Серийные (заводские) номера

    timsz

    Старожил
    Поделитесь информацией о расшифровке серийных номеров. А я буду в этом посте ее обобщать.

    Общая информация

    Обозначения
    b - серия
    f - производитель
    i - номер в серии
    m - месяц года
    n - номер по порядку
    q - квартал года
    t - тип
    x - произвольная цифра
    y - год
    ? - назначение неизвестно
    В квадратных скобках указаны необязательные цифры.

    Единой системы серийных номеров нет и не было. Было две системы, которые шли от военных, но иногда используются и для гражданской продукции.

    В пятидесятых годах появилась семизначная система: yffbbii.

    Обозначения заводов (ff):
    03 - завод No 23, Машиностроительный завод им. М. В. Хруничева
    34 - завод No 84, Ташкентское авиационное производственное объединение
    35 - завод No 135, Харьковский авиационный завод
    40 - завод No 64, Воронежское авиационное производственное объединение
    66 - завод No 166, Омский авиационный завод
    68 - завод No 168, Ростовский вертолетный завод
    73 - завод No 473, Киевский авиационный завод
    9t - завод No 39, Иркутский авиационный завод
    99 - завод No 99, Улан-Удэнский авиационный завод
    До настоящего момента используется одиннадцатизначная система:ffftttxxxxx. Последние пять цифр могут нести смысловую нагрузку, зависит от заинтересованности военных.

    Обозначения заводов (fff):
    222 - завод No 475, Смоленский авиационный завод
    452 - завод No 292, Саратовский авиационный завод​

    --------------
    Это сообщение будет редактироваться.
     
    Последнее редактирование:

    timsz

    Старожил
    Серийные номера по типам

    Ан-2
    1bb473ii - Киев
    1bbii - Киев, для самолетов на экспорт
    1Gbb-ii - Польша
    ybbbii - Ан-2М, Долгопрудный

    Ан-8
    y34bbii - 1958-1959, Ташкент
    уb34ii - 1960-1961, Ташкент. Серия обозначалась буквой от А до К.
    Ан-10
    у40bbii - Воронеж
    Ан-12
    [y]y34bbii - Ташкент
    40bbii - Воронеж
    y90bbii - Иркутск
    Ан-24
    y73bbbii - Киев
    y91bbii - Ан-24Т Иркутск
    Ан-26
    bbii - Киев

    Ил-18
    18ybbbbii
    Ил-62
    ybbii - ранние самолеты
    qybbxix - с 1977 после завершения четвертого самолета 25-ой серии, по 5 машин в серии
    Ил-76
    [y]yy34xxxxx
    Ил-86
    514832yynnn
    Ил-96
    743932bbnnn
    Ми-2
    ttbbiimmy, tt: 52 - сельскохозяйственный вариант, 53 - стандартный транспортный вариант, 54 - вариант со спаренным управлением.

    Ми-6
    y03bbii - Москва, завод им. Хруничева, 1959-1962
    y68bbii - Ростов, 1959-1969
    yybbii - Ростов, 1970-1974
    bbii - Ростов, 1974-1980 (возможно xxxx)
    Ми-8Т
    bbii - Казань, по 100 машин в серии
    bbiii - Ми-8МТ, Казань (возможно, fbbii), по 100 машин в серии
    9ybbii - Улан-Удэ до 1982, по 50 машин в серии
    9ybbbxx - Улан-Удэ с 1982, от 10 до 4 машин в серии​
    Ту-22
    ?bbyii?​
    Ту-124
    y35bbii
    Ту-134
    y35bbii
    xxxxx - с середины 1974
    y355???? - Ту-134Ш
    Ту-144
    bb-i - по 2 самолета в серии. В пятой серии был номер 3 - фюзеляж.
    Ту-154
    7-nn - первые девять самолетов
    yyА[n]nnn - самолеты с номера 010. Последний из Ту-154А, Б, Б-1, Б-2 имел nnn 605. Ту-154М начались с nnn 701. Номера 606-700 пропущены.
    Як-18Т
    222020xxxxx - Смоленск​
    Як-40
    9yqiibb​
    Як-42
    11yqiibb - Саратов до 05-03
    452042qyxxxx - Саратов с 05-04 до 15-10
    452042qyiibbb - Саратов с 16-01
    222042xxxxx - Смоленск​

    --------------
    Это сообщение будет редактироваться.
     
    Последнее редактирование:

    timsz

    Старожил
    Серийные номера по производителям

    --------------
    Это сообщение будет редактироваться.
     
