Шум двигателей воздушных судов

TwilightOil

Старожил
Многие самолеты как известно можно распознать по шумовому спектру силовых установок. На эту тему у меня несколько вопросов:
1. Почему движки типа CFM56 при взлете на практически одинаковых по схеме и весовой категории самолетах Б-737 и А-320 создают разные шумовые спектора - на А-320 преобладает вентилятор с "винтовым" эффектом, а на Б-737 преобладает компрессор? - но оба тихие.
2. Как по шуму определить движки на ШФ-лайнерах: знаю что довольно сильный "винтовой" эффект на Роллс-Ройсах 524 и 535 (их в основном Бритиши используют)
3. Заметил, что у Ту-134 на глиссаде разные шумовые спектра: в салоне слышин свист, аналогичный при рулении, а с земли его заглушает довольно приятный гул.
 
Реклама
Не знаю, Ту-134, когда на посадку заходит, гулковато получается, а вот Ту-154, почти бесшумно всегда пролетает!
 
vtairov сказал(а):
Не знаю, Ту-134, когда на посадку заходит, гулковато получается, а вот Ту-154, почти бесшумно всегда пролетает!
Б или М? - у них на глиссаде шумы сильно различаются - М тише, но свист Д-30КУ-154 более резкий
 
Зато как эротично "поют" на взлёте Б-757 "British Airways"!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!:D :D :D
 
Mr.Explosion сказал(а):
Зато как эротично "поют" на взлёте Б-757 "British Airways"!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
А что, "цвет" гула ещё и от авиакомпании зависит ???!!! У-ха-ха :D

Касательно Д-30-х : Мне кажется, что КУ на 154-ке отличается от КП на Ил-76,
уж не говоря про Д-30Ф, например на МиГ-31,
и даже на нём он то сладостен на форсажах, то дико противен на максимале ;)
 
Последнее редактирование:
TwilightOil сказал(а):
1. Почему движки типа CFM56 при взлете на практически одинаковых по схеме и весовой категории самолетах Б-737 и А-320 создают разные шумовые спектора
потому что у A320Fam. и у Б737 серии стоят разные двигатели. Их объединяет только "CFM56-". Далее, после "дэш" начинаются значительные различия. В принципе для A320Fam. и Б737 серии можно говорить о разных двигателях.

Плюс разные капоты, воздухозаборники и т.д.

Ко всему прочему, помимо шумовых х-тик двигателя, есть значительные шумы от аэродинамических поверхностей и шасси (в выпущеном состоянии).

TwilightOil сказал(а):
на А-320 преобладает вентилятор с "винтовым" эффектом, а на Б-737 преобладает компрессор?
разъясните вопрос, не понятно, что Вы имели в виду.:rolleyes:
 
Последнее редактирование:
Ко всему прочему, помимо шумовых х-тик двигателя, есть значительные шумы от аэродинамических поверхностей и шасси (в выпущеном состоянии).
Ага, так на свистке - с земли слышно все, а в салоне движок.


разъясните вопрос, не понятно, что Вы имели в виду.:rolleyes:[/QUOTE]
У Б-737 шум при взлете более глухой - это шум компрессора внутреннего контура, а свист вентилятора еле-еле слышен, а вот на А-320+/-1 шум более звонкий - многие высокодвухконтурные движки так шумят (Д-36 на Як-42 например) - это шум вентилятора - порой напоминает шум винтовых самолетов. Заметил, что движки Роллс-Ройс отличаются особой эротичностью шума вентилятора, особенно на взлете - их используют англичане на Б-747,757,767 - видел и слышал Б-757 и Б-767 - сильно отличается шумовой спектр от Узбеков, ТрансАеро, например.
Ладно по поводу СФМ56 более-менее понятно.
 
TwilightOil сказал(а):
Ко всему прочему, помимо шумовых х-тик двигателя, есть значительные шумы от аэродинамических поверхностей и шасси (в выпущеном состоянии).
Ага, так на свистке - с земли слышно все, а в салоне движок.


разъясните вопрос, не понятно, что Вы имели в виду.:rolleyes:
У Б-737 шум при взлете более глухой - это шум компрессора внутреннего контура, а свист вентилятора еле-еле слышен, а вот на А-320+/-1 шум более звонкий - многие высокодвухконтурные движки так шумят (Д-36 на Як-42 например) - это шум вентилятора - порой напоминает шум винтовых самолетов. Заметил, что движки Роллс-Ройс отличаются особой эротичностью шума вентилятора, особенно на взлете - их используют англичане на Б-747,757,767 - видел и слышал Б-757 и Б-767 - сильно отличается шумовой спектр от Узбеков, ТрансАеро, например.
Ладно по поводу СФМ56 более-менее понятно.

