Рост тарифов аэропортов России

Сибчикагец

Старожил
Периодически пишу о разных вопиющих случаях резкого повышения тарифов в различных аэропортах России в новостных ветках этих аэропортов. Но приходится создавать новую тему, т.к. это просто шквал.

Итак: с 1 октября 2018 аэропорт Кемерово поднимает все тарифы, кроме регулируемых, на 30%.
 
Последнее редактирование:
Реклама
Периодически пишу о разных вопиющих случаях резкого повышения тарифов в различных аэропортах России в новостных ветках этих аэропортов. Но приходится создавать новую тему, т.к. это просто шквал.

Итак: с 1 октября 2018 аэропорт Кемерово поднимает все тарифы, кроме регулируемых, на 30%.
==============
Увы, это так. Подавляющее большинство аэропортов РФ работают по совковым лекалам- себестоимость + некий гешефт. Возросла «коммуналка»- увеличим ставки. Я не слышал радостных рапортов аэропортов о снижении себестоимости услуг, об увеличении доходов от внеаэропортовой деятельности.
 
От внеаэропортовой деятельности в некоторых аэропортах не продыхнуть:D, значит, и от доходов не продыхнуть.
 
Подавляющее большинство аэропортов РФ работают по совковым лекалам- себестоимость + некий гешефт. Возросла «коммуналка»- увеличим ставки.
Это ещё неплохой вариант - постепенный рост текущих тарифов вслед за инфляцией и "коммуналкой". Но есть другие процессы, которые оказывают сильное влияние на тарифы.

Наверное, основной из них - консолидация аэропортов России в трёх аэропортовых холдингах. В этих холдингах сидят эффективные менеджеры, которые, взяв очередной аэропорт под своё крыло, первым делом начинают подгонять все тарифы под свои представления о прекрасном. В сторону увеличения, естественно.

В последнее время имеем дело с другим феноменом - "мы построили новый аэропорт". В этих аэропортах тарифы могут повышаться сразу в несколько раз, "под отбитие инвестиций". Аэропорт "Платов" тому пример. В аэропорту "Гагарин", как мы слышим, тоже обещают совсем другие тарифы.

Впрочем, в других портах тоже не дураки сидят, они тоже в какой-то момент начинают резко тянуть тарифы вверх. Потому что, как говорится в одном анекдоте, 20 копеек - это больше, чем 10 копеек. А не нравится - походи по рынку, поищи дешевле.

А то, что, в отличие от анекдота, продавец на этом рынке обычно один... По идее, это сфера деятельности ФАС. Но ФАС, видимо, некогда - она отечественную модель динамического ценообразования для авиакомпаний придумывает. Полагая, что корень проблемы не в растущих издержках, а в зловредности программ, придуманных иностранными буржуями.

В принципе, нашим аэропортам ещё есть к чему стремиться, за рубежом обслуживание в среднем ещё дороже, тем более что курс рубля сильно "помогает". Причём самые дорогие - это некоторые аэропорты Средней Азии, власти которых ведут откровенно дискриминационную ценовую политику в отношении российских авиакомпаний в пользу своих перевозчиков.
 
Аэропорт "Байкал" (Улан-Удэ, входит в аэропортовый холдинг Новапорт") повысил с 1 октября основные нерегулируемые ставки на 11-16%. Предыдущий раз ставки менялись в начале этого же года.
 
Причём самые дорогие - это некоторые аэропорты Средней Азии, власти которых ведут откровенно дискриминационную ценовую политику в отношении российских авиакомпаний в пользу своих перевозчиков.
Кусают кормящую руку? Ну-ну
 
Кусают кормящую руку? Ну-ну
Там ещё цены на керосин интересные. Доходит до того, что рейсы выполняются с промежуточной посадкой на дозаправку в Казахстане, т.к. даже с учётом расходов на доп.посадку получается дешевле.
В сумме получается ситуация, как её описал ГД S7 в интервью "Коммерсанту": "Летаем в Среднюю Азию, чтобы сдать деньги".
 
