Размер ВВП (Тихоокеанская война)

    nakadzima

    Новичок
    Месторасположение Тирана не сразу обнаружишь. Приходится тщательно штудировать карту префектуры Кагосима (самый юг острова Кюсю), чтобы на полуострове Сацума заметить маленький кружочек городка с населением менее 15 тысяч человек. Туристы обычно обходят стороной подобную глубинку, хотя в Тиране, точнее в 3 км к северу от него, есть музей, отражающий одну из наиболее трагичных страниц японской истории. Официальное название музея – Токко хэйва кайкан (Музей мира в память о пилотах – камикадзе).

    Уже со второй половины 1944 года большинство политиков и государственных деятелей Японии понимали неминуемость военного краха. Силы империи быстро истощались. Промышленность, ориентированная в основном на военные нужды, стала давать один сбой за другим. Не хватало металла, топлива рабочих рук. Нечем было восстанавливать потери военно-морского флота и авиации. Сокращались возможности поставок сырья из захваченных колоний. По приказу из Токио в городках и селах местные жители стали объединяться в добровольные дружины по борьбе с возможными десантами. Но вооружить эти дружины, сформированные в основном из женщин и инвалидов, удавалось лишь штыками из бамбука. Некогда могучую Квантунскую армию, оказавшуюся вдали от основных фронтов войны на Тихом океане, практически разоружали, отправляя ружья, пулеметы, боеприпасы, военную технику туда, где шли ожесточенные бои. 15 июля 1944 года американцы захватили остров Сайпан, и с тех пор территория Японии стала досягаемой для бомбардировщиков США.

    Спасти Японию могло лишь чудо, вернее – чудо-оружие. Эксперименты с ураном, полученным от союзников из Германии, пока реального результата не давали. Ничего другого не оставалось, как сделать ставку на человеческий фактор, сотворить смертоносное оружие, способное развернуть ход войны в другую сторону, из того, что было под руками, - из японских солдат.

    И вот 60 лет тому назад, в октябре 1944 года вице-адмирал Такидзиро Ониси предложил создать отряд смертников, готовых обрушивать свои самолеты, начиненные взрывчаткой, на американские военные корабли. Кодовым названием подразделения стало Симпу токубэцу когэкитай, т.е. Особый ударный отряд Симпу. Сокращенно подразделение именовали токкотай, а его бойцов – токко. Что касается Симпу – то это второе возможное чтение двух иероглифов, обычно читаемых как камикадзе.

    Напомним тем, кто недостаточно хорошо знаком с историей Японских островов, что в древности Страна восходящего солнца лишь дважды испытала угрозу иноземной интервенции. Во второй половине 13 века монгольская армия под руководством хана Хубилая сделала попытку захватить Японию. Трудно сказать, как развернулись бы события тех лет, не вмешайся провидение в дела смертных. Неожиданно разразившиеся тайфуны (как в 1274, так и в 1281 г.г.) потопили приближавшиеся к берегам Японии корабли вместе со значительной частью армии вторжения. Японцы тогда восприняли эти природные явления как проявление божественного покровительства и стали именовать спасительные штормы «ветром богов» (камикадзе). И вот в трудные для страны годы 20 века Япония опять решила обратиться к феномену камикадзе, возложив на богов свою последнюю надежду в битве. Однако главными героями на этот раз должны были стать отнюдь не божественные силы, а вполне конкретные японские юнцы, воспитанные в духе национализма и безусловного верноподданичества императорскому дому.

    Надо отметить, что формировавшееся адмиралом Ониси летное подразделение было не первым случаем привлечения бойцов-смертников к борьбе с приближающимися силами американцев. Еще в 1943 году был образован другой «особый ударный отряд», который планировалось использовать против кораблей США. Добровольцы должны были повести к целям специально переделанные под ручное управление торпеды «Кайтэн» («Перевернутые небеса»). В 1945 году эти торпеды изготавливались сотнями на японских заводах. Для смертельных атак против кораблей противника готовились использовать и груженые взрывчаткой катера ("Мару-Дай" и "Синго"). Впрочем, первой успешное применение «Кайтэнов» произошло лишь спустя месяц после начала самоубийственных атак летчиков-камикадзе.

