Реестр трофейных и ленд-лизовских

    avro

    Модератор
    На Сахалине познакомился с дядькой, копающим историю авиации острова с японских времен. Говорит, что после войны на Сахалине базировались до начала 50-х аэрофотосъемочные Митчелы. Летали в местном ГВФе С-47 и, что супер, С-54!!! Я вообще не слышал, что такой по ленд-лизу поставлялся. Кто в курсе?

    Ну и просто к слову: На Камчатке когда-то давно базировалась авиация НКВД на МБРах! А однажды туда залетело такое чудо как МТБ-6 - ГИДРОсамолет Туполева! Вез с Камчатки до Охи американских летчиков, они тогда Курилы японские бомбили, с 43 года, и иногда на вынужденную садились у нас.
     

    Василий Гоголев

    Салгын аала
    Недавно нашел данные по 37-му отдельному смешанному авиаотряду Якутского управления гидрометслужбы:
    Douglas А-20G-40-DO Havoc, о/з 321403, з/н 21050, с/н USAAF 43-21403. 24.12.1946 в 37 ОСАО ЯУ ГМС, 2-е звено разведки льда и транспортных полетов, КК л-т Мехович В.; 20.05.1948 передан в авиаотряд Якутского аэрогеодезического предприятия ГУГК по распоряжению СМ СССР №5504-Р от 08.05.1948, приказ №53 по ЯУ ГМС от 18.05.1948.
    Douglas А-20G-40-DO Havoc о/з 321529, з/н 21176, с/н USAAF 43-21529; 37 ОСАО ЯУ ГМС. 25.11.1946 по распоряжению зам. начальника Авиационного аэрологического Управления ГУ ГМС отправлен в г. Красноярск и по Акту от 14.12.1946 передан Красноярскому УГМС. КК л-т Мехович.
    Douglas А-20G-40-DO Havoc о/з 321676, з/н 21323, с/н USAAF 43-21676. 24.12.1946 в 37 ОСАО ЯУ ГМС, 2-е звено разведки льда и транспортных полетов, КК командир 37-го ОСАО Синицын-Кузнецов Я.Н.; 20.05.1948 передан в авиаотряд Якутского аэрогеодезического предприятия ГУГК по распоряжению СМ СССР №5504-Р от 08.05.1948, приказ №53 по ЯУ ГМС от 18.05.1948.

    Hawker Harricane о/з 707, з/н -, 09.08–20.08.1946 принят и перегнан из г. Иркутск в г. Якутск по указанию Начальника авиационно-аэрологического сектора ГУ ГМС. 24.12.1946 в 37 ОСАО ЯУ ГМС, 1-е звено вертикального зондирования, пилот Кляус М.К.
    Hawker Harricane о/з 742, з/н -, 09.08–20.08.1946 принят и перегнан из г. Иркутск в г. Якутск по указанию Начальника авиационно-аэрологического сектора ГУ ГМС. 24.12.1946 в 37 ОСАО ЯУ ГМС, 1-е звено вертикального зондирования, пилот Кардашев П.Ф.
    Hawker Harricane о/з 768, з/н -, 09.08–20.08.1946 принят и перегнан из г. Иркутск в г. Якутск по указанию Начальника авиационно-аэрологического сектора ГУ ГМС. 24.12.1946 в 37 ОСАО ЯУ ГМС, 1-е звено вертикального зондирования, запасной самолет командира 37-го ОСАО Синицын-Кузнецова Я.Н.

    Хотелось бы узнать подробности об этих самолетах - когда выпущены с завода, даты поставки в СССР, где проходили службу...?
     