    Последнее редактирование:

    oldeng

    Местный
    Здесь, как и в случае с модификациями, нужно определиться: на чем базироваться?
    На официальной заводской документации, сведениях в формулярах - или с учетом отсебятины Заказчика и многочисленных толкований любителями-ислледователями?
    Как пример: Воронеж для Ан-12 не давал "y" - он присутствовал только в схожих номерах Ан-10, что позволяет идентифицировать тип по номеру, если он не перевран.
    Киев для Ан-26 не давал ни "y", ни "73", поскольку они фигурировали в схожих номерах Киевских Ан-24, что и сейчас позволяет различать типы, если номер не искажен.
    Ан-10А: 0 40 24 01 (11208-1960); Ан-12Б: 40 24 04 (11374-1964).
    Ан-24: 9 73 049 07 (46578-1969); Ан-26: 45 06 (26604-1976).
    "99 (9)" - признак Улан-Удэнского АЗ в номерах Ан-24Б, Ми-8 и пр. продукции.
    Як-40: tyqiibb (обратная последовательность серии и номера машины в ней): 9 4 2 04 35 (87428-1974).
    Киевские Ан-2: t(b)bb473ii - без года выпуска: 1 120 473 16 (02163-1959).
    Польские Ан-2: tf(b)bbii - без года выпуска: 1 Г 121 27 (02543-1970).
    Польские Ми-2: tt(b)bbiiqqy (здесь qq - месяц года): 53 105 35 03 8 (14194-1988), при этом читается модификация: 53- стандартная транспортная, 52- сельхозвариант, 54- спаренное управление (спарка).
    А с середины 74-го некоторые заводы вообще ушли от серийных номеров (точнее, оставив их в закрытой документации), перейдя на пятизначные заводские бессистемного образования нарастанием числа (к предыдущему номеру добавляется произвольная цифра).
    Есть и другие нюансы по разным заводам и их продукции. Все это должно было, по замыслу авторов, осложнить жизнь современным зарубежным аналитикам, но осложнило, в первую очередь, своим - причем не только нынешним споттерам, но и профессионалам того времени...
     

    walter

    Старожил
    Ми-8Т УУАЗ fybbii до 1982г ,по 50 машин в серии. С 1982г fybbbxx ,как пишет oldeng c "бессистемным образованием номера" от 10 до 4 машин в серии в разные годы.
    Ми-8Т КВПО bbii по 100 машин в серии, Ми-8МТ тут мнения расходятся ,одни считают как bbiii другие ,как fbbii тоже по 100 машин в серии.
     

    timsz

    Старожил
    oldeng сказал(а):
    Здесь, как и в случае с модификациями, нужно определиться: на чем базироваться?
    На официальной заводской документации, сведениях в формулярах - или с учетом отсебятины Заказчика и многочисленных толкований любителями-ислледователями?
    Мне кажется, что в идеале надо базироваться на номере, который выбит на самом самолете. Притом, желательно, с дефисами и другими знаками. Хотя если система стала активно использоваться в серьезной документации, можно дополнительно ее тоже указать. Но дальше, к толкованиям и фантазиям исследователей, идти не надо.
    oldeng сказал(а):
    А с середины 74-го некоторые заводы вообще ушли от серийных номеров (точнее, оставив их в закрытой документации), перейдя на пятизначные заводские бессистемного образования нарастанием числа (к предыдущему номеру добавляется произвольная цифра).
    То есть, можно быть уверенным, что машина с бОльшим номером выпущена позже, чем с меньшим?
     

    timsz

    Старожил
    walter сказал(а):
    Ми-8Т КВПО bbii по 100 машин в серии
    А как при этом обозначалась сотая машина?

    walter сказал(а):
    Ми-8МТ тут мнения расходятся ,одни считают как bbiii другие ,как fbbii тоже по 100 машин в серии.
    Посмотрел некоторые номера. Все, что видел, начинаются на 9 и третья цифра не 0. При выпуске 100 машин в серии bbiii как-то не подходит.
     

    walter

    Старожил
    timsz сказал(а):
    А как при этом обозначалась сотая машина?

    timsz сказал(а):
    Посмотрел некоторые номера. Все, что видел, начинаются на 9 и третья цифра не 0. При выпуске 100 машин в серии bbiii как-то не подходит.
    Видимо так Ми-8Р 8300 бн 82 Троицк.
    По МТ у нас на заводе серию читают по первым двум цифрам (93***), в таком варианте получается серия на 1000 машин,что может быть и правильно т.к есть машина 93100.
     