    Под базу для Симпу токубэцу когэкитай был выделен небольшой аэродром у городка Тиран. Отсюда удобнее всего было совершать боевые вылеты против американских кораблей, ведущих боевые операции к востоку от Филиппин. В отряд набирали исключительно добровольцев. Опытных летчиков не брали – их не хватало для обычных воздушных боев. Поэтому в отряде оказалась в основном «зеленая» молодежь, юноши в возрасте 17-19 лет. Практически никто из них не владел летным мастерством. обучали будущих смертников тут же, в Тиране, по упрощенной программе: влет, полет по прямой, посадка. Хотя посадку отрабатывали весьма небрежно. Главное было взлететь и спикировать на цель.

    Соответствующей была и авиатехника. Сначала в бой бросили имевшиеся в запасе разукомплектованные или собранные после ремонта самолеты-истребители «Мицубиси Зэро». В самолет грузили до 250 кг взрывчатки, заполняли баки горючим примерно на 2 часа, то есть с расчетом на полет в один конец. Позже в Тиран прибыли специально приспособленные для самоубийственных акций самолеты «Накадзима Ки-115 Цуруги». Их собирали на скорую руку, ставя дешевый мотор на деревянную раму, закрытую фанерным корпусом. Шасси было съемным, и пилоты-смертники, вылетая на боевое задание, сбрасывали его на аэродром. Это было не только ритуальным жестом, свидетельствующем о добровольном отказе летчика от малейшего шанса на возвращение, но и позволяло вновь использовать шасси при вылете следующего самолета-бомбы. Другими словами, речь шла не только о безумном порыве восторженных юнцов, но и о том, что японская промышленность стала выпускать массовую военную продукцию специально для самоубийц. Пожалуй, это – беспрецедентное явление в военной истории.

    Первый боевой вылет летчики-камикадзе совершили 25 октября 1944 года. 26 самолетов, разбившись на 4 группы, атаковали американскую эскадру у филиппинского острова Лейте. Пять из них сумели пробиться сквозь завесу заградительного огня и спикировать на палубу американского авианосца «Сэнт-Лоу». В считанные минуты огромный корабль пошел ко дну, было повреждено и несколько других кораблей. Успех неожиданной атаки закрепили действия японских субмарин. Всего же за оставшиеся до конца войны месяцы пилоты токко потопили несколько десятков военных кораблей США. (Приводятся разные цифры – 34 потопленных и 288 серьезно поврежденных судов, в других источниках – 81 потопленный и 195 поврежденных.) Японские военные историки считают, что подвиги пилотов-камикадзе обеспечили 80 процентов всех потерь ВМС США в заключительной фазе войны на Тихом океане. Но все-таки большинство смертников не достигали целей. Их сбивали в воздухе, сказывались и слабые навыки в пилотаже.

    …Вид с воздуха на полуостров Сацума, где когда-то располагалась школа и аэродром ударного отряда, мало изменился за прошедшие десятилетия. Зеленые холмы с разбросанными по ним белыми домиками, чайные плантации, длинные грядки овощеводческих ферм. Такой эту землю, вероятно, видели и смертники токко, вылетая в свой последний полет с аэродрома Тиран.

    Ночь перед вылетом летчики проводили в небольшой хижине в тени вековых деревьев. Она сохранилась и доступна для посетителей музея. Земляной пол, с двух сторон – деревянные нары, укрытые соломенными матами. На нарах – аккуратно сложенные матрасы и одеяла. Обстановка поистине спартанская. Здесь летчики писали последние письма родственникам, друзьям, любимым. Предсмертных писем в музее токко сохранилось несколько сотен. Во всех – слова о гордости за предоставленную возможность умереть за свою стану и императора. Понимая, что вернуться домой не суждено, иные вкладывали в конверт прядь волос или обрезки ногтей, чтобы родственники могли поместить это в семейном алтаре. Рядом – фотографии юных летчиков – в летных шлемах, с белыми шарфами вокруг шей. Кто-то держит в руках игрушку-талисман, кто-то живого щенка, скрашивавшего смертникам последние минуты на земле.

    А наутро, когда авиаразведка сообщала данные о расположении кораблей американского флота, летчики, получив краткое благословение от синтоистского священника, повязывали голову белой полоской хатимаки с красным диском солнца, выпивали прощальную чашку сакэ, выкуривали последнюю сигарету и, прокричав непременную здравицу – «императору бандзай!» - поднимали самолеты в небо. Назад никто не возвращался.

    Перед музеем установлена статуя пилота. Но ее чаще называют Токко Канон (Канон – божество милосердия). В статую замурованы 1036 деревянных плашек, на каждой из которых было написано имя одного из курсантов авиашколы Тиран, погибших в самоубийственной атаке. С другой стороны площади – еще одна скульптура. Она изображает мать, гордо смотрящую в небо над Тираном.