Последнее редактирование:
Появилась статья об итогах заседания РСПП, посвящённого анализу причин роста стоимости услуг в аэропортах.
https://www.aex.ru/docs/2/2018/10/8/2815/
8 октября 2018 года состоялось заседание Комиссии по транспорту и транспортной инфраструктуре Российского Союза Промышленников и Предпринимателей (РСПП). Заседание было посвящено вопросам: 1) Порядок доступа операторов и потребителей аэропортовых услуг к объектам инфраструктуры аэропортов»; 2) Влияние стоимости топлива на доступность авиаперевозок и необходимость государственной поддержки.
В общем-то причины обычные - монополизация в аэропортах и рост цен на керосин. Наверное, обычному читателю такую сухомятину читать не очень интересно, поэтому выделю некоторые любопытные моменты.
Во-первых, интересные цифры, характеризующие, кто реально зарабатывает на авиаперевозках (в среднем, конечно).
Анализ финансовой деятельности аэропортов и авиакомпаний показывает: прибыль аэропортов в 2017 году составила 14 млрд. руб., за 6 мес. 2018 года - 17 млрд. руб.; а авиакомпании в 2017 году отработали с убытком 18,8 млрд. руб., за 6 мес. 2018 года убыток составил 40,2 млрд. рублей.
Во-вторых, заслуживает внимания этот абзац.
При текущих угрозах монополизации рынка аэропортовых услуг, остро встает вопрос декомпозиции деятельности по различным сегментам наземного обслуживания в аэропортах, для чего потребуются законодательные изменения и внедрение в России операционных и аудиторских стандартов. По наземному обслуживанию в аэропортах предлагается переходить на международный стандарт (IS AGO). К тому же в Российской Федерации отсутствует типовой договор на оказание аэропортовых услуг, а если нет конечного списка услуг, постоянно появляются новые.
Вот как это может выглядеть на практике. Буквально вчера я обратил внимание на информацию об обновлении с 1 ноября ставок в аэропорту Южно-Сахалинска.
Первая ставка (16 руб/пасс) - за предоставление накопителя для размещения убывающих пассажиров.
Вторая ставка (38 руб/пасс) - за предоставления терминала для выдачи багажа для прибывающих пассажиров.
Неплохо так, да? На ровном месте взять и выдумать два дополнительных побора за услуги, которые, по идее, оплачиваются в рамках тарифа за предоставление аэровокзального комплекса. При загрузке 150 пассажиров на вылет и на прилёт получается 8100 рублей. Таким образом, стоимость ещё одного билета плавно перекочёвывает из кармана авиакомпании в карман аэропорта.
Давненько я таких ставок не видел. Не знаю ещё, что говорят по этому поводу юристы. На первый взгляд, выглядит это явно незаконно и противоречит 101 Приказу Минтранса. Но ведь эти ставки существуют.
 
Последнее редактирование:
Реклама
Появилась статья об итогах заседания РСПП, посвящённого анализу причин роста стоимости услуг в аэропортах.
https://www.aex.ru/docs/2/2018/10/8/2815/

В общем-то причины обычные - монополизация в аэропортах и рост цен на керосин. Наверное, обычному читателю такую сухомятину читать не очень интересно, поэтому выделю некоторые любопытные моменты.
Во-первых, интересные цифры, характеризующие, кто реально зарабатывает на авиаперевозках (в среднем, конечно).

Во-вторых, заслуживает внимания этот абзац.

Вот как это может выглядеть на практике. Буквально вчера я обратил внимание на информацию об обновлении с 1 ноября ставок в аэропорту Южно-Сахалинска.
Первая ставка (16 руб/пасс) - за предоставление накопителя для размещения убывающих пассажиров.
Вторая ставка (38 руб/пасс) - за предоставления терминала для выдачи багажа для прибывающих пассажиров.
Неплохо так, да? На ровном месте взять и выдумать два дополнительных побора за услуги, которые, по идее, оплачиваются в рамках тарифа за предоставление аэровокзального комплекса. При загрузке 150 пассажиров на вылет и на прилёт получается 8100 рублей. Таким образом, стоимость ещё одного билета плавно перекочёвывает из кармана авиакомпании в карман аэропорта.
Давненько я таких ставок не видел. Не знаю ещё, что говорят по этому поводу юристы. На первый взгляд, выглядит это явно незаконно и противоречит 101 Приказу Минтранса. Но ведь эти ставки существуют.


