Реестр Як-38

    Алексей Коваль

    Участник
    Fencer, здравствуйте. Я являюсь студентом рыбинского авиационного колледжа и учусь на факультете "Производство авиационных двигателей". (4 курс - последний). Параллельно работаю на ПАО ОДК-Сатурн(думаю знаете, кто Д-30 серийно выпускает))))). От колледжа поступило предложение сделать доклад про АД и нам предоставили выбор, мною была предложена тема про СВВП. Но проблема в том, что не особо много информации про РД-36-35ФВ (для Як-36/38). У Вас очень много фотографий Як-38М. Есть ли фотографии двигателей? Если есть, то как Вами можно связаться?
    P.S С работы ничего выносить нельзя, поэтому к Вам обращаюсь.

    Уважаемый Алексей, надеюсь, у Вас всё получилось ;). Не стал сразу писать этот пост, чтобы не подменять Вашу личную работу по поиску нужной информации.
    На самом деле источники, которые привожу, гуглятся за 7 минут, вопрос лишь в выборе нужной информации из них (а она местами очень даже интересная, особо не растиражированная, из этого можно сделать отличную компиляцию).

    Для этой ветки будет весьма полезно сохранить эти ссылки и нужные фрагменты из опубликованных по ним материалов здесь.

    Итак,

    1) книга к 70-летию генерального конструктора РКБМ Александра Новикова, стр. 84-85.
    https://ciam.ru/novikov/pdf/Новиков_Часть2.pdf.

    RD-38_Novikov-book-description_1.jpg
    RD-38_Novikov-book-description_2.jpg


    2) Презентация НПО "Сатурн" к 100-летней годовщине со дня рождения профессора, д.т.н., главного конструктора РКБМ Петра Колесова, стр. 7.
    http://www.itp-forum.ru/conf2015/documents/Section_prezentations/ПЗ_НТК_Шмотин.pdf.

    RD-38_Saturn-PZ_NTK_Shmotin-7.jpg


    3) Книга "Отечественные ГТД. Основные параметры и конструктивные схемы: учебное пособие / В. А. Зрелов ; СГАУ, 2002. - (Ч. 2):
    http://repo.ssau.ru/bitstream/Ucheb...54916/1/Зрелов В.А. Отечественные ГТД Ч.2.pdf.

    Цитата:
    "Первый в стране подъёмный двигатель РД36-35 был изготовлен в апреле 1964 г., а в апреле 1967 г. были проведены чистовые стендовые испытания. В 1966 г. на Рыбинском моторном заводе было изготовлено 20 двигателей РД36-35, а на опытном заводе — 32 двигателя.
    РД36-35 — одноконтурный ТРД, работающий циклами продолжительностью 2...3 мин. Он состоит из 6-ступенчатого осевого (первая ступень сверхзвуковая) компрессора, кольцевой камеры сгорания, одноступенчатой турбины с неохлаждаемыми лопатками и сужающегося нерегулируемого реактивного сопла. Летные испытания самолета Т-58ВД, оборудованного тремя подъёмными двигателями РД36-35, показали, что длина разбега при взлете сократилась почти в 2,5 раза, а длина пробега при посадке —- более чем в 2 раза. При установке двух двигателей РД36-35 на самолет МиГ-21ПФ для посадки требовалась полоса длиной не более 300 м, а длина разбега самолетов МиГ при взлете сократилась с 1100 м до 250 м. Первые полеты с подъёмными двигателями начались в 1966 г. и продолжались до 1968 г. на самолетах укороченного взлета и посадки. В 1968 г. был разработан и изготовлен первый двигатель РД36-35ФВ для самолета вертикального взлета и посадки Як-36М, использующего два подъёмных двигателя и один подъёмно-маршевый. В 1971 г. двигатель прошел длительные чистовые стендовые испытания, а в 1972 г. — государственные испытания. В этом же году началось его серийное производство на Рыбинском моторном заводе. РД36-35ФВ — первый отечественный подъёмный двигатель, выпускавшийся серийно.
    Это одновальный ТРД с 6-ступенчатым осевым компрессором со сверхзвуковой первой ступенью, кольцевой камерой сгорания, одноступенчатой турбиной с охлаждаемыми сопловыми и рабочими лопатками и нерегулируемым поворотным реактивным соплом.
    Самолет Як-36М был принят на вооружение под названием Як-38. С 1981 г. стали выпускаться двигатели РД36-35ФВР. За период с 1973 по 1983 гг. Рыбинским моторным заводом было изготовлено 575 двигателей РД36-35ФВ и РД36-35ФВР.
    В 1981 г. вышло Постановление о создании самолета Як-38М с взлетной массой на 500 кг больше, чем у Як-38. Для нового самолета был разработан новый подъемный двигатель РД-38, состоящий из 6-ступенчатого осевого компрессора со сверхзвуковой первой ступенью, кольцевой камеры сгорания, одноступенчатой турбины и двухпозиционного (поворотного) сопла. Двигатель РД-38 в 1984 г. прошел Государственные испытания и в этом же году был запущен в серийное производство. Изготовлено и поставлено в эксплуатацию было 190 двигателей."


    Зрелов В.А. Отечественные ГТД Ч.2-134.jpg
    Зрелов В.А. Отечественные ГТД Ч.2-118.jpg


    4) Проспект "Рыбинские моторы", стр. 11-12.:
    http://www.k204.ru/books/vrd/wiki2/PDF/RM.pdf.

