15.10.04. La Paz – Sao Paulo, отправление 13:15, 4ч30м с одной пром. посадкой
Утром не спеша прогулялись по центру, закупили легковесные сувениры, даже разведали что кроме вездесущих такси в аэропорт идут и микроавтобусы, по тому самому осевому проспекту недалеко от отеля. Когда вернулись в номер и начали обстоятельно упаковывать сумки шум из-за окна приобрел странные нотки. Насторожились, прислушались, присмотрелись - и поняли: политическая манифестация, с речами, знаменами и прочим. Хуже того – заняла всю эту самую осевую магистраль, движение транспорта по ней в сторону El Alto прекратилось, а это -
Засада N.4 (вмешательство политической жизни в транспортную).
Хорошо что двумя днями раньше мы узнали о существовании и другого пути на плоскогорье, так что паники особой не было. Сдали номер, расплатились и вызвали такси к отелю, минут на 40 раньше намеченого времени. Таксист на потрепанном, но уверенном в себе «Ниссане» сообщил нам ту же новость – дорога стоит, нужно ехать окольными улицами. Наценка «за вредность» оказалась 1/3 от стандартной цены, т.е. меньше 2-х долларов. Мог бы запросить и дороже – большую часть пути поднимались зигзагом - на первой передаче по узким извилистым улицам. Приехали в аэропорт немного не с той стороны с которой ожидали, но точно к началу регистрации. Мы были среди первых в очереди, но 2-х мест рядом не досталось, нам объявили что «все заполнено». Но это мелочь, а проблема возникла с тем что до выхода на посадку предложили пройти к окошечку для оплаты еще одного сбора.
Засада N.5. Аэропортовский сбор. Мы были уверены что сборы по всему маршруту как всегда включены в цену билета (тем более что по одному из них только за сборы и платили), ни о чем ином нас не предупреждали, а тут... Наверное это единственный медународный аэропорт получающий оплату только непосредственно на месте и только в местной валюте. От которой накануне мы аккуратно доизбавились, так что неприятно было не столько выложить дополнительно сумму эквивалентную полсотне долларов, сколько встретить при этом технические сложности. В окошечке кредитно-дебитные карточки не приняли, но вежливо показали на банкоматы для получения местных наличных по международным карточкам. А потом вежливо пришли к нам на помощь когда заметили что деньги из банкоматов нам не посыпались. Только чтобы вместе с нами убедиться в том что это -
Засада N.6. Издержки банковской информатизации. Для начала диалога с банкоматом необходимо ввести свой учетный код в боливийской налоговой службе. Иностранцев без среднесрочных финансовых интересов в стране это автоматически отсекает от такой удобной системы (хотя они и платят за услуги этого типа своему банку). Вспомнилось что в этом году и в России встретился с похожими препятствиями, а 3 года назад российский банкомат вполне удовлетворился моим бразильским кодом. При этом в Бразилии большинство банкоматов сейчас повели себя по отношению к иностранцам подобным же образом, но если спросить у служащих банка, то они укажут один-другой аппарат снаружи схожий с прочими, но без кодового барьера внутри.
Для прорыва последних засад пришлось топать в другое крыло аэропорта и воспользоваться услугами того самого неавтоматизированного обменника что и при прибытии. Причем там даже приняли бразильские реалы, хотя и по неважному курсу и еще и со сбором, но это все опять-таки мелочи.
Так что вот мы уже прошли границы-таможни и из уютного накопителя видим причаленный В727, как и при прибытии. Повторять ту фотографию не хотелось, хотя бортовой номер не совпадал, да и оттенок раскраски киля указывал на принадлежность другой боливийской компании. Зато когда точненько по расписанию появился наш В737 рейса RG-8881 стало сразу веселее.