    Последнее редактирование:

    Стипан

    Старожил
    У меня пока только Б-29, но это только начало

    Б-29

    42-6256 B-29-5-BW foto Принадлежал 771-й эскадрилье 462-й бомбардировочной группы. Командиром самолета являлся капитан Говард Джарелл. Имел бортовую надпись "Рэмп Трэмп" (Ramp Tramp). Подбит японскими зенитчиками над Аньшанем в Манчжурии. Из-за поврежденного мотора вошел в воздушное пространство Советского Союза. Самолет перехватили истребители ВВС Тихоокеанского флота и привели его на аэродром под Владивостоком. Сел на аэродром военно-морской авиации Центральная-Угловая, расположенный приблизительно в 30 км к северу от Владивостока, в июле 1944 г. По просьбе командующего дальней авиацией маршала А.Е.Голованова передан в 890-й полк, стоявший тогда на аэродроме Балбасово под г.Орша. Летом 1945 года перегнан в Москву в Жуковский. Получил регистрацию 256. Передан в 1945 году в Летно-исследовательский институт (ЛИИ) для изучения и для доводки мотоустановки с двигателями АШ-73ТК и составления инструкций по эксплуатации. В апреле 1948-го переоборудован в г. Казань для переоборудования, как носитель экспериментального сверхзвукового ракетного самолета "346" немецкого конструктора Г.Рессинга (пилон для подвески ракетного самолета смонтировали под правой консолью между мотогондолами). В 1948-1949 годах на военном аэродроме в Теплом Стане (теперь это один из жилых районов Москвы) с него сбрасывали "346-П" и "346-1" - безмоторные варианты немецкого ракетного самолета (их пилотировали немецкий летчик В.Цизе и русский летчик П.И.Казьмин) После завершения программы испытаний возвращен в Жуковский в ЛИИ. Непродолжительное время использовался для небольших исследовательских работ в качестве летающей лаборатории. Списан и утилизирован.


    42-6358 B-29-15-BW foto Командиром самолета являлся лейтенант Миклиш. Имел бортовую надпись "Динг Хао". Бомбил г.Омуру и ушел от цели на трех моторах, четвертый вывели из строя японские истребители. У побережья его встретили советские истребители и привели на аэродром. Сел на территории СССР в ноябре 1944 г. С 1 января по 21 июня 1945 года проходил «Дальневосточные» испытания. Полеты проводились с аэродрома Романовский. В июне-июле 1945 года перегнан в Москву на аэродром Измайлово. Передан в 65й авиаполк особого назначения. Получил регистрацию 358. Являлся эталонным самолетом. Как эталон простоял в Измайлове, где его время от времени осматривали различные специалисты. Больше не летал. Списан и утилизирован.


    42-6365 B-29-15-BW foto Принадлежал 794-й эскадрилье 486-й группы. Командиром самолета являлся капитан У.Прайс. Имел бортовую надпись "Генерал Х.Арнольд спешиэл". В ноябре 1944-го при боевом вылете на Японию попал в тайфун и был незначительно поврежден молнией. Экипаж потерял ориентировку и на остатках горючего долетел до побережья советского Дальнего Востока. Посажен на аэродроме Центральная-Угловая. С 1 января по 21 июня 1945 года проходил «Дальневосточные» испытания. Полеты проводились с аэродрома Романовский. В июне-июле 1945 года перегнан в Москву на аэродром Измайлово. Передан в 65й авиаполк особого назначения. Получил регистрацию 365. 10 на 11 июля 1945 года доставлен на Центральный аэродром в Москве, установлен в большом ангаре. Летом 1945 года был демонтирован, для составления и описания чертежей для будущего Ту-4. Приборы и блоки аппаратуры были отправлены для изучения в соответствующие организации. После доставки деталей самолета в Казань в декабре 1945 года была произведена частичная сборка узлов. После начала выпуска самолета Ту-4 отъемные части крыла, мотогондолы, закрылки, основные стойки шасси, оперение были использованы при постройке самолета Ту-70.


