Реестр Ту-22М0 и Ту-22М1

APKAH

Старожил
Казанский авиазавод №22 / КАПО им. С.П. Горбунова
«Изделие 45-00»
Первый опытный Ту-22М выпускался в кооперации с ММЗ «Опыт» на КАПО. В 1969–1971 годах на КАПО было выпущено 10 Ту-22М0 (один для стат. испытаний). В феврале 1973 г. первые Ту-22М0 поступили в рязанский ЦБП и ПЛС ДА, где использовались для переучивания экипажей и наземного персонала на новую технику. Позже машины переданы в качестве учебных пособий в различные авиационные учреждения.

001● Ту-22М0 №156 (10.04.1969*)(п/п 30.08.1969 – ВЛИ В.П. Борисов, второй пилот Б.И. Веремей, штурман-навигатор Л.С. Сикачев и штурман-оператор К.А. Щербаков), КБ Туполева. В начале 80-х передан в Киевское ВВАИУ, получил №156, с 2003 г. в Киевском авиамузее. Фото 1970-е, 1987, чертёж

002● Ту-22М0 (п/п 1969 – Б.И. Веремей, Н.Е. Кульчицкий), в биографии Б.И. Веремея упоминается что в 1969 г. он поднимал опытный Ту-22М/2. Но существовал ли данный борт (#002)?

01-01● Ту-22М0 №101?, з/н 5019018, судьба неизвестна, возможно для статических испытаний (?);

01-02● Ту-22М0 №33, з/н 5019029, (п/п 23.03.1970 – Б.И. Веремей, Н.Е. Кульчицкий), с 23.03.1970 и до 15.01.1971 года на нём производили испытательные полёты. С марта по октябрь самолёт находился на заводе для доработки и замены двигателей "ФМ" на усиленные. Доработки же касались усиления фюзеляжа и установки тормозного парашюта. С 11.1971 года по 03.1974 года продолжили испытательные полёты. 13.03.1974 года на нем трижды получали вертикальные перегрузки от 2-х до 4-х единиц, после чего эксплуатация самолёта для учебных целей проходила только на земле. 25.02.1975 В.П. Борисов перегнал самолёт в Монино, в учебно-аэродромную базу академии имени Н.Е. Жуковского. Этот самолёт провёл в небе 127 часов 29 мин, выполнил 142 посадок. В октябре 1989 г. поступил в музей ВВС в Монино, позже получил №33;

02-01● Ту-22М0 – ?

02-02● Ту-22М0 №202, з/н 5020027 (п/п 02.10.1970), в дальнейшем получил №41, с двигателями НК-144-22, передан в Иркутское ВВАИУ, в 2009 г. при расформировании училища планировался к утилизации, но впоследствии оставлен для будущего авиационного музея. Фото 1970-е

02-03● Ту-22М0 – ?

02-04● Ту-22М0 – ?

02-05● Ту-22М0 – ?

03-01● Ту-22М0 №301, з/н 5031019, на испытаниях в ОКБ Туполева, позже переоборудован и использовался по программе Ту-22М2 (?), разрезан на металлолом на свалке в Жуковском в 1993-1994 годах. Фото 1993

03-02● Ту-22М0 – по воспоминаниям ветеранов, в феврале 1973 г. вместе с #03-03 прибыл в 43 ЦБП (Дягилево);

??-??● Ту-22М0 №55, 43 ЦБП (Дягилево), в дальнейшем передан в виде учебного пособия в Ачинское ВАТУ (впервые замечен там в 1987 г.), утилизирован после 1994 г.;

??-??● Ту-22М0 №51, 43 ЦБП (Дягилево), в дальнейшем передан в виде учебного пособия в Ачинское ВАТУ, где к б/н пририсовали единичку – №511 (впервые замечен там в 1987 г.), утилизирован после 1994 г. Фото 1988

??-??● Ту-22М0 №50, 43 ЦБП (Дягилево), оснащён УКУ-9К-502 с двумя ГШ-23Л, дальнейшая судьба неизвестна;

??-??● Ту-22М0 №53, оснащён УКУ-9К-502 с двумя ГШ-23Л (без комплекса вооружения ОБП-15). По сведениям ветеранов в 1981 году совершил последний полёт по маршруту Остров – Рига (Скулте), передан в виде учебного пособия РВВАИУ, с начала 90-х в рижском авиамузее. Фото 1988, 1988, 1988, 1993, 11.04.1994, 1997, 01.05.2010, 14.08.2012

