Серийные (заводские) номера

timsz

Старожил
Поделитесь информацией о расшифровке серийных номеров. А я буду в этом посте ее обобщать.

Общая информация

Обозначения
b - серия
f - производитель
i - номер в серии
m - месяц года
n - номер по порядку
q - квартал года
t - тип
x - произвольная цифра
y - год
? - назначение неизвестно
В квадратных скобках указаны необязательные цифры.

Единой системы серийных номеров нет и не было. Было две системы, которые шли от военных, но иногда используются и для гражданской продукции.

В пятидесятых годах появилась семизначная система: yffbbii.

Обозначения заводов (ff):
03 - завод No 23, Машиностроительный завод им. М. В. Хруничева
34 - завод No 84, Ташкентское авиационное производственное объединение
35 - завод No 135, Харьковский авиационный завод
40 - завод No 64, Воронежское авиационное производственное объединение
66 - завод No 166, Омский авиационный завод
68 - завод No 168, Ростовский вертолетный завод
73 - завод No 473, Киевский авиационный завод
9t - завод No 39, Иркутский авиационный завод
99 - завод No 99, Улан-Удэнский авиационный завод
До настоящего момента используется одиннадцатизначная система:ffftttxxxxx. Последние пять цифр могут нести смысловую нагрузку, зависит от заинтересованности военных.

Обозначения заводов (fff):
222 - завод No 475, Смоленский авиационный завод
452 - завод No 292, Саратовский авиационный завод​

--------------
Это сообщение будет редактироваться.
 
Последнее редактирование:
Реклама
Серийные номера по типам

Ан-2
1bb473ii - Киев
1bbii - Киев, для самолетов на экспорт
1Gbb-ii - Польша
ybbbii - Ан-2М, Долгопрудный

Ан-8
y34bbii - 1958-1959, Ташкент
уb34ii - 1960-1961, Ташкент. Серия обозначалась буквой от А до К.
Ан-10
у40bbii - Воронеж
Ан-12
[y]y34bbii - Ташкент
40bbii - Воронеж
y90bbii - Иркутск
Ан-24
y73bbbii - Киев
y91bbii - Ан-24Т Иркутск
Ан-26
bbii - Киев

Ил-18
18ybbbbii
Ил-62
ybbii - ранние самолеты
qybbxix - с 1977 после завершения четвертого самолета 25-ой серии, по 5 машин в серии
Ил-76
[y]yy34xxxxx
Ил-86
514832yynnn
Ил-96
743932bbnnn
Ми-2
ttbbiimmy, tt: 52 - сельскохозяйственный вариант, 53 - стандартный транспортный вариант, 54 - вариант со спаренным управлением.

Ми-6
y03bbii - Москва, завод им. Хруничева, 1959-1962
y68bbii - Ростов, 1959-1969
yybbii - Ростов, 1970-1974
bbii - Ростов, 1974-1980 (возможно xxxx)
Ми-8Т
bbii - Казань, по 100 машин в серии
bbiii - Ми-8МТ, Казань (возможно, fbbii), по 100 машин в серии
9ybbii - Улан-Удэ до 1982, по 50 машин в серии
9ybbbxx - Улан-Удэ с 1982, от 10 до 4 машин в серии​
Ту-22
?bbyii?​
Ту-124
y35bbii
Ту-134
y35bbii
xxxxx - с середины 1974
y355???? - Ту-134Ш
Ту-144
bb-i - по 2 самолета в серии. В пятой серии был номер 3 - фюзеляж.
Ту-154
7-nn - первые девять самолетов
yyА[n]nnn - самолеты с номера 010. Последний из Ту-154А, Б, Б-1, Б-2 имел nnn 605. Ту-154М начались с nnn 701. Номера 606-700 пропущены.
Як-18Т
222020xxxxx - Смоленск​
Як-40
9yqiibb​
Як-42
11yqiibb - Саратов до 05-03
452042qyxxxx - Саратов с 05-04 до 15-10
452042qyiibbb - Саратов с 16-01
222042xxxxx - Смоленск​

--------------
Это сообщение будет редактироваться.
 
Последнее редактирование:
Серийные номера по производителям

--------------
Это сообщение будет редактироваться.
 