Еще не так давно именно авиакомпании выражали недовольство тем, что существующая единая ставка обслуживания пассажира в аэропортах вынуждала их оплачивать и не нужные услуги и требовали разбить ставку на конкретные услуги. Автор этих слов, работая в аэропорту в те времена, удивлялся, неужели авиакомпании не понимает, чем это может обернуться? Само собой аэропортовое сообщество на ура встретила эту инициативу. Так что как говорится, за что боролись, на то и напоролись. Ну что касается пассажиров, это еще не так чувствительно все таки, по приведенному примеру так не все паксы с багажем летают. Видимо из этих соображений, пропорции паксов с баг\без баг такое соотношение и придумали. А вот почему авиакомпании проглотили вопиющие факты, когда в аэропортах нормальные разворотные стоянки вдруг все сделали тупиковыми с последующей необходимостью буксировки, вот в чем вопрос.Причем все! Просто поменяли разметку и все. А ведь это от 15 до 20 тыс руб вне зависимости от пассажиров. И что? Проглотили. Так какой смысл сейчас взывать к справедливости? Сами же и открыли ящик Пандоры. А что касается нерегулируемых тарифов, то вот тут как раз аэропорты надо понимать: все завязано на транспорт, а цену на топливо то не регулируют, то же и эл. энергия. Вот они вынуждены подтягиваться применительно к росту цен квч и литра бензина. Тут вопросы не к аэропортам надо задавать. Как и вопросы " импортозамещения", курса валютного, которые так же отражаются на цене техники, которая частично и стала производиться в России, но все равно на импортном оборудовании, отечественного просто нет, вот вам и + в цене, хош авто, хош трапа, хош обычной тележки багажной или элементарного транспортера.
 
Прекрасно помню, как в ответ за изменения в стоянках те же Сибиряки потрепыхались немного, а потом спустили все на тормозах: время было иное, объемы росли, решили :прибавим в цену билета по 15-20 руб на нос и отобъем буксировку. Вот и отбили.
 
Еще не так давно именно авиакомпании выражали недовольство тем, что существующая единая ставка обслуживания пассажира в аэропортах вынуждала их оплачивать и не нужные услуги и требовали разбить ставку на конкретные услуги.
Да, есть такая потребность. Например, если полный комплекс уборки не требуется, зачем оплачивать ненужные услуги. Должна быть возможность заказать сокращённую уборку.
Но в чём, к примеру, смысл выделения отдельной ставки за пользование накопителем для размещения убывающих пассажиров? Разве у убывающего пассажира или у авиакомпании есть выбор? Не понимаю.
А вот почему авиакомпании проглотили вопиющие факты, когда в аэропортах нормальные разворотные стоянки вдруг все сделали тупиковыми с последующей необходимостью буксировки, вот в чем вопрос.Причем все! Просто поменяли разметку и все. А ведь это от 15 до 20 тыс руб вне зависимости от пассажиров. И что? Проглотили.
Это называется монополия. Кому не нравится - походи по рынку, поищи другой аэропорт. Не нашёл? - Глотай!
 
Да, есть такая потребность. Например, если полный комплекс уборки не требуется, зачем оплачивать ненужные услуги. Должна быть возможность заказать сокращённую уборку.
Но в чём, к примеру, смысл выделения отдельной ставки за пользование накопителем для размещения убывающих пассажиров? Разве у убывающего пассажира или у авиакомпании есть выбор? Не понимаю.

Это называется монополия. Кому не нравится - походи по рынку, поищи другой аэропорт. Не нашёл? - Глотай!

1. Бывает такая потребность, чтоб беременная женщина не рожала? Бывает. Но остановить процесс уже нельзя. И об этом надо думать до ТОГО. а не после. Точно то же и с потребностью выделить что то одно, и именно для одной каждой отдельно взятой АК. Начав процесс, всего лишь из за уборки, его уже не остановить, у АП руки развязаны. И ссылки на опыт запада не катят: там исполнители думают и делают иначе потому как экономикофинансовые условия, в которых они работают иные. Ну типа в России есть парламент как в западных странах, так ведь? А результат немного иной.
2. Монополия? Да, но это две стороны медали. Встань на дыбы все АК, летающие в некий региональный аэропорт, а это чаще всего 2-3 компании с 99% трафика, и от этой монополии шерстянки не останется, на коленях аэропорт просить будет начать летать и моментом стоянки переделают.Почему? Монополия! Инопланетяне не прилетят, а иностранцев не пускают. А почему не встали на дыбы? Ответ прост как слеза ребенка: АФЛ подумал, я уйду, Сибирь останется и повезет моих. И наоборот. Вот и вся монополия.
 
то касается пассажиров, это еще не так чувствительно всё-таки, по приведённому примеру, так не все паксы с багажом летают.
А этот тариф зависит от числа пассажиров с багажом? Было бы логично указать просто за рейс. Или уж тогда привязывать к единицам багажа, ведь от этого зависит продолжительность работы грузчиков и транспортёра. Впрочем, от этого меняется разве что расход электричества и топлива...
В "прейскуранте тарифов и цен" это не указано.
Кстати, сам прайс оформлен, конечно, изумительно -- видимо, проплатили изготовители мониторов с поворотным экраном.