«Изделие 45-01»
В 1971-1972 годах КАПО выпустил 10 Ту-22М1 (один для стат. испытаний). 28.07.1971 первый полёт Ту-22М1 (Б.И. Веремей). На этих машинах до конца 1975 года провели большой объем испытаний по доводке, испытаниям систем навигационного и прицельного оборудования, ракетного, бомбового вооружения и РЭП, проводились испытания доработанных двигателей. В августе 1973 г. в 540 мрап 33 ЦБП и ПЛС ВМФ (Кульбакино) началось освоение Ту-22М1, в Центр поступило 5 бортов.

03-03● Ту-22М1 – ?

03-04● Ту-22М1 – ?

03-05● Ту-22М1 – есть версия что з/н 1032054 именно его.

04-01● Ту-22М1 – ?

04-02● Ту-22М1 – авария 22.10.1976 (ГНИИ-8);

04-03● Ту-22М1 – ?

04-04● Ту-22М1 – ?

04-05● Ту-22М1 – ?

05-01● Ту-22М1 №501, авария 26.11.1972 (КАПО);

05-02● Ту-22М1 №73 (1972), з/н 5052028, 540 мрап 33 ЦБП и ПЛС, после передан на учебный аэродром ШМАС ВМФ в Выборге. На киле замечен номер №03. Утилизирован в 2016 г.

??-??● Ту-22М1 №72, 540 мрап 33 ЦБП и ПЛС;

??-??● Ту-22М1 №??, авария 07.02.1972 (ГНИИ-8);

Эксплуатанты Ту-22М0/1:

◙ 1-е управление 8 ГНИИ ВВС (в/ч 18374)(Ахтубинск) – испытания с 1969 г.;
◙ 43 ЦБП и ПЛС ДА (в/ч 74386)(Дягилево) – Ту-22М0 (5), первые две машины поступили в феврале 1973 г., первые полёты в марте, на июль уже 5 Ту-22М0, в 1981 г. последние машины выведены из эксплуатации;
◙ 540 мрап 33 ЦБП и ПЛС ВМФ (Кульбакино) – Ту-22М1 (5), опытная эксплуатация с августа 1973 г., первым самостоятельно вылетел подполковник А.С. Ващенко. Позднее на полигоне экипажем А.С Ващенко был произведён пуск ракеты Х-22М.

Страница обновляется по мере поступления новых данных. Ваша информация, дополнения, корректировки и комментарии приветствуются – они помогут нам вместе в освоении истории Ту-22М!
 
Последнее редактирование:
Реклама
Большинство источников я могу найти, говорят, что Ту-22M0 на Жуляны является 5019018, фюзеляж номер 101.
 
Ту-22М0 борт 156-красный в Жулянах имеет заводской №001, фото есть, надо найти. Да и отсутствие выступающего окна оптико-телевизионного прицела под носом говорит о том, что это первый прототип, московской постройки.
 
Spotter,
...ну если это так, то это кординально меняет дело. Получается что первые два Ту-22М (без буквы) "изделие 45" производства ММЗ "Опыт" все-таки существовали?
То есть стандартный казанский номер 5019018 это фэйк ? Откуда тогда он взялся ?
 
Spotter, ...ну если это так, то это кординально меняет дело. Получается что первые два Ту-22М (без буквы) "изделие 45" производства ММЗ "Опыт" все-таки существовали? То есть стандартный казанский номер 5019018 это фэйк ? Откуда тогда он взялся ?
Получается, что борт 156-красный в Киеве и борт 101-чёрный - это разные машины. Первая - нулевой серии (московская), а вторая - первой серии (казанская).
Кстати, вот обещанные фото таблички с борта 156-красного. К сожалению, на нём табличка закрашена (в отличие от двух других Ту-22М в Жулянах), но номер 001 и дата выпуска всё же просматриваются. Фото табличек Ту-22М2 и Ту-22М3 из киевского музея уже выкладывал здесь.
 
444 ЦБП и ПЛС МА в Острове не мог эксплуатировать самолеты Ту-22м1 в 1973 году. Поскольку сам 444-й Центр БП и ПЛС МА сформирован в 1995-м году. Эти 5 бортов изначально эксплуатировались в морской авиации в 33 ЦБП и ПЛС МА им. Преображенского в Николаеве (а. Кульбакино).
 