    Центральная часть музея, названная Залом мира, была построена в 1975 году. Там представлена богатая экспозиция, связанная с историей работы авиашколы, - летная форма, фотографии, письма, документы, полетные карты.

    Вокруг Зала мира высажена целая вишневая роща. Издавна цветок вишни воспринимали как символ быстротечности жизни воина. Теперь о каждом из отправившихся в последний полет летчике напоминает расцветающая весной пышным цветом сакура. Устроители памятной экспозиции изначально пытались посвятить ее тематике Мира, о чем свидетельствует и само название музея. Однако, по сути дела, он превратился в один из музеев памяти погибших во Второй мировой войне, памятников потерянному поколению. Отряд камикадзе так и не сумел переломить военной ситуации. Сотни молодых жизней были бездумно брошены в пламя войны. Взяв на себя вину за это военное преступление, адмирал Т. Ониси в 1945 году покончил жизнь самоубийством. Это стало заключительной точкой в истории Особого ударного отряда Симпу.
     

    Экзот

    Элефантерия
    2 nakadzima
    В целом интересно. Это Ваш текст? Если да, то ПМСМ, стоит кое что подредактировать.
    Шасси было съемным (...) сбрасывали его на аэродром.
    Т.е., правильнее писать именно "сбрасываемым". "Съём" это сильно другое.
    от малейшего шанса на возвращение
    Слишком категорично. Посадка на брюхо оставляет немало шансов на выживание.
    японская промышленность стала выпускать массовую военную продукцию специально для самоубийц. Пожалуй, это – беспрецедентное явление в военной истории.
    Ну, сами японцы создали ещё один пример — "Ока". Т.ч., пример не единственный.

    И просьба — прикладывайте большие тексты в виде вложения в постинг, а не размещайте объёмные тексты в теле сообщения. В теле лучше давать аннотацию к тексту и обсуждение.
    Спасибо.
     

    nakadzima

    Новичок
    Сергей, доброе утро. Тексты собраны мной из нескольких источников в т.ч. инет и документальные материалы (книги + японские и американские документальные фильмы времен WWII). А как прикладывать приложение в постинг?
     

    nakadzima

    Новичок
    Поскольку тексты собирались в разное время, есть ошибки, кончено. Если поможете подредактировать будут благодарен. Итак, по-поводу Ки-115 "Цуруги" (с японского "сабля"), то этот самолет вообще не поднимался в воздух с боевым заданием (хотя Коку Хомбы сделало Накадзиме заказ на 104 штуки). А шансов вернуться на брюхе действительно очень мало (у этого самолета в брюхе была закреплена бомба весом 800 кг). Про "Оку" я более подробно еще напишу.
     

    Sherhan

    Старожил
    Интересно - хотя я и изучил по войне на Тихоокеанском и Восточно-Азиатском ТВД наверное почти всё что есть. Что белое пятно на форуме - так интереса не было,видимо. Пишите - подебатируем. Кстати - если пишете сами , то и спорить будем с Вами. Для начала - с чего Вы взяли,что самурайский меч был тупым ?
     

    Капитан Гагабу

    CargoAircraftOnly
    Экзот сказал(а):
    Ну, сами японцы создали ещё один пример — "Ока". Т.ч., пример не единственный
    Сергей, ИМХО, тут речь о том, что в принципе такая продукция пошла в серию, а не что данный самолет был единственным :rolleyes:
     

    Micro

    ШпиЁн
    nakadzima, интересно, спасибо!

    P.S. Латиницей по правилам транскрипции надо писать nakajima, а не nakadzima.
     

    nakadzima

    Новичок
    Sherhan сказал(а):
    Интересно - хотя я и изучил по войне на Тихоокеанском и Восточно-Азиатском ТВД наверное почти всё что есть. Что белое пятно на форуме - так интереса не было,видимо. Пишите - подебатируем. Кстати - если пишете сами , то и спорить будем с Вами. Для начала - с чего Вы взяли,что самурайский меч был тупым ?

    Сабуро Сакаи писал в своих мемуарах про то, что мечи, которые у них были, не были заточены.
     

    Sherhan

    Старожил
    Не помню я,честно говоря,этого места в мемуарах Сакаи. А приведенная Вами фраза - это чистой воды американизм. Сеппуку чем - пальцем будем делать ?
     