Последнее редактирование:
Здесь, как и в случае с модификациями, нужно определиться: на чем базироваться?
На официальной заводской документации, сведениях в формулярах - или с учетом отсебятины Заказчика и многочисленных толкований любителями-ислледователями?
Как пример: Воронеж для Ан-12 не давал "y" - он присутствовал только в схожих номерах Ан-10, что позволяет идентифицировать тип по номеру, если он не перевран.
Киев для Ан-26 не давал ни "y", ни "73", поскольку они фигурировали в схожих номерах Киевских Ан-24, что и сейчас позволяет различать типы, если номер не искажен.
Ан-10А: 0 40 24 01 (11208-1960); Ан-12Б: 40 24 04 (11374-1964).
Ан-24: 9 73 049 07 (46578-1969); Ан-26: 45 06 (26604-1976).
"99 (9)" - признак Улан-Удэнского АЗ в номерах Ан-24Б, Ми-8 и пр. продукции.
Як-40: tyqiibb (обратная последовательность серии и номера машины в ней): 9 4 2 04 35 (87428-1974).
Киевские Ан-2: t(b)bb473ii - без года выпуска: 1 120 473 16 (02163-1959).
Польские Ан-2: tf(b)bbii - без года выпуска: 1 Г 121 27 (02543-1970).
Польские Ми-2: tt(b)bbiiqqy (здесь qq - месяц года): 53 105 35 03 8 (14194-1988), при этом читается модификация: 53- стандартная транспортная, 52- сельхозвариант, 54- спаренное управление (спарка).
А с середины 74-го некоторые заводы вообще ушли от серийных номеров (точнее, оставив их в закрытой документации), перейдя на пятизначные заводские бессистемного образования нарастанием числа (к предыдущему номеру добавляется произвольная цифра).
Есть и другие нюансы по разным заводам и их продукции. Все это должно было, по замыслу авторов, осложнить жизнь современным зарубежным аналитикам, но осложнило, в первую очередь, своим - причем не только нынешним споттерам, но и профессионалам того времени...
 
Ми-8Т УУАЗ fybbii до 1982г ,по 50 машин в серии. С 1982г fybbbxx ,как пишет oldeng c "бессистемным образованием номера" от 10 до 4 машин в серии в разные годы.
Ми-8Т КВПО bbii по 100 машин в серии, Ми-8МТ тут мнения расходятся ,одни считают как bbiii другие ,как fbbii тоже по 100 машин в серии.
 
oldeng сказал(а):
Здесь, как и в случае с модификациями, нужно определиться: на чем базироваться?
На официальной заводской документации, сведениях в формулярах - или с учетом отсебятины Заказчика и многочисленных толкований любителями-ислледователями?
Мне кажется, что в идеале надо базироваться на номере, который выбит на самом самолете. Притом, желательно, с дефисами и другими знаками. Хотя если система стала активно использоваться в серьезной документации, можно дополнительно ее тоже указать. Но дальше, к толкованиям и фантазиям исследователей, идти не надо.
oldeng сказал(а):
А с середины 74-го некоторые заводы вообще ушли от серийных номеров (точнее, оставив их в закрытой документации), перейдя на пятизначные заводские бессистемного образования нарастанием числа (к предыдущему номеру добавляется произвольная цифра).
То есть, можно быть уверенным, что машина с бОльшим номером выпущена позже, чем с меньшим?
 
walter сказал(а):
Ми-8Т КВПО bbii по 100 машин в серии
А как при этом обозначалась сотая машина?

walter сказал(а):
Ми-8МТ тут мнения расходятся ,одни считают как bbiii другие ,как fbbii тоже по 100 машин в серии.
Посмотрел некоторые номера. Все, что видел, начинаются на 9 и третья цифра не 0. При выпуске 100 машин в серии bbiii как-то не подходит.
 
timsz сказал(а):
А как при этом обозначалась сотая машина?

timsz сказал(а):
Посмотрел некоторые номера. Все, что видел, начинаются на 9 и третья цифра не 0. При выпуске 100 машин в серии bbiii как-то не подходит.
Видимо так Ми-8Р 8300 бн 82 Троицк.
По МТ у нас на заводе серию читают по первым двум цифрам (93***), в таком варианте получается серия на 1000 машин,что может быть и правильно т.к есть машина 93100.
 
