Самолеты ГВФ в Великой Отечественной

avro

Модератор
Недавно в интернете, в т.ч. в нашей "архивной" ветке, появилось фото редкого самолета Як-6 в 1943 году. Оно ниже.

Вопрос по теме: какие еще отечественные гражданские/транспортные типы ВС ГВФ так или иначе участвовали в воинских перевозках во время войны?

Уточню: под "самолетами ГВФ" здесь понимаются все небоевые самолеты (не Як-9, не Ил-2 и не Ил-4), то есть, транспортная, санитарная, связная авиация. Ан-12, будь он в то время (для примера), тоже попал бы в этот транспортный список.

По-2, Р/П-5, ПС-9, К-5, Г-1, Г-2, Ли-2, разные "Стали" и АИРы, ПС-35... о каких еще (неединичных) гражданских типах известно, что они летали тогда как в районе фронта, так и в прифронтовых местностях и далеко в средних азиях и на востоке страны?

Если:

"...Говоря в целом о периоде войны, можно сделать твердый вывод, что личный состав гражданской авиации внес в победу советского народа и его Вооруженных Сил над гитлеровской Германией достойный вклад. Имея всего лишь около 3 тыс. самолетов (из них 350 тяжелых кораблей Ли-2 и С-47), с учетом фронтовых и учебных подразделений, ГВФ налетал 4,5 млн. часов, из них 2,6 млн. часов для обслуживания тыла страны, Наркоматов, на перегонку самолетов и в международных рейсах. Им было перевезено более 2,3 млн. военнослужащих, партизан и других пассажиров и около 280 тыс. тонн грузов, в том числе боеприпасов".

"Мирные крылья в годы войны", 1995

Як-6.jpg
 
Последнее редактирование:
Реклама
Бурундук, это вообще редкий тип.

Вики пишет, что "Большая часть самолётов Як-6 строилась в транспортном варианте."

И вот:

...Первые три Як-6 были переданы в ГВФ в июне 1943 года, но по частям они были распределены только в июле. До конца 1943 года ГВФ получил от промышленности всего 9 машин. Они были переданы в 1-ю авиатранспортную дивизию, 3-ю отдельную авиадивизию связи, 4-й отдельный авиаполк (ОАП), 62-й гв. ОАП и 9-й ОАП. Потерь среди Як-6 ГВФ в 1943 году не было; один самолет передали в погранвойска. Таким образом в конце 1943 года в ГВФ насчитывалось 8 Як-6. Цесь парк ГВФ в тот момент составлял 2428 самолетов.

В 1944 году авиапромышленность уже не выпускала Як-6, но увеличение их числа в ГВФ продолжалось за счет передачи из ВВС. В 1944 году оттуда поступило 6 самолетов. Максимальное количество Як-6 в ГВФ (11 машин) было в июне 1944 года. Убыль же за год составила 9 самолетов; из них 6 - списаны по износу.

 
cloudy-joe, я тут не все типы знаю... СКФ не встречал, например.

Вопрос: а есть ли какая-то картинка со списком этих типов времен войны, аутентичная? Именно с транспортными типами.

Про Ще-2 я позже вспомнил. Такие у нас в Бердске в военной авиашколе базировались.

...В начале 1940-х годов была поставлена задача-создать самолёт многоцелевого назначения, способный транспортировать относительно крупные грузы и работать с полевых площадок.
...Было выпущено 567 машин.
...Гражданский вариант военно-транспортного самолёта Ще-2 с двумя двигателями М-11Д широко применялся на местных авиалиниях СССР вплоть до поступления в эксплуатацию Ан-2.


Вот про его послевоенную службу ни разу не слышал. Интересно, в каких отрядах он использовался.
 
Про историю некоторых бортов Ще-2 в виде небольшого реестра с фото есть вот тут у Юры: Сайт авиационной истории - Реестр Ще-2.

Долётывали они (те, что передали из ВВС, не все) как в ведомственной авиации по различным задачам, так и некоторое количество в ГВФ. Из опубликованного в Сети, например, упоминаются Северное (авиаотряд в Архангельске), Казахское (267 ао, Алма-Ата) управления.
 