Эх, завидую я Вашему слуху. А я вот с моим слухом даже не могу определить какой из клапанов перепуска залипает;)
А слыхали, вернее нутром чувствавали как RB 211-524 (на L1011, скажем) запускается и потом на влетный выходит? Вот вам и ответ, что цифры после тире могут кординально менять характеристики двигателей, в том числе и звуковые.
А у Трансаеро, вообще весь возможный спектор движков на их 767 флоте (так наверное проще обслуживать:confused2: ), за исключением RR, так что они и звучат по разному.
 
Последнее редактирование:
FW Если говорить об СФМ-56-5/7 то они не сильно отличаются :) Только расположение агрегатов, обвязка. Внутрення компоновка - копрессор, камера сгорания и турбина практически индетичнны. Есть правда модификации с двойной КС и дополнительной ступенью турбины.
В целом же шум от двигателей самолета зависит, как упомянул FW больше от шумопоглащающих панелей, капотов и сопла.
 
Порылся в конспекте
Вот
CFM 56 LPC Stages / HPC Stages / Combustion camber / HPT Stages / LPT Stages
-3 1+3 / 9 / SAC / 1 / 4
-5A 1+3 / 9 / SAC / 1 / 4
-5B 1+4 / 9 / SAC or DAC / 1 / 4
-5C 1+4 / 9 / SAC / 1 / 5
-7B 1+3 / 9 / SAC or DAC / 1 / 4

SAC - single annualar combustor
DAC - double annualar combuster
 
Последнее редактирование:
Реклама
Леопард, я тоже ;) "порылся в конспектах"... ты про плаги забыл. Один и тот же двигатель (с механической точки зрения) может иметь различную степень тяги, в зависимости от конфигурации EEC. В этом случае, будут различаться N2, N1, IDG, Vib. и т.д. в смысле, не показания на ECAM, а реальные значения.
По капотам и воздухозаборникам, разногласий нет. ;)
TwilightOil сказал(а):
У Б-737 шум при взлете более глухой - это шум компрессора внутреннего контура, а свист вентилятора еле-еле слышен, а вот на А-320+/-1 шум более звонкий - многие высокодвухконтурные движки так шумят (Д-36 на Як-42 например) - это шум вентилятора - порой напоминает шум винтовых самолетов.
завидный музыкальный слух у Вас однако ;) . Должен заметить, что CFM56 для 737 имеет чуть меньшую степень двухконторности, чем у CFM56 для A320, но большую, чем у Д-36.
Я попросил Вас разъяснить вопрос, т.к. было не понятно, почему Вы решили, что у двигателя с более глухим свистом "преобладает компрессор", не понятно, что Вы имеете в виду под "преобладает"???
TwilightOil сказал(а):
Ага, так на свистке - с земли слышно все, а в салоне движок.
это не о чём не говорит. Различные амплитуды колебаний, различные степени демпфирования. Например "неудачно" сконструированая деталь на стойке шасси может свистеть на скоростях взлёта и посадки достаточно инетенсивно.... поверьте, случай из жизни.
 
Я попросил Вас разъяснить вопрос, т.к. было не понятно, почему Вы решили, что у двигателя с более глухим свистом "преобладает компрессор", не понятно, что Вы имеете в виду под "преобладает"???

Преобладает шум компрессора - значит громче сам компрессор чем вентилятор. Или я что-то не так понимаю? - объясните, плиз.
Отличаю CFM56 от V2500 на А-320+/-1 - у вторых при взлете вентилятор на более высоком тоне, но менее резкий, на глиссаде (полный выпуск механизации) сопровождается мягким гулом (примерно как у Ту-134) - замечено на А-320-230 Бритиш и А-321-130 Люфтганза (в т.ч. ретро-ливрея)
Да, еще как можно отличить по шуму CF6-80 от PW4000 - или это от модификации движков зависит?
 
TwilightOil сказал(а):
Преобладает шум компрессора - значит громче сам компрессор чем вентилятор. Или я что-то не так понимаю? - объясните, плиз.
TwilightOil, шум компрессора в разы ниже шума вентилятора. То что Вы слышите, смею предположить- это шумы вентилятора. Чуть выше по ветке, мы говорили о том, что на шум вентилятора в значительной степени влияет конфигурация воздухозаборника и шумопоглощающий материал.
TwilightOil сказал(а):
Отличаю CFM56 от V2500 на А-320+/-1 - у вторых при взлете вентилятор на более высоком тоне, но менее резкий, на глиссаде
V2500- это мой любимый двигатель 8-), работаю с ним и пока доволен . Он в значительной мере отличается от CFM56 и степенью двухконторности и тягой, да и конструкцией в общем. Опять же V2500 имеет различные конфигурации и другие, отличные от CFM56, воздухозаборники.
 
FW сказал(а):
TwilightOil, шум компрессора в разы ниже шума вентилятора. То что Вы слышите, смею предположить- это шумы вентилятора. Чуть выше по ветке, мы говорили о том, что на шум вентилятора в значительной степени влияет конфигурация воздухозаборника и шумопоглощающий материал.


