Русская легенда

C

Che

Старожил
Просто нарыл пару фоток:

Петр Николаевич Нестеров родился 15 (27) февраля 1887 г. в семье офицера-воспитателя Нижегородского кадетского корпуса. Родился в ночь на 15 (27) февраля 1887 года в Нижнем Новгороде в семье воспитателя кадетского корпуса штабс-капитана Н.Ф.Нестерова. В 1897 году поступил и 10 (23) августа 1904 года успешно окончил Нижегородский кадетский корпус имени Аракчеева. В 1906 году в числе лучших заканчивает курс Михайловского артиллерийского училища и получает первый офицерский чин подпоручика. До 1909 года служил в 9-й Восточно-Сибирской артиллерийской бригаде во Владивостоке.
В 1909 году он прикомандировывается к воздухоплавательной роте..В 1911 г. Он знакомится с учеником профессора Н.Е. Жуковского – П. П. Соколовым и вскоре стал членом Нижегородского общества воздухоплавания. Вместе с Соколовым они строят свой планер. Полет на этом планере считается началом летной деятельности П.Н.Нестерова




В октябре 1911 года поручик Нестеров П.Н. зачисляется в Офицерскую воздухоплавательную школу в Петербурге, а 29 августа (11 сентября) 1912 — в Гатчинскую авиационную школу. 28 сентября (11 октября) 1912 года Нестеров получает звание пилота-авиатора, а 5 октября — звание военного лётчика и назначается в формируемый авиаотряд при 7-й воздухопла-вательной роте. 26 апреля (9 мая) 1913 года Нестеров вступает в должность и.о. начальника 11-го корпусного авиаотряда 3-й авиационной роты (город Киев).
Возглавлял групповой перелёт по маршруту Киев - Остер - Козелец - Нежин - Киев. Выполнил дальние перелёты Киев - Одесса - Севастополь и Киев-Гатчина. Производил ночные полёты.




Незнание важнейших законов устойчивости самолета, необъяснимые катастрофы на виражах вызывали у авиаторов того времени боязнь кренов. Это нашло свое выражение в официальных инструкциях по летному обучению и в практике полетов. Повороты принято было делать “блинчиком”, всячески избегая сколько-нибудь увеличенного крена. П. Н. Нестеров же пришел к выводу, что поворот всегда должен сопровождаться соответствующим креном и что “как бы ни был велик крен аппарата, он не опасен, если угол крена соответствует крутизне поворота” . “В воздухе везде опора”, — были его слова. Нестеровскую идею поворота аэроплана с креном, не говоря уже о его высказываниях, что самолет может сделать в воздухе "мертвую петлю", не только конструкторы, но и товарищи считали сумасбродством. Эту инертность и косность можно было победить только на практике.
27 августа (9 сентября) 1913 года П. Н. Нестеров впервые в мире выполнил на самолёте "Ньюпор-IV" "мёртвую петлю", которая ныне носит его имя. Подвиг П.Н.Нестерова всколыхнул весь мир. Киевское общество воздухоплавания присудило Нестерову золотую медаль. Но военное начальство было категорически против "мертвой петли". Сам же пилот был уверен, что "фигурные полеты - это школа летчика".

П.Н.Нестеров продолжал летать, участвовал в маневрах, был произведен в штабс-капитаны, назначен начальником авиационного отряда. Несмотря на запрещения, Нестеров 31 марта 1914 г. повторил "мертвую петлю".

В военных маневрах в сентябре 1913 года П.Н.Нестеров осуществил первую в мире атаку самолета противника. Он практиковал взлеты и посадки в темноте, разрабатывал применение ацетиленового прожектора на монопланах для ведения ночной разведки, вынашивал идею о перестройке хвостового оперения в виде "ласточкина хвоста", мечтал выйти в отставку и целиком посвятить себя конструированию самолетов (см. Приложение). Но в июне 1914 г. началась война.




