Вроде в двух членных экипажах, один пилотирует, второй контролирует. Где контроль 2П за перемещением РУДов и оборотами двигателей?
Вы забываете, что Эйрбас - это не Ту-134. Это на Ту-134 второй пилот может независимо держать руку на своих РУД. А как, интересно, на А-310 второй пилот будет контролировать положение РУД? Он что - должен сверху положить свои руки на руки командира? Поглядеть второму пилоту на моторные приборы - да, теоретически можно, но скорее в сложной ситуации он должен осуществлять, как говорят, контролирующее пилотирование, т.е. быть готовым заменить командира или помочь ему в выдерживании направления пробега и торможении, положившись на то, что РУДы под рукой командира в полном порядке. Кроме того, указатели оборотов на общем моторном дисплее - не такие уж большие, и боковым зрением увидеть, что на одном движок пошел в разнос - в такой ситуации не уверен что легко. Это на Ту указатель оборотов по ВД - огромный будильник прямо под носом у бортмеханика. Был бы бортмеханик на А-310 - наверное, он бы сразу заметил "самоход" одного двигателя, но тут за оборотами просто следить было некому. Это плата за двучленный экипаж, за экономию на безопасности.
Только один пример, как именно бортмеханик спас ситуацию. Не было бы бортмеханика - могла бы быть катастрофа. Ленинградский экипаж, КВС, емнип, Борис Иванович Свинин. Они заходили на посадку в Ленинграде на короткой Ту-134, и при выпуске закрылков самолет неожиданно завалило в сильнейший правый крен, так что даже полное отклонение штурвала еле-еле позволило уменьшить крен и удержать ее от падения. КВС тут же приказал убрать закрылки, полагая, что причина - в их несимметричном выпуске, но б/м, сидящий прямо перед центральной приборной доской (а именно там, кстати, и моторные приборы), уже успел заметить, что загорелась лампа выпуска правого интерцептора и тут же сам поставил выключатель интерцепторов на принудительную уборку. Крен исчез, посадка благополучная. Причина никак не была связана с закрылками, просто вот такое совпадение.
А то что на А-310 спойлеры убрались сами вслед за самоходом РУД - ну переавтоматизированная машина. Когда все штатно, это помогает, когда нештатно - усугубляет и иногда кончается катастрофой. Не надо автоматизировать то, что не надо. При этом еще и свихнулись на уменьшении числа приборов и указателей. Например, на Ту-134 видно, как идет каждый закрылок, можно судить о симметричности их выпуска, и это контролируется именно тем самым "не нужным" бортмехаником. А на Боинге - одна стрелочка, насколько я знаю, на оба закрылка. Нормальные крупные вариометры, которые часто видишь только боковым зрением (стрелочка горизонтальна - всё в порядке) заменили на какие-то субтильные мелкие указатели рядом с цифирками высоты на пилотажном дисплее. Не приглядишься - и не очень то увидишь, особенно на ярком свету. Вообще сейчас понаделали таких дисплеев, что именно приглядываться надо, чтобы увидеть. На старых машинах просто глядели на приборы и даже общий охват одним взгядом как бы давал общую картину, а теперь надо приглядываться, чтобы увидеть, что там за мелкие цифирки бегут или стоят. Простой пример - указатель давления топлива и давления и температуры масла. На Ту-134 не надо его разглядывать в полете и смотреть на цифирки, общего беглого взгяда достаточно, чтобы увидеть не только что все в норме, но и тенденции, если они имеются - просто стрелочки образуют наклоненную букву "Т" вверх ногами. А на современных дисплеях надо приглядываться к мелким цифиркам, иначе тенденции не увидишь, только выход за пределы нормы обозначается красным цветом. А в нештатной ситуации и вообще каша в голове будет, когда надо увеличенное количество параметров тщательно и часто контролировать и при том еще и пилотировать в усложненных условиях. Всё это не просто мое дремучее неприятие нового, а вопросы, которые у меня возникают при знакомстве с новыми идеями и их реализацией на новых машинах. И видишь, что наряду с достоинствами, новые идеи в их практической реализации имеют и массу недостатков, причем весьма опасных, и еще неясно, что перевешивает.
Да, видел уже в ШРМ эту игрушку - симулятор Б-737, когда прилетал по своим делам в Москву. Это не тренажер, конечно, а именно игрушка. Летать на ней не научишься. Смысл ее создания мне не понятен - для любителей это очень дорого, для профессионалов просто не подходит. Но для забавы - почему нет? Какой-нибудь пацанёнок "полетает" и, глядишь, пойдет в авиацию. Так что я, в принципе, приветствую такие штучки.
Уф, ну всё.