timsz сказал(а):
Мне кажется, что в идеале надо базироваться на номере, который выбит на самом самолете. Притом, желательно, с дефисами и другими знаками. Хотя если система стала активно использоваться в серьезной документации, можно дополнительно ее тоже указать. Но дальше, к толкованиям и фантазиям исследователей, идти не надо.
Жаль разочаровывать, но в авиации есть отличия с автопромом: не выбивается нигде полный номер. Это является извечной головной болью при работе с таможенниками: они всегда по аналогии с авто хотят найти что--нибудь выбитое, а мы вынуждены предлагать накрашенный серийный, причем нередко не полный, а только "серия-номер в серии". Можно найти в условных местах выбитый сокращенный номер, но полного нет. Поэтому наиболее объективный путь: исходить из официальной пономерной документации: формуляра (паспорта), актов приемки, а также бюллетеней промышленности. А на борту маляры рисуют подчас бог знает что, как по модификации, так и по заводскому номеру.
timsz сказал(а):
То есть, можно быть уверенным, что машина с бОльшим номером выпущена позже, чем с меньшим?
Я бы сказал: имеет больший серийный номер. Но есть ли между близкими заводскими номерами еще одна машина, или они идут последовательно - не определить, не сверившись с серийным номером (шаг может быть и в три единицы, и в восемь).
Иметь в виду надо и следующее: нумерация закладывается в начале производственного цикла, а дата выпуска (постройки) ставится военпредом (или ОТК) после благополучного завершения испытаний. Бывает, что машина зависает по ряду причин, и выходит позже проследующих по серии, что путает карты в ее последующей жизни. Бывают запаздывания в месяцы (когда машина подвергается специспытаниям или доработкам в производстве).
 
Реклама
Ми-6
3 - завод No 23 Московский Завод им. Хруничева (Москва район Фили)
y03bbii - 1959-1962
68 - завод No 168, Ростовский Вертолетный Завод
y68bbii - 1959-1969
yybbii - 1970-1974
bbii - 1974-1980 (а может и просто xxxx)
 
military_upir
смоленские шли 222042????? (вопросы скорее всего - xxxxx). А 11qy.... - Саратов. Похоже, в продолжение номеров Як-40: 9 - тип для Як-40, 11 - для Як-42.

Интересно, что за тип 10?
 
timsz сказал(а):
military_upir
смоленские шли 222042????? (вопросы скорее всего - xxxxx). А 11qy.... - Саратов. Похоже, в продолжение номеров Як-40: 9 - тип для Як-40, 11 - для Як-42.

Интересно, что за тип 10?
Спорить не буду, но если до 05-03 - Саратов, тогда какие серийные были у Смоленских 425хх ?
ЗЫ а Саратов выпускал и Як-38
 
military_upir сказал(а):
Спорить не буду, но если до 05-03 - Саратов, тогда какие серийные были у Смоленских 425хх ?
Насколько я понимаю, серийные номера шли внутри одного завода. То есть, 05-03 - третий самолет пятой серии именно саратовского завода.

military_upir сказал(а):
ЗЫ а Саратов выпускал и Як-38
Очень на это похоже, хотя Як-38 уже длинные номера имели. Но для внутризаводской нумерации - вполне может быть.
 
2timsz Порылся в своих кучках, серийные все таки были сквозные, а 11 имхо все таки Смоленск, не мог самолет выпускаться на разных заводах с одним заводским номером
 
Реклама
timsz сказал(а):
military_upir,
насколько я знаю, в списке представлены только саратовские.
http://www.ilisso.ru/timsz/avia/serial/ru_yk42.xml

А что это за документ? И что колонки означают?
Вообще это не документ, а просто список серийных Як-42-х, нарытый на Быковскоми АРЗ, а колонки:
№п/п--тип( каким вышел с завода-42/42Д)--МЛ(или нет)--№ комплекта крыла--регистр номер--дата с которой борт находится в эксплуатации(приемка)--к кому приписан--на гарантии или нет все это ИМХО по состоянию год на 93-94 ( по состоянию гарантии)

ЗЫ Раньше не задумывался, но ведь действительно в этом списке нет Смоленских машин, которые после катастрофы 82-го года не летали.
 
Назад