Штурвал или сайдстик?

Vik63

Старожил
Наиболее понятными, удобными и логичными, будут те приборы, к которым привык! С таким же успехом можно спорить о том, что удобнее: штурвал или сайдстик? К чему привык - то и удобнее.
А вот я с Вами поспорю. Удобство, эргономика , дружелюбный интерфейс , интуитивность управления - это вовсе не субъективные понятия. И еще. В данный момент осуществляется некая логическая подмена , удобнее то к чему привык. Это вовсе не так. Просто именно по той причине что удобство - это не субъективная характеристика. Безопаснее, потому что он учился на сайдстике, но не значит что это удобнее , проще. Управление сайдстиком имеет свои особенности, они механически не связаны, отклонение органа управления определяется как алгебраическая сумма сигналов ,есть своя дополнительная логика при передаче управления от пилота к пилоту. А зачем это усложнение? Что оно дает ? Кроме места перед летчиком? Приучили к этому, потому безопаснее. Но если взять 1000 человек со стороны , и провести тест на то как проще управлять самолетом - сайдстиком или штурвалом, или по прямой или обратной индикации , разве результат будет не предсказуем ? Авиация есть не только профессиональная, а есть и АОН. И она вроде развивается. То есть эти вопросы не только профессионалов затрагивают. И в этом плане к чему изобретать велосипед?
Человек - существо обучаемое.
Ну не проектируют же автомобили где газ слева , а тормоз справа , потому что дескать человек - существо обучаемое. Давно определено , что обычно для человека принято что предметы движутся слева направо, а не наоборот, потому тормоз - слева. Потому в сотовом телефоне в журнале звонков если звонок от Вас - стрелочка будет показывать слева - направо, а не никак наоборот.
 
Реклама
Безопаснее, потому что он учился на сайдстике, но не значит что это удобнее , проще. Управление сайдстиком имеет свои особенности, они механически не связаны, отклонение органа управления определяется как алгебраическая сумма сигналов ,есть своя дополнительная логика при передаче управления от пилота к пилоту. А зачем это усложнение? Что оно дает ? Кроме места перед летчиком? Приучили к этому, потому безопаснее. Но если взять 1000 человек со стороны , и провести тест на то как проще управлять самолетом - сайдстиком или штурвалом, или по прямой или обратной индикации , разве результат будет не предсказуем ? Авиация есть не только профессиональная, а есть и АОН. И она вроде развивается. То есть эти вопросы не только профессионалов затрагивают. И в этом плане к чему изобретать велосипед?
Про "не связаны механически, а математически" — в печку. Это не хар-ка сайдстика, а хар-ка самолёта с ЭДСУ, где можно связать посты упр-ния (любая старая спарка и, возможно, ДА-42 и Циррус-22), а можно нет (эрбасы).
Про "изобретать велосипед"... :confused: Вспомните с чего всё начиналось в авиации. На 99% самолётов стояли именно стики, пусть и не боковые. Штурвал появился только для того, чтобы преодолевать большие усилия на тяжёлых самолётах и обеспечить большой ход, т.к. ноги являются ограничителем. Когда бустера сняли эти ограничения, РУСы стали возвращаться. Даже на Ту-160 РУС.
 
Когда бустера сняли эти ограничения, РУСы стали возвращаться.
А кто против РУС ? Я нет.РУС,штурвал , - удобно интуитивно понятно , а не какая то ручка сбоку. Причем у левого пилота она слева, а у правого - справа.Управляются разными руками.
Это не хар-ка сайдстика, а хар-ка самолёта с ЭДСУ, где можно связать посты упр-ния (любая старая спарка и, возможно, ДА-42 и Циррус-22), а можно нет (эрбасы).
ОК. Значит , если посты связаны - одним вопросом меньше.)
 
Арабы с японцами не человеки?
Ну у японцев не пойми что
Перепишите необходимое вам слово с учетом правил японского письма. В этом языке слова и предложения можно писать двумя способами: либо в столбик, располагая иероглифы и знаки слоговой азбуки справа налево, либо в строчку, слева направо. И тот, и другой вариант записи верен.
Ну а арабы пользуются тем что им другие делают. Потому и вряд ли могут влиять на мировые тенденции . Пусть пользуются тем что есть. Ну не учитывать же еще в этом вопросе мнение Африки или Папуасии.
 
не какая то ручка сбоку
Вы тут что то говорили про эргономику? :lol:
. Причем у левого пилота она слева, а у правого - справа.Управляются разными руками.
:facepalm: Вы тут что то говорили про эргономику?
Почему Вас не смущает, что у "штурвальных" самолётов всё ровно так же?
 
Вы уверены что именно Вы центр мироздания и все слова предназначены только Вам? Ну даже и в таком странном случае у Вас есть выход - не слушать.
Да ради бога. :) Для обидчивых переформулирую:
:facepalm:
Больше ничего не говорите про эргономику.
 
Реклама
Больше ничего не говорите про эргономику.
Экзот , что Вы заладили одно и тоже , я и сам решу, говорить мне или нет.:)
Хорошо , согласен, пусть и штурвал крутят одной рукой , а левый и правый летчики - разными как и сайдстики, и если они спарены -это вопрос субъективный, но если разделены как на эйрбас - интересно было бы узнать какие плюсы это дает эргономике?
Психология боинга мне больше по душе.
 