    Экзот

    Элефантерия
    Захарий сказал(а):
    Сергей, ИМХО, тут речь о том, что в принципе такая продукция пошла в серию, а не что данный самолет был единственным
    Тогда приплюсуй сюда "Райхенберг" (пилотируемый вариант Fi-103 aka V-1); правда, в боевых действиях участия не принимал. Да, у него предусматривалось покидание с парашютом после выхода на боевой, но — сам посуди — каковы шансы были у пилота.

    nakadzima сказал(а):
    шансов вернуться на брюхе действительно очень мало (у этого самолета в брюхе была закреплена бомба весом 800 кг).
    А она была несбрасываемой и взводимой уже на земле?
    nakadzima сказал(а):
    как прикладывать приложение в постинг?
    Ищете под окном "Быстрый ответ" кнопку "Расширенный режим", там прокручиваете до "Управление вложениями". Всё. :)
     
    Последнее редактирование:

    Aziatovich

    Изобретатель велосипедов
    nakadzima,
    Материал интересный, но уж больно изобилует штампами - сбрасываемые колеса, юнцы умеющие только взлетать и тому подобные душещипательные ужасы. А между тем основная и самая успешная деятельность камикадзе проводилась опытнейшими пилотами, прекрасно разбиравшемися в навигации и тактике, на обычных самолетах с обычными бомбами. Не было там в начале никаких тупых полетов по прямой, были сколоченные группы, где одни прикрывали, другие отвлекали, третьи с бомбами прорывались к кораблям, а в случае неудачи все возвращались обратно.
    Напишите лучше кто и как подал идею смертников адмиралу Ониси.
     

    Экзот

    Элефантерия
    Aziatovich сказал(а):
    самая успешная деятельность камикадзе проводилась опытнейшими пилотами, прекрасно разбиравшемися в навигации и тактике, на обычных самолетах с обычными бомбами.
    Не понял — именно "опытнейшие" и падали на цели, в случае "удачи"? Или опытные только обеспечивали атаку?
    Ведь, так за десяток атак без всего ВМС останешься.
     

    Aziatovich

    Изобретатель велосипедов
    Экзот,
    Я потому и прошу nakadzima, описать как все начиналось, у него сейчас есть доступ к источникам, а я не все помню. Дело в том, что поразить авианосец представлялось возможным только направив самолет с бомбой в открытый лифт самолетоподемника. Чайнику это не под силу. А поскольку опытных пилотов становилось все меньше и меньше, то такой способ принести пользу стране им представлялся наиболее логичным. Потом, конечно стали брать массовостью, но резко снизилась эффективность.
     

    Sherhan

    Старожил
    Экзот, удался бы японцам хотя бы десяток успешных атак / потопить десяток авианосцев/ - и американцы здорово бы перепугались. Они и так поначалу сдрейфили не на шутку.
     

    Экзот

    Элефантерия
    Aziatovich,
    Логично. Ясно.

    Sherhan сказал(а):
    удался бы японцам хотя бы десяток успешных атак / потопить десяток авианосцев/
    Дык, я о том, что после десятка атак выбитыми оказались бы большое кол-во участников. И не важно — успешные или отбитые атаки: отбить атаку камикадзе возможно лишь сбив его. Или повредив самолёт так, что на курсе удержаться невозможно. Но в условиях открытого моря это один чёрт — 'OW'.
     

    Sherhan

    Старожил
    Экзот, ИМХО выбитость тоже зависела бы от результативности атак. И попадание в открытый самолётоподъёмник необязательно - не было у американцев "Илластриеса".
     

    Экзот

    Элефантерия
    Sherhan сказал(а):
    ИМХО выбитость тоже зависела бы от результативности атак
    Видимо, после выходных косноязычие повышается. :) + :(
    Я имел в виду вот что: удачная атака — количество лётчиков в строю уменьшается, так как они врезались в цель.
    Неудачная атака — количество лётчиков в строю уменьшается, так как их сбили не долетая до цели.
    В первом случае противники, конечно — ты прав — струхнул бы.

    Но в обоих — количество боеготовых лётчиков уменьшилось. Вот потому я и удивился — цвет и элиту рода войск бросать в невозвратный полёт, пусть даже они и сами рвались...
     

    Aziatovich

    Изобретатель велосипедов
    Sherhan,
    Sherhan сказал(а):
    И попадание в открытый самолётоподъёмник необязательно - не было у американцев "Илластриеса".
    Необязательно, но желательно. Особенно в начале, когда "мода" на огненные тараны только зарождалась, многие пикировали и вовсе без бомб и успешно при этом. Когда под палубой начинал детонировать самолетный боекомплект и топливо, авианосец как минимум надолго выходил из строя. А с английским авианосцем у японцев действительно как то раз незадача вышла - как яйцом об бетонную стену.