    oldeng

    Местный
    timsz сказал(а):
    Мне кажется, что в идеале надо базироваться на номере, который выбит на самом самолете. Притом, желательно, с дефисами и другими знаками. Хотя если система стала активно использоваться в серьезной документации, можно дополнительно ее тоже указать. Но дальше, к толкованиям и фантазиям исследователей, идти не надо.
    Жаль разочаровывать, но в авиации есть отличия с автопромом: не выбивается нигде полный номер. Это является извечной головной болью при работе с таможенниками: они всегда по аналогии с авто хотят найти что--нибудь выбитое, а мы вынуждены предлагать накрашенный серийный, причем нередко не полный, а только "серия-номер в серии". Можно найти в условных местах выбитый сокращенный номер, но полного нет. Поэтому наиболее объективный путь: исходить из официальной пономерной документации: формуляра (паспорта), актов приемки, а также бюллетеней промышленности. А на борту маляры рисуют подчас бог знает что, как по модификации, так и по заводскому номеру.
    timsz сказал(а):
    То есть, можно быть уверенным, что машина с бОльшим номером выпущена позже, чем с меньшим?
    Я бы сказал: имеет больший серийный номер. Но есть ли между близкими заводскими номерами еще одна машина, или они идут последовательно - не определить, не сверившись с серийным номером (шаг может быть и в три единицы, и в восемь).
    Иметь в виду надо и следующее: нумерация закладывается в начале производственного цикла, а дата выпуска (постройки) ставится военпредом (или ОТК) после благополучного завершения испытаний. Бывает, что машина зависает по ряду причин, и выходит позже проследующих по серии, что путает карты в ее последующей жизни. Бывают запаздывания в месяцы (когда машина подвергается специспытаниям или доработкам в производстве).
     

    APKAH

    Старожил
    Ми-6
    3 - завод No 23 Московский Завод им. Хруничева (Москва район Фили)
    y03bbii - 1959-1962
    68 - завод No 168, Ростовский Вертолетный Завод
    y68bbii - 1959-1969
    yybbii - 1970-1974
    bbii - 1974-1980 (а может и просто xxxx)
     

    timsz

    Старожил
    military_upir
    смоленские шли 222042????? (вопросы скорее всего - xxxxx). А 11qy.... - Саратов. Похоже, в продолжение номеров Як-40: 9 - тип для Як-40, 11 - для Як-42.

    Интересно, что за тип 10?
     

    military_upir

    Старожил
    timsz сказал(а):
    military_upir
    смоленские шли 222042????? (вопросы скорее всего - xxxxx). А 11qy.... - Саратов. Похоже, в продолжение номеров Як-40: 9 - тип для Як-40, 11 - для Як-42.

    Интересно, что за тип 10?
    Спорить не буду, но если до 05-03 - Саратов, тогда какие серийные были у Смоленских 425хх ?
    ЗЫ а Саратов выпускал и Як-38
     

    timsz

    Старожил
    military_upir сказал(а):
    Спорить не буду, но если до 05-03 - Саратов, тогда какие серийные были у Смоленских 425хх ?
    Насколько я понимаю, серийные номера шли внутри одного завода. То есть, 05-03 - третий самолет пятой серии именно саратовского завода.

    military_upir сказал(а):
    ЗЫ а Саратов выпускал и Як-38
    Очень на это похоже, хотя Як-38 уже длинные номера имели. Но для внутризаводской нумерации - вполне может быть.
     

    military_upir

    Старожил
    2timsz Порылся в своих кучках, серийные все таки были сквозные, а 11 имхо все таки Смоленск, не мог самолет выпускаться на разных заводах с одним заводским номером
     

    military_upir

    Старожил
    timsz сказал(а):
    military_upir,
    насколько я знаю, в списке представлены только саратовские.
    http://www.ilisso.ru/timsz/avia/serial/ru_yk42.xml

    А что это за документ? И что колонки означают?
    Вообще это не документ, а просто список серийных Як-42-х, нарытый на Быковскоми АРЗ, а колонки:
    №п/п--тип( каким вышел с завода-42/42Д)--МЛ(или нет)--№ комплекта крыла--регистр номер--дата с которой борт находится в эксплуатации(приемка)--к кому приписан--на гарантии или нет все это ИМХО по состоянию год на 93-94 ( по состоянию гарантии)

    ЗЫ Раньше не задумывался, но ведь действительно в этом списке нет Смоленских машин, которые после катастрофы 82-го года не летали.