LIS-DME 06 (07).11.2015
TAP очень высокотехнологичная авиакомпания. Даже
зарегистрировавшись на сайте, для
оформления багажа в аэропорту Лиссабона сначала пришлось подойти к автомату – чтобы получить багажную бирку. И уже с ней я был допущен к стойке для сдачи багажа.
Аналогичный алгоритм у Finnair, но португальцы всё-таки держат на всех стойках живых людей. Которые иногда ведут себя как неживые: мужчина у стойки просто меня проигнорировал, упёршись взглядом в свой смартфон. Ну ладно, мы не гордые, мы к другой стойке пойдём.
Дальше досмотр и
дьюти-фри. Цены на местные вина щадящие, как в городе, на виски и сигареты высокие, и, к своему большому удивлению, я не нашёл коньяков.
В чистой зоне много магазинов и огромный ресторанный дворик.
Места для курения есть как в шенгенской зоне, так и в нешенгенской.
В стремлении исследовать терминал я упустил возможность проскочить
границу быстро: если часа за полтора до вылета очереди не было вообще, то за час пришлось простоять уже минут 15, слушая бесконечные рассказы соотечественников, как обильно они путешествуют по Европе и миру, и как везде всё дорого и плохо организовано. Однако коллеги, попавшие на посадку последними, рассказали, что ждали в очереди едва ли не час! Одновременно с нашим вылетает рейс TAAG в Анголу, и далеко не все его пассажиры имеют возможность проходить автоматизированный контроль, который есть в аэропорту.
В экстрашенгенской части терминала есть небольшой
дьюти-фри, выбор в котором вполне достаточный для закупки самых типичных продуктовых сувениров типа вин и местных сладостей.
Место для курения почти в самом конце терминала, и неплохо обустроено: просторное остеклённое помещение со сложной траекторией входа, которая сильно ументьшает вероятность проникновения дыма наружу. Есть бесплатный Wi-Fi, хотя там многошаговая процедура регистрации с вводом e-mail и пароля. Но всё-таки сильно проще, чем в московском метро.
В общем, аэропорту я бы поставил 95 из 100.
Посадка началась по расписанию, но очень затянулась. Одной даме с паспортом Казахстана не поверили, что она имеет право въезжать в РФ без визы. Часть пассажиров задержалась на границе.
Пассажиров доставляли на атвобусах, я уехал на втором, и мы прибыли к самолёту уже после времени отправления по расписанию. Сажали через два трапа, причём довольно строго: стюард безжалостно отсылал к переднему трапу даже тех, кто уже поднялся в салон по заднему.
Рейс был полный, что привело к небольшой дискуссии по поводу размещения на полках багажа: мой сосед был уверен, что пространство на полках отведено пропорционально местам для пассажиров. К счастью, место для своей сумки я нашёл рядом, так что заниматься просвещением не было повода.
Вообще с соседями мне в этот раз слегка не повезло: юноша впереди посчитал, что планка под его креслом это подножка и нещадно топтался своими каблуками по моим ступням, девица сзади при росте метр семьдесят была уверена, что у неё очень длинные ноги и упорно искала место для своих коленок у меня на пояснице, а для ступни левой ноги – у моего локтя. Сосед справа болтал со совей соседкой у окна почти без остановки. Бывало и хуже пару раз, но я по-новому взглянул на все эти списки самых вредных привычек ваших соседей по креслу: похоже, их стоит публиковать в интернете гораздо чаще. Прямо вот каждую неделю. Но TAP в этом не виновата.
Про специфику российских авиапассажиров (а все мои соседи были соотечественниками) пришлось вспомнить чуть позже.
Наш рейс выполнялся с
промежуточной посадкой для дозаправки. Кто-то из коллег сказал об этом ещё в автобусе: дескать. автомат в аэропорту выдал ему посадочный до Берлина, и сотрудница TAP на стойке объяснила это необходимостью посадки, но посадочный выдала новый, до Москвы. В самолёте на экранах с полётной информацией (там есть встроенная
информационно-развлекательная система, и на рейсе в Москву был борт с розетками для наушников, хотя наушники не раздавали) тем не менее, сначала фигурировала Москва, и только после закрытия дверей и начале руления я обратил внимание на то, что время в месте назначения почему-то совсем не московское и всего через три часа после вылета.
После взлёта нам рассказали дважды (старший стюард и капитан), что самолёт совершит посадку в Берлине: есть вероятность закрытия не только Домодедово, но и ближайших запасных аэропортов, а до Хельсинки топлива не хватит.
Потом был ужин, довольно щедрый:
Креветки с какой-то кашей были обозначены стюардом как "фиш", была ещё и говядина. Что интересно, мясо пользовалось меньшим спросом: неужели за время пребывания в Португалии россияне прониклись любовью к морской кухне? На закуску были рыбный салат и нут, на десерт какая-то сладкая фигня... ничего я в десертах не понимаю.
Вино из бутылок наливали щедро. Но на второй круг его уже не хватило. Зря я предпочитаю ряды ближе к хвосту, и красное и белое кончились ровно передо мной.
О соотечественниках мне пришлось вспомнить чуть позже, когда уже после ужина объявили, что мы таки садимся: моя коллега, сидевшая через проход, проспала первые объявления, и я ей изложил, что происходит. Человек в кресле перед ней прислушивался к моему рассказу так, что было ясно – ничего из объявлений он не понял. Этот же вывод можно было сделать и из комментариев моего соседа, который даже после вылета из Шёнефельда был уверен, что мы садились то ли для высадки пассажиров, то ли чтобы забрать почту. В общем, распространённость английского как языка межнационального общения не сильно превосходит распространённость русского в США.
В
Шёнефельде мы сели часа через три с половиной после взлёта из Лиссабона: Европа не такая уж и маленькая. Что характерно, в объявлениях на борту название аэропорта не упоминалось вообще, "Берлин" и всё. Перрон Шёнефельда был заполнен самолётами easyJet и Ryanair. Кажется, мелькнули несколько бортов LH. Мы встали рядом с А319 TAP (что меня удивило). Перед
заправкой подогнали трапы и открыли двери по левому борту, заправщик подъехал справа. По громкой связи объявили, что пассажиры должны выключить электронные приборы и расстегнуть ремни безопасности. Если TAP хочет, чтобы российские пассажиры понимали объяавления, ему надо сделать записи на русском: в обозримом мной пространстве после этого объявления ремень расстегнул только я.
Всё это продолжалось 40 минут, и в четыре по МСК мы взлетели. После этого наконец выключили весь свет и убрали экраны, так что можно было поспать.
В Москве
сели в 6:15, на час позже расписания. Дальше ничего особенного: очереди на
границе были небольшие, но
багаж пришлось подождать, так что я успел на "Аэроэкспресс" только в 7:30, а не в 7:00, как надеялся. Впервые в моём опыте пришлось открывать чемодан на таможне, но это уже совсем не относится к TAP.
Сейчас мне интересно, предупредили ли пассажиров, вылетающих на нашем самолёте, о задержке рейса минимум на час (реально, полагаю, полтора), и когда и как это сделали? Об этом явно было известно за несколько часов до его вылета (около полуночи по Москве), а даже час сна в такой ситуации совсем не лишний.