ноль. Так что дело не в приборе, он исправен.
— Это точно, и у меня такая же картина, — подтвердил Мальков. — На Пионерской и Комсомольской радиовысотомер показывает пятьдесят — семьдесят метров Чертовщина какая-то!
— И у нас тоже, и у меня, — раздались голоса других летчиков.
— А чего ж вы молчали раньше? — возмутился Миша
— А того же, чего и ты! Погода хорошая, да и барометрические высотомеры работают хорошо.
— Ну а в чем же дело все же?
— Наверное, так, — пытается объяснить Долматов. — В Мирном наши самолеты стоят на плотном чистом льду, а на Пионерской и Комсомольской плотность снежного покрова недостаточная, видно. Сигналы радиовысотомеров отражаются от глубинных, более плотных слоев ледникового купола Конечно, это только соображения, ну а точнее объяснят, надеюсь, специалисты-гляциологи.
— А для нас — мораль! — сделал выводы Минь-ков. — При дальнейших полетах эти ошибки радиовысотомеров необходимо учитывать, пригодится в плохую погоду. Вовремя Стекольщиков обратил внимание на это!
http://www.kapustin.boom.ru/liter/polar/arctica23.htm
 
zloy, Вас почитать,получается РВ вообще не нужен!Тогда потрудитесь объяснить,зачем его вообще ставят?Раз Вы так уверенно обо всем рассказываете
 
Снег/лед отражает радиоволны вполне нормально, но часть из них проходит насквозь и действительно отражается от твердых пород. Если высота над поверхностью снега меньше нижнего предела измерения радиовысотомера, то схема измерения не заметит первый отраженный сигнал, а заметит только второй. Однако, это зависит от диапазона измерений, а возможно, и от типа высотомера (импульсный или фазовый).
 
Lexich, Интересно, а на кой фиг устанавливать давление аэродрома? Ведь есть же в комплекте РВ. Но как ни прикольно, но указатель РВ не стоит в пилотажной группе (это те приборчики, которые обведены беленькой линией). Кроме того, я указал, что ранее (это в мою летную практику), как основным прибором пользовались именно "барометром", но с контролем по РВ. Да РВ мог пискнуть и моргнуть лампочкой при сближении с землей, но весь полет-то контролировался по "барометру". Запись в К3-63 велась с "барометра", запись в МСРП велась с "барометра". Вы спрашиваете зачем тогда (ну допустим на Ан-12) ставили РВ? Для контроля, для возможного дублирования при отказе "ПСД" или "высотомера барометрического". Да и просигнализировать "опасное сближение с землей" ему было абсолютно не лишне.
А вот где в моих записях вы нашли полное неприятие РВ? Или это ваше умение читать между строк? Или сейчас летают только по РВ? Или АТИС каждых пол-часа горланит давление дня "просто для сотрясания мебраны в гарнитурах экипажа"?
Что-то не складывается у вас с пониманием собеседников.
 
Антон, Надо бы уточнить у АОшников, есть ли какие нибудь калибровки по помехам от "вторичного сигнала". В принципе, то что Вы написали, вполне возможно, но с одним но - этож какой чистоты должен быть лед? Все равно (даже если полоса только что очищена до "голубого прозрачного" льда) примеси грязи или снега на покрытии должны наблюдаться, а значит и первый сигнал должен быть, и схема должна обрботать именно его (даже если он и слабее).
 
zloy, речь не о помехах от вторичного сигнала и не о чистоте льда. РВ всегда отсчитывает высоту по первому (самому раннему) из отраженных сигналов. Но если мы сидим прямо на льду, то этот первый сигнал приходит еще в "мертвое время", и измерительная схема его просто не видит. Поэтому она ошибочно принимает второй сигнал (от подстилающих пород) за первый, даже если он намного слабее.
 
Последнее редактирование:
Но как ни прикольно, но указатель РВ не стоит в пилотажной группе (это те приборчики, которые обведены беленькой линией)
вы мне можете не утруждаться в объяснениях,что обведено беленькой линией на Советской технике...

Для контроля, для возможного дублирования при отказе "ПСД" или "высотомера барометрического"

Только вопрос,где используется РВ?С какой высоты?Вряд ли у вас РВ работал на эшелоне:D

Или сейчас летают только по РВ?
тогда объясните мне методику захода по CAT II и III...
 
На Ил-14 стоял радиовысотомер малых высот РВ-2.
Есть ли у него мёртвая зона? У кого есть его описание.

К тому же, если самолёт снижается, то поверхность не может быть в мёртвой зоне.
Таким образом, врать он может только на стоянке. И вообще, на любой стоянке он будет показывать молоко.
 
Последнее редактирование:
Есть случаи когда баровысотомер вам будет,как "зайцу стоп-сигнал" ,а вот РВ вам очень сильно поможет!
 
Реклама
Антон, Если я вас правильно понял - это если не переключить диапазон измерений, или положить хвост (или брюхо) на лед? Но ведь диапазон измерения у любого РВ начинается с нуля (причем стоит он не на земле). Поэтому, согласно логике, "на льду лежать" он не может. Правда возможен вариант, когда непосредственно под антеной РВ расположится сугроб (наледь, торос) - тогда действительно, "привыкший" считать со "своей установочной высоты" РВ может и взбрыкнуть.
 
Назад