    42-9329 B-29A-1-BN Принадлежал 395-й эскадрилье 40-й бомбардировочной группы. Командиром самолета являлся Р.Мак-Глинн. Подбит во время налета на сталелитейные заводы в Явате. Командир самолета, перетянув через реку, отдал приказ прыгать. Все члены экипажа благополучно приземлились на парашютах. 20 августа 1944-го перелетел через границу на реке Амур. Неуправляемый бомбардировщик врезался в сопку в районе Хабаровска. После изучения самолета на месте падения было принято решение о его непригодности к восстановлению.


    ХХ-ХХХХ В-29. В августе 1945-го появился в районе аэродрома Канко, где базировался 14-й истребительный авиаполк ВВС Тихоокеанского флота. Перехвачен двумя парами Як-9 и обстрелян, в результате чего на бомбардировщике выведен из строя левый крайний мотор. Сел на аэродроме Канко. Вероятнее всего, что после ремонта возвращен США. Номер этого самолета и подразделение, которому он принадлежал, установить не удалось (примерно в это же время НКАП направил в НКО письмо, в котором говорилось, что по имеющимся данным в Корее на территории расположения наших войск находится B-29. В связи с этим НКАП просил принять меры по перегону самолета в СССР, а если это невозможно, то демонтировать необходимые агрегаты и оборудование. Вполне возможно, что это и был пятый B-29).

    фото здесь у меня же :)
     

    Стипан

    Старожил
    Добролет,
    А можно подробности из этого выпуска Авиаколлекции? Не уж-то был еще шестой Б-29? Или все-таки его спутали с 42-6365 B-29-15-BW. Какой номер тогда правильный?
     

    sss

    Killer Rabbit
    Стипан сказал(а):
    русский летчик П.И.Казьмин
    Стипан, какие в то время "русские летчики"? советский и никак иначе (разве что "летчик Казьмин, по национальности - русский")
    Стипан сказал(а):
    аэродрома Романовский
    я слышал название Романовка, думаю, это об одном и том же месте. Там (в Приморье), кстати, такие названия очень типичны - Николаевка, Романовка, Андреевка, Васильевка, Михайловка...
     

    Стипан

    Старожил
    sss,
    Спасибо большое, ошибка из первоисточника (Владимир Котельников, Дмитрий Соболев - "Сверхкрепость" в Советском Союзе). Гуглил сейчас приморье - не нашел н.п. Романовский, как и аэродрома. В то время как Романовка присутсвует.
     

    Василий Гоголев

    Салгын аала
    В дополнение к "Харрикейнам" Гидрометслужбы, отрывок из монографии В. Котельникова "Истребитель "Харрикейн", Авиация и космонавтика 5/2007.
    ... для части машин нашли новую работу. Разоруженные "Харрикейны" превратили в метеоразведчики. Такие самолеты использовала ведомственная авиация Главного управления Гидрометеослужбы (ГУГМС). Ее "Харрикейны" несли бортовые номера, начинающиеся с буквы "М". Туда в общей сложности перешло более полутора сотен машин. Они летали от западных границ до Якутии в составе различных авиаотрядов. Метеорологические "Харрикейны" проводили вертикальное зондирование атмосферы, фотосъемку облаков, различные измерения. Для этого их комплектовали специальными приборами. Чтобы облегчить полеты в облаках, некоторые самолеты оснастили радиополукомпасами. Например, на машине "М-324" стоял американский радиокомпас MN-26, снятый с "Кингкобры". Фотосъемку обычно вели с двухместных самолетов - бывших учебных.
    До конца 1947 г. парк метеорологических "Харрикейны" уменьшался в основном за счет аварийности. За 1946 г. из-за аварий списали четыре самолета, в 1947 г - два. В 1948 г. потеряли два "Харрикейна". 14 февраля 1948 г. на самолете "М-309" Киевского отряда произошел обрыв шатуна. Пилот А.Г. Ольховенко совершил вынужденную посадку, но неудачно. Летчик не пострадал, но машину списали. 4 декабря бесследно исчез самолет "М-292" Ташкентского отряда. В ходе поисков не удалось найти ни обломков истребителя, ни летчика Матренко.
    На 1 октября 1947 г. ГУГМС обладало 104 "Харрикейнами", в том числе 81 исправным. Но постепенно износ и нехватка запчастей давали о себе знать. На 1 июля 1948 г. в парке ведомства осталось всего 50 английских самолетов, на 1 января 1949 г. их число уменьшилось до 48. С начала этого года начали постепенно готовиться к полному списанию всех машин этого типа. Согласно приказу эксплуатацию 'Харрикейнов" следовало прекратить с 1 января 1950 г. "по истечении амортизационных сроков службы". Фактически к этому моменту метеослужба располагала десятью "Харрикейнами", из которых лишь пять еще могли подняться в воздух. Все они были списаны к 1 апреля.
    На этом история советских «Харрикейнов» закончилась.

