РУДы на взлете

Александр Шепелев

Местный
ДОбрый вечер, уважаемые летчики, возник у меня вопрос - я так понимаю, что на взлете летчик не трогает РУДЫ, а задает взлетный режим, как эти режимы задаются и как их выбирать?
 
Реклама
Александр Шепелев,
Все зависит от типа самолета.
Раньше все было просто. Перед разбегом пилот двигал РУДы вперед до упора, тем самым устанавливая максимальный режим - взлетный. Иногда, при небольшой загрузке такой режим был несколько избыточен, иногда, при неблагоприятных условиях (высокая температура, низкое давление, большое превышение аэродрома) такого режима могло не хватить и приходилось ограничивать загрузку.
С появлением достаточно мощных двигателей появилась возможность поднимать практически максимальную коммерческую загрузку почти при любых условиях. Соответственно, оказалось, что можно не "насиловать" двигатели максимальным режимом при каждом взлете. Сейчас, применяя специальные методики рассчета, пилоты определяют какой именно режим достаточен, чтобы безопасно взлететь в данных условиях. Его и устанавливают на взлете.
На Ту это одно время называлось - "взлет на номинале", на Боингах - Derate Take-off, на Аэробусах - Flex Take-Off.
В зависимости от конструкции ВС пилоты устанавливают РУД в определенное положение или нажимают соответствующие кнопкирычажки и автомат тяги устанавливает соответственно рассчитанный режим, правильность которого пилоты контролируют на указателях тяги или оборотов.
 
310 сказал(а):
На Ту это одно время называлось - "взлет на номинале"
Так, на самом деле это не всегда номинал, а фигура речи — "потребная тяга при данных услвоиях"? Я именно про Ту-154.
 
ДА я понял))) А какими именно рычажками на панели задаются эти режимы?
 
310,
А (кнопкирычажки), это кнопки автомата тяги, который двигает РУДы, но РУДы присутствуют, или как?
 
dyukin сказал(а):
А (кнопкирычажки), это кнопки автомата тяги, который двигает РУДы, но РУДы присутствуют, или как?
На А300 А310 перед взлетом пилот нажимает спец рычажки (не видно на фото, они как раз под указательным и средним пальцами) и РУДы сами ползут вперед на расчетный режим.
На А320 А330 А340 пилот перед взлетом устанавливает РУДы в фиксированное положение, типа, "режим для взлета" :) и контролирует выход на режим по указателям.
 
dyukin,
310 сказал(а):
На А300 А310 перед взлетом пилот нажимает спец рычажки (не видно на фото, они как раз под указательным и средним пальцами) и РУДы сами ползут вперед на расчетный режим.
TO/GA называются, если не путаю. TakeOff/GoAround (взлет/уход). Из названия понятно, что их же пилот давит не только на взлете, но и когда нужно уйти на второй круг. Красные кнопки (опять же, если не путаю :)) - отключение автомата тяги.
 
Последнее редактирование:
Реклама
doctor сказал(а):
TO/GA называются, если не путаю.
В FCOM они называются Go Levers. TOGA - это режим работы двигателей.
Скажем в полете, при выпущенных Slats или Flaps, нажатие на Go Lever вызовет выход двигателей на режим TOGA
 
На 737 функцию этих рычажков выполняют кнопки TO/GA button. Они под набалдашником на РУД находятся, на каждом РУД по одной. Нажимать надо только одну, они идентичны.
 
На А-320 режим TO/GA включается традиционным движением РУД вперед до упора.
 
Не запутаете чайников то, а?
Вопрос прост РУД вперед - увеличение тяги. Взлетать можно как на "взл" так и на номинале. Если позволяет обстакановка - можно на номинале. Методика установки РУД на взлете - различна для каждого конкретного типа ВС.
 
Интересно было бы узнать, какие режимы РУДов пилот задает на разных участках полета... Как соотносится работа РУами с остальными органами управления? Например с педалями и джойстиком (или штурвалом на ту-154)? И есть ли четкие ограничения по установлению режимов?
 
Александр Шепелев сказал(а):
... Как соотносится работа РУДами с остальными органами управления? Например с педалями и джойстиком (или штурвалом на ту-154)?...
Насколько мне известно, штурвал и педали механически не связаны с РУД.
 
Реклама
1. А с какой скоростью переводятся РУДы на режим потребной / расчетной тяги? Ограничена ли такая скорость параметрами двигателей? По моим наблюдениям (судя по звуку двигателей) перемещение РУДа "с нуля до упора" происходит неравномерно, а постепенно, в 2-3 этапа. Зависит ли такая скорость перемещения от "ручного" или автоматического режима перемещения РУДа?

2. Немного оффтоп, но не хочется плодить похожие темы...

Интересно, принято ли активно "двигать" РУДами на рулении? Иногда такое впечатление (судя по звуку), что их "выставляют" всего один раз перед троганием с места, а потом (на рулении) только подтормаживают колесами, не сбрасывая газ вообще. После кратковременных остановок на рулении, кажется, что просто "убираются" тормоза, чтобы тронуться с места. Означает ли это, что есть положение РУДа типа "руление"?

В каких положенииях РУДов допускается торможение колесами? Иными словами - какую тягу двигателей выдерживают "включенные" тормоза на остановке непосредственно перед разбегом и взлетом?
 
Последнее редактирование:
Назад