Последнее редактирование:
Вот про его послевоенную службу ни разу не слышал. Интересно, в каких отрядах он использовался.
В Васьково в Архангельске видел стенд в 90-е - там фото со Ще-2 на аэродроме - ряд Ще-2 солидный, машин 5-7
 
Последнее редактирование:
Реклама
Кстати, про аэродром Суково кто-то слышал? Там ГВФ тоже базировался во время войны, под Москвой.
 
Кстати, про аэродром Суково кто-то слышал? Там ГВФ тоже базировался во время войны, под Москвой.
Это Солнцево нынешнее
Вблизи деревни Суково с 1937 года существовал военный аэродром, на котором на момент начала Великой Отечественной войны базировался 564-й истребительный полк 6-го авиакорпуса московской зоны ПВО.
 
avro, какие-то сказки. 21.06.1941 г. немецкие войска не колоннами ходили по Берлину, а разворачивались на исходных позициях у советской границы. То же самое про шлейфы пыли над дорогами Германии: техника, а танки тем более ехали до границы железной дорогой. С разгрузочных станций техника ехала скрытно, в относительно тёмное время суток.
 
2014, +1. Развевающиеся флаги, портреты фюрера и истерические призывы из репродукторов вряд ли бы сильно подействовали на человека, пережившего в Москве 1937-й.

Но особенно про дерзких немецких лётчиков 21 июня впечатлило. 21 июня все лётчики у всех нормальных командиров спали.

Анекдот, который мне полвека назад отец рассказывал:

Приезжает комиссия из ГлавПУРа на аэродром. Спрашивают у лётчика-истребителя: "Ваши действия после начала войны?" "Буду сидеть в кабине в полной готовности к боевому вылету!" - рапортует он. Комиссия довольна.

Тот же вопрос задают дальнику. Он отвечает: "Пойду спать". Как спать? Почему спать? Лётчик показывает нормативные документы: "Перед дальним боевым вылетом экипаж должен спать не менее 8 часов".
 
Последнее редактирование:
Развевающиеся флаги, портреты фюрера и истерические призывы из репродукторов вряд ли бы сильно подействовали на человека, пережившего в Москве 1937-й.

Тем более, что знамёна, портреты и орущие репродукторы в Берлине наблюдались и в январе 1940 г. (пробный рейс), и во все последующие дни. Как и камуфляж аэродромных строений.
 
Из того отрывка следует подверждение, что рейсы в Берлин в июне 1941го - были. Их описание и впечатления - тут скорее обработка текста специалистами советского времени. Думаю, что это было в том или ином виде озвучено/опубликовано задолго до 1995 года.
__________________________________________

Вот интересное издание, свежее, от известного автора из Сибири, ныне москвича:

Филиппов В. В. Авиационные группы и полки Гражданского воздушного флота в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Рязань 2020г. 400 с., цв. илл. твердый переплет, энциклопедический формат.

Издание основано на документах Российского государственного архива экономики (РГАЭ), Российского государственного архива социально-политической истории (РГАСПИ), Центрального архива министерства обороны РФ (ЦА МО РФ) и продолжает серию книг по истории гражданской авиации СССР и России. Отдельная глава посвящена перегоночным соединениям и подразделениям ГВФ, выполнявшим задачу доставки новой авиационной техники советского и иностранного производства на фронт. Книга богато иллюстрирована фотографиями и документами из исторических альбомов подразделений ГВФ военных лет, а также фотографиями большого количества персоналий, о которых в ней рассказывается.
 
Реклама
Летом 1942 г. произошло знаменательное для трудного военного времени событие – вновь открылось воздушное сообщение по 8 внутрисоюзным линиям, идущим от Москвы на восток страны, а в октябре начались полеты еще по 9 трассам. В результате в 1943 г. регулярное движение по расписанию поддерживалось уже на 17 магистральных авиалиниях. Для обслуживания открывшихся линий правительство дополнительно выделило 125 самолетов Ли-2.


Интересно, это были более-менее регулярные рейсы? Типа Москва - Новосибирск на Ли-2. Не слышал про такие во время войны.
 
Назад