П.Н.Нестеров назначается командиром 11-го корпусного авиаотряда (3-я авиационная рота, 3-я армия, Юго-Западный фронт). Теперь перед ним открывались возможности в боевых условиях проверить давно вынашиваемые идеи. Практика войны подтвердила правильность многих из них. Он и в боевых условиях продолжал совершенствовать тактику ведения ночной разведки, искал новые способы боевого применения авиации, осуществлял бомбометание, да так эффективно, что австрийское командование обещало крупную денежную награду тому, кто собъет аэроплан Нестерова. Русский пилот отстаивал мысль о возможности и необходимости воздушного боя, который, ввиду отсутствия в то время на самолете пулемета, он усматривал в таране, причем неприятельская машина должна быть сбита ударом сверху. Вскоре Нестеров осуществил этот прием на практике. 26 августа 1914 года прославленный ас в последний раз смело поднял против неприятеля свой "моран". Маленький моноплан Нестерова выследил и настиг более мощный по величине и по скорости "альбатрос" австрийского пилота Розенталя, который вел воздушную разведку передвижения русских войск. Громоздкий "альбатрос" продолжал некоторое время лететь, потом повалился на левый бок и стремительно упал. Не спасся и П.Н.Нестеров.

Отважный пилот был погребен в Киеве как национальный герой. О его бессмертном подвиге писала не только русская, но и вся мировая пресса. . Посмертно награждён орденом св. Георгия 4 степени.




В разносторонней деятельности замечательного русского летчика Петра Николаевича Нестерова, определенное место занимает и конструкторская деятельность в области самолетостроения. П. Н. Нестеров мечтал построить самолет быстроходный, устойчивый, маневренный, в котором нашли бы полезное применение некоторые черты строения птицы. Разработка этой идеи выразилась в проектах его самолета (рис. 1) и частей конструкции. Частично свои мысли П. Н. Нестеров проверил на переделанном им серийном самолете. Осуществить проект помешала война и гибель летчика в самом начале войны.

Проект самолета П. Н. Нестерова:
а — окончательный вариант проекта самолета (кроме шасси);
б — схема управления самолетом в проекте;
в — схема изменения угла установки крыла в проекте



Самолет П. Н. Нестерова (без вертикального оперения)


Этот проект характеризует П. Н. Нестерова как новатора, вдумчивого и внимательного исследователя. Прогрессивной была его идея об аэродинамических тормозах, которая через два-три десятка лет была воплощена в жизнь в виде тормозных щитков для ограничения скорости пикирования, а также в виде парашюта, раскрываемого при посадке. Рекомендованная П. Н. Нестеровым идея установки крыла на эксцентриках вполне жизненна и теперь.
В конце 1913 г., когда П. Н. Нестеров стал известным летчиком-новатором, он сумел частично осуществить свой проект и проверить некоторые его положения. Прежде всего П. Н. Нестеров испытал хвостовое оперение, выполненное по его схеме (рис. 2). На самолете “Ньюпор-IV” фюзеляж был укорочен на 0,7 м и было снято оперение. Рули высоты оставлены, их размеры были сильно увеличены и введена большая площадь аэродинамической компенсации. Форма рулей и управление ими были сделаны в общем по проекту, оси их вращения — под углом. Переделка была произведена лично П. Н. Нестеровым и его механиком Г. М. Нелидовым в Киеве в начале 1914 г. На переделанном самолете П. Н. Нестеров выполнил весной 1914 г. несколько полетов, внимательно изучая поведение самолета при отклонениях рулей. Оперение в общем работало исправно и повороты получались, однако полного эффекта еще не было из-за трудностей согласования нового управления рулями с ньюпоровским перекашиванием крыльев, которое производилось педалями. Нестеров не был удовлетворен этим опытом и считал, что нужна дальнейшая отработка оперения. Летом 1914 г. он получил средств и возможность строить свой самолет на заводе “Дукс”, но начавшаяся вскоре война помешала этому.

Будучи кадровым офицером и военным летчиком. П. Н. Нестеров думал и о мирном применении авиации, мечтал о самолете, доступном для широких масс. Если бы не его безвременная гибель он мог бы вырасти в крупного конструктора, одаренного и широк эрудированного в теории и практике авиации.

 
Реклама
Экзот

Экзот

Элефантерия
Спасибо, Володь!

Один занудон.
Маленький моноплан Нестерова выследил и настиг
Собственно говоря, выслеживать не требовалось — "Альбатрос" чуть ли не ежд появлялся над Жолкиевом в визуальной видимости с аэродрома.