Реклама
Как Вы и указали, пять Ту-22М1 эксплуатировали в Николаеве. Объяснение насчёт Острова довольно простое, а/д Остров уже тогда был базой ВМФ, а если взглянуть на карту, то маршрут Николаев - Остров - Рига выглядит вполне логичным. Предполагаю что машины из Николаева шли парой или группой, промежуточная посадка на базе ВМФ Остров, далее один передан как учебное пособие в Выборг, другой в Ригу.
 
DSC_0114 (1400x933).jpg
DSC_0154 (1400x934).jpg
На март 2017 продолжают находится на бывшем учебном аэродроме ИВВАИУ
Ту-22М0 41-красный з/н 5020027 http://russianplanes.net/id201951
Ту-22А 45 з/н 1052043 http://russianplanes.net/id201949
 
Разногласия в источниках информации - сколько же выпустили Ту-22М0 и Ту-22М1? (информация к размышлению)

Александр Затучный Владимир Ригмант «Ту-22М – краса и гордость российской Дальней авиации» 2009 сказал(а):
Всего до конца 1972 года построили 9 Ту-22МО, пять из которых поступили в Рязань в ЦБП и ПЛС ДА...Из 9 построенных Ту-22М1 пять передали в ЦБП МА, в строевые части Ту-22М1 не поступал.
.
А.Л. Пухов «Глазами гигантов» 2011 сказал(а):
"Вопреки заведённому в ОКБ Туполева правилу, опытный образец Ту-22М построили на заводе №22. Постройка была закончена в июле 1968 года, и после испытаний двигателя и проведения наземных испытаний 30 августа состоялся первый полёт. Самолёт пилотировал лётчик-испытатель В. Боровой. Всего было построено 9 Ту-22МО (так называли опытный образец), и все они приняли участие в программе заводских и государственных испытаний.
Всего было построено 9 Ту-22М1, и все они использовались как доводочные для отработки требований технического задания на самолёт морской авиации. Семь самолётов поступили на вооружение полков морской авиации в качестве патрульных и разведывательных самолётов.
.
Николай Якубович «Боевые самолёты Туполева» 2012 сказал(а):
В 1970–1971 годах завод построил 5 Ту-22М0 для проведения лётных испытаний. Два последних самолёта этого типа укомплектовали кормовой артиллерийской установкой. Три «нулёвки», по словам очевидцев, после испытаний передали в ЦБП и ПЛС ДА в Рязани и два Ту-22М0 – морской авиации в г. Остров Псковской области. Впоследствии по одной машине передали в Ачинское ВАТУ и на учебный аэродром ВВА им. Н.Е. Жуковского.
.
«Самолёт Ту-22М. Начало эксплуатации.» воспоминания Аквилянова Михаила Александровича (старший инженер инспектор ИАС ДА) сказал(а):
В 1971-1972 годах на КАПО было изготовлено 7 Ту-22М0
.
Таблица по выпуску авиатехники на КАПО в 1965-1975 гг. сказал(а):
В 1971-1972 годах на КАПО было изготовлено 12 Ту-22М0 (1969 - 3, 1970 - 3, 1971 - 6) и 5 Ту-22М1 (1972).
 
Последнее редактирование:
001● Ту-22М0 №156 (10.04.1969*)(п/п 30.08.1969 – ВЛИ В.П. Борисов, второй пилот Б.И. Веремей, штурман-навигатор Л.С. Сикачев и штурман-оператор К.А. Щербаков), КБ Туполева. В начале 80-х передан в Киевское ВВАИУ, получил №156, с 2003 г. в Киевском авиамузее. Фото 1970-е, 1987, чертёж
В июле 1980 года этот самолет уже был на учебном аэродроме. Так что передали его раньше.
 
Последнее редактирование:
Очень интересно куда его хотели перевезти пару лет назад...
И почему всё бросили...
DSC_2473 (1500x1000).jpg

Ту-22М0 41-красный заводской №5020027
 
Напомнили ребятам что его надо разобрать и куда то перевезти...
DSC_2727 (1450x913).jpg

 
Посмотреть вложение 785375
Борт перевезён на авиабазу Белая.
 
Назад