    и данные по В-29, скан из книги Red Stars 4: Lend-Lease aircraft in Russia:

    B-29s_landed_in_USSR.jpg
     

    Стипан

    Старожил
    Василий Гоголев,
    Какое последнее слово в правом нижнем углу? Оно закрыто надписью aviaforum.ru
     

    Transal

    Местный
    Эти подойдут для реестра трофейных?

    F-86A-5NA 49-1319 FU-319 336-й аэ 4-го ИАК подбит над Кореей 6.10.1951, совершил в.п. на воду и позже был эвакуирован в СССР.

    F-5E 73-00867 c/n R.1048 год выпуска 1974, передан ВВС Юж.Вьетнама в мае 1975. Захвачен северовьетнамскими войсками и передан СССР. Испытывался с б.н. 10 красный.
     

    Добролет

    Местный
    F-86E 51-2789 подпит зенитной артиллерией, летом 1952 доставлен в НИИ ВВС в поврежденном виде. (Кондратьев/Петров/Соболев/Якубович Американцы в России)
     

    Transal

    Местный
    Видео с трофейным Ф-5 (кроме него СССР получил от Вьетнама А-37, Чинук и Ирокез)

    Еще одна так сказать "трофейная" машина P-38L 42-4384 №80 черный с надписью "blackie" 94-й аэ 1-й ИАГ совершил в.п. в Пирятине в ходе операции Фрэнтик. Брошен из-за повреждений. В 1945 году восстановлен и испытывался в НИИ ВВС (Кальной/Совенко "Полтавская история" АиВ 1.97).
     

    Стипан

    Старожил
    Нашел много номерков P-47 в СССР тут. Но тут чуть больше половины.
    Не подскажете где найти оставшиеся номерки P-47 в СССР?
    Может, что есть в Red Star-4?
    Помогите пожалуйста?
     

    2014

    Старожил
    Было бы интересно узнать о судьбе немецкой техники, доставшейся в 1945 году. Причем той, что попала не на исследование, а в обычную эксплуатацию.
    Были в прессе фотографии Ju-52 с регистрацией ГВФ. Me-262 достались ВВС Чехословакии.
    А еще? Наверняка использовались "Шторьхи"?
     

    Micro

    ШпиЁн
    Не подскажете где найти оставшиеся номерки P-47 в СССР?
    Думаю, найду. У меня хорошая библиотека.
    Были в прессе фотографии Ju-52 с регистрацией ГВФ.
    Скоро выложу свои данные про Ju 52 и другим немецким и американским транспортникам в СССР.
     

    Стипан

    Старожил
    Micro сказал(а):
    Скоро выложу свои данные про Ju 52 и другим немецким и американским транспортникам в СССР.
    Я как понимаю, это будет в СТ?
    Спасибо большое,с нетерпением жду информацию по Р-47.

    Небольшой вопрос по Р-47. Я как понял не было не одной потери Р-47 в СССР, за исключением потери 7 самолетов при доставки в СССР?