что Вы заладили одно и тоже , я и сам решу, говорить мне или нет.
Да ради бога, решайте сколько хотите.
Хорошо , согласен, пусть и штурвал крутят одной рукой
Ути-батюски — сколько одолжений в одной фразе. И не только мне, но и КБ, и пилотам, и чёрт знает ещё кому. Спасибо, отец родной!
если разделены как на эйрбас - интересно было бы узнать какие плюсы это дает эргономике?
Блин... Вы как глухарь на токовище — сами себя только и слышите. Ну, или как рыбка золотая — у той, говорят, памяти на несколько секунд хватает.
"не связаны механически, а математически" — в печку. Это не хар-ка сайдстика, а хар-ка самолёта с ЭДСУ, где можно связать посты упр-ния (любая старая спарка и, возможно, ДА-42 и Циррус-22), а можно нет (эрбасы).
ОК. Значит , если посты связаны - одним вопросом меньше.)
если разделены как на эйрбас - интересно было бы узнать какие плюсы это дает эргономике?
Я не писал ни слова про то, что разделение постов упр-ния это хорошо/плохо с т.з. эргономики (тут дело и не в эргономике, к слову). Я писал лишь про сайдстики — гораздо эргономичнее, чем центральная РУС. А разделить посты можно на любом самолёте с ЭДСУ — хоть с центральной РУС, хоть с боковой, хоть со штурвалами, хоть с Y-образными штурвалами; да хоть с рулями а-ля "Гранд".
 
Ути-батюски — сколько одолжений в одной фразе. И не только мне, но и КБ, и пилотам, и чёрт знает ещё кому. Спасибо, отец родной!
Ну а спокойней нельзя ?Мне кажется Вы сами себя распаляете. Или Вы лично здесь никогда не ошибались?
Я писал лишь про сайдстики — гораздо эргономичнее, чем центральная РУС.
Вас не сильно разозлит ) если я спрошу - чем ? Это не возражение, это просто вопрос.
А разделить посты можно на любом самолёте с ЭДСУ — хоть с центральной РУС, хоть с боковой,
Я и не спорю с этим. Тогда подскажите , если знаете, много типов есть с центральной РУС с разделенным управлением?
Я не писал ни слова про то, что разделение постов упр-ния это хорошо/плохо с т.з. эргономики (тут дело и не в эргономике, к слову)
А для чего сделано разделение ?
 
Или Вы лично здесь никогда не ошибались?
Чаще, чем хотелось бы. И что? Как это связано с тем одолжением, которые Вы тут всем сделали (даже если меня исключить)?
Вас не сильно разозлит ) если я спрошу - чем ? Это не возражение, это просто вопрос.
:confused: Сядьте прямо и расслабьте руки. Теперь поднимите предплечья параллельно полу. Где кисти отн-но туловища?
А для чего сделано разделение ?
Это к конструкторам вопрос. Я только предположения имею. Но сами то скажите — зачем Вы тут эргономику приплели?
 
Как это связано с тем одолжением, которые Вы тут всем сделали
Не делал я никакого одолжения, ну не цепляйтесь к словам.
Сядьте прямо и расслабьте руки. Теперь поднимите предплечья параллельно полу. Где кисти отн-но туловища?
Понятно.Собственно я и сам так за рулем езжу.Правая на подлокотнике, управляю только левой , которая тоже лежит на двери водителя .
Я только предположения имею.
Какое?
Но сами то скажите — зачем Вы тут эргономику приплели?
Я перечитал здесь
Удобство, эргономика , дружелюбный интерфейс , интуитивность управления - это вовсе не субъективные понятия.
- это говорилось в общем, а по отношению к сайдстику об эргономике не говорилось, а был вопрос в разделенности управления
А зачем это усложнение?
. Так что не приплетал. Просто ошибочно считал что раз сайдстик - обязательно разделенное управление, ориентируясь на эйрбас.
Ну а все-таки, про РУС с разделенным управлением - бывают такие, не в курсе?
 
Не делал я никакого одолжения, ну не цепляйтесь к словам.
?
Хорошо , согласен, пусть


Понятно.Собственно я и сам так за рулем езжу.Правая на подлокотнике, управляю только левой , которая тоже лежит на двери водителя .
Да ладно... :eek:Центральное же положение это "интуитивно понятно":
кто против РУС ? Я нет.РУС,штурвал , - удобно интуитивно понятно , а не какая то ручка сбоку.

Да то же, что и вся ЭДСУ — малый вес, малое кол-во трущихся и движущихся частей, меньшая трудоёмкость обслуживания (смазка, износ, и т.д.).
Просто ошибочно считал что раз сайдстик - обязательно разделенное управление, ориентируясь на эйрбас.
Нет. Просто "эрбас" первым в гражданской авиации внедрил всё это так массово. На, ЕМНИП, Ф-16 — сайдстик. "Пачимута", истребителям это "показалось" эргономичным при их нагрузках. Конструкторам, наверное, не с ними надо было советоваться.
РУС с разделенным управлением - бывают такие, не в курсе?
Вообще то, сайдстик это тоже РУС (ручка управления самолётом), только расположенная сбоку. Уточните вопрос.
 
Последнее редактирование:
Вообще то, сайдстик это тоже РУС (ручка управления самолётом), только расположенная сбоку. Уточните вопрос.
Речь о центральной РУС , и обычно бОльшего размера чем сайдстик.
Центральное же положение это "интуитивно понятно":
Если проходишь повороты - обе руки обязательно на руль , или ветер сильный боковой - тоже приходится обе руки держать на руле.
 
Речь о центральной РУС
Сайдстик это тоже РУС. В третий раз повторить?
обычно бОльшего размера чем сайдстик.
И что?
И сразу второй вопрос — "а что, если меньше?".
dh100_РУС.jpg
de_H-100.jpg

Если проходишь повороты - обе руки обязательно на руль , или ветер сильный боковой - тоже приходится обе руки держать на руле.
Вы это к чему?

dh100_РУС.jpg


de_H-100.jpg
 
Последнее редактирование:
Реклама
Назад