Сами же и открыли ящик Пандоры.
Ну, может быть авиакомпании рассчитывали на здравый смысл и, простите за выражение, честность авторов тарифов аэропортов?
Хотя сами этим не отличались: сборы за бланк или за систему бронирования, или за оплату карточкой (которые первой ввела "Сибирь", как и топливный сбор). Собственно, и сами топливные сборы в текущий период не более обоснованны, чем обсуждаемые сборы аэропорта.
А навязывание буксировки мне очень напоминает действия самого успешного российского лоукостера в отношении его пассажиров.
 
Последнее редактирование:
А этот тариф зависит от числа пассажиров с багажом? Было бы логично указать просто за рейс. Или уж тогда привязывать к единицам багажа, ведь от этого зависит продолжительность работы грузчиков и транспортёра. Впрочем, от этого меняется разве что расход электричества и топлива...
В "прейскуранте тарифов и цен" это не указано.
Кстати, сам прайс оформлен, конечно, изумительно -- видимо, проплатили изготовители мониторов с поворотным экраном.


Ну, может быть авиакомпании рассчитывали на здравый смысл и, простите за выражение, честность авторов тарифов аэропортов?
Хотя сами этим не отличались: сборы за бланк или за систему бронирования, или за оплату карточкой (которые первой ввела "Сибирь", как и топливный сбор). Собственно, и сами топливные сборы в текущий период не боле обоснованны, чем обсуждаемые сборы аэропорта.

1.Там речь о накопителе для ПРИБЫВАЮЩИХ С БАГАЖЕМ. Видимо решили, раз 16 руб за накопитель УБЫВАЮЩИХ, то для ПРИБЫВАЮЩИХ должна быть общая стоимость как произведение пакса на 16. Посчитали соотношение паксов с багажем и без, и вывели цифру 38 руб, т.е с багажем более чем в 2 раза меньше в среднем. Видимо такая логика была.
2. Да, это верно. АК сами грешат подобным, но... не от хорошей жизни а от того, что вынуждены работать в этих условиях.
 
Посчитали соотношение паксов с багажом и без, и вывели цифру 38 руб, т.е с багажом более чем в 2 раза меньше в среднем.
И умножается на всё то же число пассажиров на рейсе. Или на вместимость конкретного борта?
Ну, в общем логика понятна: надо с чем-то соотнести время занятости зала и грузчиков, и число пассажиров единственный доступный параметр. Можно было привязать к типу, но пассажир более универсальная единица.
 
Если учесть, что сбор за пользование АВК является регулируемым, то все эти манипуляции с услугами в Южно-Сахалинске выглядят странно. И вообще прайс очень хитрый, и даже в счёт-фактурах без бутылки не разберёшься...
Встань на дыбы все АК, летающие в некий региональный аэропорт, а это чаще всего 2-3 компании с 99% трафика, и от этой монополии шерстянки не останется, на коленях аэропорт просить будет начать летать и моментом стоянки переделают.Почему? Монополия! Инопланетяне не прилетят, а иностранцев не пускают. А почему не встали на дыбы? Ответ прост как слеза ребенка: АФЛ подумал, я уйду, Сибирь останется и повезет моих. И наоборот. Вот и вся монополия.
Ответ на самом деле другой: это называется картельным сговором, который запрещён законом. И социальные последствия такого сговора будут очень громкими, так что авиакомпании первыми же по шапке и получат.
По более мелким вопросам в теории можно попробовать договориться на уровне представительств в аэропорту, чтобы совместно выступить перед руководством аэропорта. Но на практике редко удаётся это сделать. Например, Аэрофлот обычно и так всё устраивает, для них вопросы сокращения расходов не столь актуальны.
 
Реклама
Если учесть, что сбор за пользование АВК является регулируемым, то все эти манипуляции с услугами в Южно-Сахалинске выглядят странно. И вообще прайс очень хитрый, и даже в счёт-фактурах без бутылки не разберёшься...

Ответ на самом деле другой: это называется картельным сговором, который запрещён законом. И социальные последствия такого сговора будут очень громкими, так что авиакомпании первыми же по шапке и получат.
По более мелким вопросам в теории можно попробовать договориться на уровне представительств в аэропорту, чтобы совместно выступить перед руководством аэропорта. Но на практике редко удаётся это сделать. Например, Аэрофлот обычно и так всё устраивает, для них вопросы сокращения расходов не столь актуальны.

Я знаю примеры, когда именно представительство АФЛ являлось инициатором попыток противодействия. Но как правило именно самое верхнее руководство АК по договоренности с руководством АП или же непосредственно аэропортового холдинга приходят к согласию. Плоды " вертикальной интеграции" как в аэропортовой деятельности так и в ТЗК.
 
Назад