    RD36-35FV_RM-catalog-description.jpg
    RD-38_RM-catalog-description.jpg


    5) Журнал "Двигатель" № 4(52) 2007 г. , стр. 24, статья Александра Николаева «Взлетаем вертикально!»:
    http://engine.aviaport.ru/issues/52/page24.html.

    6) Презентация "Конструктивно-силовая схема АД и ЭУ", кафедра КиПДЛА СГАУ:
    https://ppt-online.org/351870.

    RD36-35_power-circuit.jpg


    7) Выдержка из книги "Авиация. - М.: "Большая российская энциклопедия"", 1994, стр. 127-128.
    http://aviaros.narod.ru/rd-36-35.htm.

    8) О двигателе РД-41 на "Уголке неба" Дмитрия "Dale" Волкова:
    http://www.airwar.ru/enc/engines/rd41.html.

    9) Справка о РМЗ из книги Тихонова С. Г. «Оборонные предприятия СССР и России», 2010 г.:
    https://oboron-prom.ru/page,49,predpriyatiya-21-40.html.
    Цитаты:
    "В соответствии с ПСМ № 1166-413 от 28.12.1967 г. по пр. № 30сс от 23.01.1968 г. было задано создание на базе РД36-35 подъёмного двигателя РД36-35ФВ для СВВП Як-36М с предъявлением на 25-часовые госиспытания в 3-м квартале 1970 г., ... построить в 1968-70 г. 18 опытных двигателей РД36-35ФВ для СВВП.
    ...
    Разработаны: ... РД36-35 (1964), ... РД-38 для Як-38 (1980), РД-41 (1982).
    ...
    Производство: ... РД36-35ФВ (1969-83) - 575, РД36-35ФВР (1981-89), ... РД-38 (1985-89)~ 400
    (думается, домысел автора, по всей логике, верное значение — 190 (см. выше) — АК), РД-41 (РД-48) (1982) - 30."

    10) Вики, пусть тоже будет (немного полезного есть в плане собрания некоторых фактов в одном месте, но всегда "Википедию" следует перепроверять! особенно по узкоспециализированным темам есть множество опечаток и недостоверных сведений — если есть возможность, правьте, пожалуйста, статьи в Вики, это доступно каждому!).
    https://ru.m.wikipedia.org/wiki/РД-36

    11) О применении двигателей РД36-35 или РД36-38 из книги «История конструкций самолетов в СССР 1951-1965 гг.» на нереализованном проекте самолёта Як-33 (здесь интересен тем, что информация о нём в известных публикациях о двигателе РД36-35 не встречается; в дальнейшем обозначение РД36-38 упростилось до РД-38, а "36" в обозначениях двигателей РКБМ означало номер ОКБ-36, как оно именовалось изначально, и писалось без дефиса после "РД" (встречается регулярная ошибка в других публикациях) — правильно именно РД36-** — АК):
    https://testpilot.ru/russia/yakovlev/33/.

    yak33.jpg
     
    Последнее редактирование:

    Алексей Коваль

    Участник
    ... Параллельно работаю на ПАО ОДК-Сатурн ... Есть ли фотографии двигателей?

    Далее. На Сатурне есть выставочный зал (музей), открытый для публичного доступа, и в нём можно свободно фотографировать — в этой части Ваш вопрос совершенно неясен, если Вы там и находитесь.
    Даже если правила поменялись (в нынешнее идиотское время, увы, всё возможно :(), для профильного, своего же учебного заведения точно должны разрешать.

    Ну или снова Гугл в помощь...
    Или поиск по форуму, или просто вручную по этой ветке — эти снимки, емнип, уже здесь были.

    Фото Евгения Ерохина: missiles.ru :: НПО Сатурн - музей - демонстрационный зал.

    _MG_2033.jpg
    _MG_2034.jpg
    _MG_2045.jpg
     
    Последнее редактирование:

    Avia_Staff

    Новичок
    уже нашел техдокументацию, лучше чем опираться на игры )
    Всех с наступающим новым годом!
    Давно не заходил на эту ветку - по просьбе форумчанина kknd делюсь книгой по ЯК-38.

    kknd - Поделитесь пожалуйста своей техдокументацией.
    Посмотрел здесь свои ЛС, но от вас ни чего не приходило.
    Как уже писал здесь ранее, не могу разобраться с надписями на светосигнальной арматуре.
    Может в вашей литературе найдётся эта информация вот к такой приборной доске:



     

    Вложения

    • Приборная доска ЯК-38.pdf
      284,9 КБ · Просмотры: 0
    Последнее редактирование:

    Avia_Staff

    Новичок
    Всех с наступающим новым годом!
    Давно не заходил на эту ветку - по просьбе форумчанина kknd делюсь книгой по ЯК-38.

    kknd - Поделитесь пожалуйста своей техдокументацией.
    Посмотрел здесь свои ЛС, но от вас ни чего не приходило.
    Как уже писал здесь ранее, не могу разобраться с надписями на светосигнальной арматуре.
    Может в вашей литературе найдётся эта информация вот к такой приборной доске:



    К сожалению, для этой картинки у меня нет дополнительного листа с наименованием всего что изображено.
    Может ветераны помогут с надписями по светосигнальной арматуре, буду очень благодарен.
     

    Uncle Fedor

    Новичок
    А какие бортовые номера были у Як-38 на ТАКР "Баку" ("Горшков"). Интересует период 1991 год. Осень. Во время испытания Як-141. По реестру явно нашёл только один - "№33 Служил в 279-м ОКШАП. Совершал полёты с палубы ТАКР «Баку».".
     

    Fencer

    Старожил
     

    wsv

    Новичок