Расположение крыла

JaMoS

Новичок
Здравствуйте, уважаемые авиазнатоки!
Давно интересует вот такой вопрос. Почему для почти абсолютного большинства пассажирских самолетов (за невеликим исключением вроде Ан-148, BAe-146 и региональных турбопропов - и то не всех) избрана схема с нижним расположением крыла, а для большинства грузовых самолетов - с верхним?
И если уж на то пошло, то какие преимущества у каждой из схем? По крайней мере, для пассажира явно предпочтительнее верхнее крыло: оно и солнце затеняет, и позволяет получше рассмотреть пейзаж, проплывающий внизу :))) Но это, конечно, чистая лирика. А что же говорят теория и практика?
 
Реклама
Грузовики, имеющие рампу, затачивались под внеаэродромное применение. Для этого двигатели надо поднять насколько возможно повыше. А размещение двигателей на крыле — самый рациональный вариант для любого самолёта (если это конструктивно возможно). Отсюда — преобладание высокоплана среди ВТС.

Теперь по паркетникам...
Низкоплан по комплексу факторов лучше — его удобнее обслуживать. В низкое крыло можно убирать шасси — это разгружает крыло в полёте, как и размещение двигателей на крыле. Некоторые высокопланы тоже убирают шасси в крыло (Ан-24, Dash), но такие шасси слишком тяжёлые. А у высокопланов, убирающих шасси в фюзеляж, узкая колея, что часто "не гуд".
Ушла (слава богу!) в прошлое ещё одна причина — при вынужденной посадке низкорасположенное крыло брало на себя часть удара, а при посадке на воду служило поплавком. Правда, недавняя посадка 320-го на Гудзон воскресило в памяти и это преимущество.
 
Экзот,
при высокоплане вроде и диапазон центровки больше
 
Экзот,
Хм, в каком то учебнике было, что высокоплан имеет лучшее аэродинамическое качество.
 
если я не ошибаюсь, за счёт меньшего сопротивления интреференции, в сравнении с низкопланами. но это вроде бы зализами и наплывами решается.
 
добавлю,ко всему выше сказанному,т.к при аварийной посадке,есть опасность разрушения центроплана при высоком расположении крыла,соответственно вероятность пожара выше,т.к центроплан - большой бак....особенно на взлете...
 
при аварийной посадке
Я, конечно, упёртый тупой зануда, но ещё раз — количество аварийных посадок за последние пол-века сократилось на порядки.
И вероятность разрушения низкорасположеннного крыла при посадке на брюхо гораздо выше, чем разрушение высокого крыла.
 
Экзот,
Я лишь тебе говорю те вещи о которых мне говорили люди конструирующие самолеты много-много лет,когда я учился на конструктора,т.к. сомнению это подвергать не стоит.Этот фактор,что я назвал тоже учитывается...
 
Реклама
Экзот,
Я тебе про центроплан говорю,в котором находится топливо,которое в свою очередь имеет вес....при разрушении шпангоутов при аварийной посадке соответственно разрушится центроплан....поэтому так мало самолетов именно для пассажирских перевозок с верхнерасположенным крылом,ну и естественно по тем причинам,которые ты озвучил раньше....
 
я вот ещё слышал, что низкопланам "вменяется" такое достоинство, как повышенная подъёмная сила при движении непосредственно над земной или водной поверхностью за счёт экранирующего эффекта. но не знаю, насколько это вообще играет роль при проектировании ВС, не самый весомый аргумент имхо...
 
Высокоплан тяжелее - т.к. центроплан должен выдерживать большие нагрузки на земле. У низкоплана нагрузка на ЦП разгружается шасси.
 
низкопланам "вменяется" такое достоинство, как повышенная подъёмная сила при движении непосредственно над земной или водной поверхностью за счёт экранирующего эффекта.
Экранного эффекта; "экранирующего" — это из электротехники. Его наличие зависит от поперечного V крыла: при отрицательном -- есть эффект; при положительном -- есть варианты.
Высокоплан тяжелее - т.к. центроплан должен выдерживать большие нагрузки на земле.
В смысле?
 

Двигатели, крыло, топливо. Перегрузки при посадке.

У низкоплана эту нагрузка идет на шасси. У высокоплана - только в центроплан, если шассе не упрятаны в двигатели, как на Ан-24.
 
Реклама
для большинства грузовых самолетов - с верхним?

Основную причину забыли. Ключевое слово - "грузовые".
Брюхо грузовика ближе к земле, потому загрузка-разгрузка через рампу проще, сама рампа короче и легче, механизм подьема-опускания ее может быть послабее, чем для шевеления длинной рампой высокого низкоплана, а значит также легче. В результате центровка не смещается назад.
 
Назад