Перед посадкой успели еще отдать должное местному Duty Free с большим выбором и наилучшими из мне известных ценами по части хороших коньяков. Самолет сильно напомитал уже знакомый по субботнему полету, но слегка отличался по внутренней компоновке. Согласно моим данным, PT-VOY имеет 13 лет от роду. Снова кресла были намного моложе, снова без экранов-наушников, но с хорошим пространством между рядами. В «полностью заполненном» самолете заняли отведенные нам места – через 2 ряда, у окна по одному борту и среднее – по другому.
На каждом ряду из 6 мест 3-4 оставались пустыми, так что после взлета принудительно рассредоточенный народ начал «перебираться к своим». КВС дал полетную информацию, а потом нас предупредили об обработке воздуха против всякой заразы и стюардесса начала пшикать каким-то баллончиком. Вспомнилось что при полете в Ла Пас такое пшиканье застало врасплох, уже на эшелоне, и вызвало подозрение о разгерметизации. Стоял легкий немецкоязычный гвалт, наиболее интенсивно шли беседы в рамках уже сплоченных тургрупп, а таковых оказалось две – из Германии и из Австрии, 38 чел. в общей сложности.
Было интересно сколько же мы будем набирать высоту чтобы перемахнуть через Кордильеру приветливо выставившую снежные шеститысячники справа по борту. Как раз на нашем кратчайшем маршруте. Но самолет набирал высоту без особого рвения, зато с долгим левым разворотом, что и позволило ему просочиться в ближайшую долину, в направлении обратном взлету. Далее горы расступались, долины следовали одна за другой, зелени становилось все больше и вот уже снижаемся к Santa Cruz de La Serra. Не так уж далеко от Бразилии, пейзажи, постройки и прочее - все вполне бразильское, совсем не напоминает боливииское плоскогорье. Особенно – какое-никакое наличие малой авиации, на «верхах» этого совсем нет по объективным причинам.
Немного корявая посадка, при очень сильном встречном ветре. Аэропорт – намного больше столичного и даже видны самолеты разных размеров, все-таки прибываем в основной экономический центр страны, тоже миллионный город. Когда открыли двери, теплый влажный воздух наполнил салон и напомнил – мы вблизи от амазонских джунглей, высота около 450 м, температура +26 С – то что надо простому человеку чтобы нормально дышать.
Вышло около десятка пассажиров, пока ждали посадки новых за нами следом прилетел из столицы тот самый В727 боливийский компании AEROSUR, поскольку он старательно парковался неподалеку, удалось сфотографировать даже через исцарапанное стекло:
Минут через сорок после посадки наш самолет действительно догрузили «под завязку» и отправили дальше, теперь большинство составляют не туристы, а деловые люди и гастарбайтеры летящие в Сан-Паулу или транзитом в Европу. С рулежки было видно еще пару самолетов на дальней стоянке, при таком стекле и при таком расстоянии на хорошее фото рассчитывать не приходилось, но Як-40 в таком далеком порту нельзя было пропустить.
Стемнело сразу после взлета, потом нас обстоятельно накормили-напоили, все по той же схеме. Болтанка началась сразу после наполнения желудков, проходили типичный грозовой фронт. В оставшийся час полета все сидели пристегнутые, инцидентов особых не было. Прибыли по расписанию, мягкая посадка на мокрую полосу.
В Сан-Паулу впервые в жизни пришлось обойтись без телескопического трапа, в автобус шли под уже слабеющим дождиком. Потом мы в полной мере воспользовались преимуществами поездки без багажа и с легковесной ручной кладью быстренько прошли все контрольные заставы, до нашего автобуса оставалось аж часа полтора. Большинство попутчиков-туристов направилось на пересадку, кто в Европу, кто по другим диковинам Южной Америки. Так что описанный мной маршрут – один из двух основных для тех кто задумает покорять Altiplano Boliviano. Другой вариант – через Лиму, но рекомендую то что сам попробовал. Удачи всем странникам!
Если будут какие вопросы, сомнения – постараюсь ответить, могу добавить еще про кое-какие мелкие засады, а также досыпать фотографий. 8)