V2500- это мой любимый двигатель 8-), работаю с ним и пока доволен . Он в значительной мере отличается от CFM56 и степенью двухконторности и тягой, да и конструкцией в общем. Опять же V2500 имеет различные конфигурации и другие, отличные от CFM56, воздухозаборники.
1. Скорее всего так и есть - шумопоглатители, возможно механизация крыла - иногда наблюдаю, как пилоты на Ту-154М иногда шасси выпускают над Сосновой поляной и РУДами тягу прибавляют, или закрылки до 45 доводят - тоже что-то меняется. Вот только по поводу шума компрессора, что он тише - это наверное на высоко2контурных движках... тогда что такой грохот создает НК-86 на взлете?
2. Случайно их не могут устанавливать на SASовских MD-8х? - а то некоторые шумят примерно как А-32х-х3х

А наши ВС по шуму проще различать ИМХО - пока не посчастливелось только Ту-2х4 от Ил-96 различать - последние пока редкость в Пулково.
 
Последнее редактирование:
FW ну про тягу я то не забыл, это как само собой, одна и таже модель может различаться в пределах допуска :D
TwilightOil - Д-36 трехвальный двигатель, и вентилятор у него сверхзвуковой, поэтому и свистит. У Фоккер-70/100 анологичный звук от двигателей.
Все зависит от конструкции шумопоглощающих панелей и прочего ... Разработанны также методики пилотирования для снижения шума и т.д. и т.п.
 
TwilightOil сказал(а):
2. Случайно их не могут устанавливать на SASовских MD-8х? - а то некоторые шумят примерно как А-32х-х3х
на SAS-овских MD-8x стоят V2500. У Вас действительно отменный слух- респект.
TwilightOil сказал(а):
Вот только по поводу шума компрессора, что он тише - это наверное на высоко2контурных движках...
на двуконтурных с высокой степенью двухконтурности.
TwilightOil сказал(а):
... тогда что такой грохот создает НК-86 на взлете?
другие методики рассчётов, другие требования, были тогда, другие материалы и технологии, да многo ещё чего....
 
Мелихов Александр сказал(а):
А что, "цвет" гула ещё и от авиакомпании зависит ???!!! У-ха-ха
Конечно нет!;) Просто у бритишей стоят "певучие" Роллс-Ройсы.Я понимаю,что Ройсы ещё кто нить использует,но мне все шесть раз на взлёте попадались Бритиши!;)
 
Последнее редактирование:
TwilightOil сказал(а):
Заметил, что у Ту-134 на глиссаде разные шумовые спектра: в салоне слышин свист, аналогичный при рулении, а с земли его заглушает довольно приятный гул.
Не знаю, понял ли Ваш вопрос точно, но насколько понял - дело в следующем. Свист - это шум вентилятора (точнее, первых степеней компрессора - этот шум потому и воспринимается как свист, потому что в нем есть дискретные гармоники шума вращения), а гул - это широкополосный шум турбулентной реактивной струи. Максимум шума компрессора направлен в сторону салона, а максимум шума струи наблюдается за двигателем и направлен этот максимум под небольшим углом к оси струи во внешнюю сторону ("в поле"). Причем высочастотная часть спектра шума струи излучается участками, близкими к соплу, а низкочастотная - удаленными от сопла. Да, забыл ещё одно - шум струи сильно зависит от скорости ее истечения из сопла, зависимость жуткая - в восьмой степени. Поэтому на малом газу у Ту-134 шумит ("свистит") главным образом компрессор, а как газ увеличишь - так струя грохотать начинает. По мне, кстати, шум Ту-134 очень даже приятен :)
 
Частный пилот MFS сказал(а):
Не знаю, понял ли Ваш вопрос точно, но насколько понял - дело в следующем. Свист - это шум вентилятора (точнее, первых степеней компрессора - этот шум потому и воспринимается как свист, потому что в нем есть дискретные гармоники шума вращения), а гул - это широкополосный шум турбулентной реактивной струи. Максимум шума компрессора направлен в сторону салона, а максимум шума струи наблюдается за двигателем и направлен этот максимум под небольшим углом к оси струи во внешнюю сторону ("в поле"). Причем высочастотная часть спектра шума струи излучается участками, близкими к соплу, а низкочастотная - удаленными от сопла. Да, забыл ещё одно - шум струи сильно зависит от скорости ее истечения из сопла, зависимость жуткая - в восьмой степени. Поэтому на малом газу у Ту-134 шумит ("свистит") главным образом компрессор, а как газ увеличишь - так струя грохотать начинает. По мне, кстати, шум Ту-134 очень даже приятен :)
Частный пилот, Вы мой вопрос поняли правильно, большое спасибо за ответ, теперь знаю, что как шумит.
По поводу певучести Ролсов - по-моему они всегда этим отличались - в 80х помню БАК-111 ТАРОМ и Фоккер-28 САС на взлете, т.е. их слегка свистящий шум.
И еще вопрос - знакомый в 2001г видел Боинг 707 на взлете, шумел, как Як-42 - могли быть такие, например с СФМ56 (знаю, что Дуглас-8 ремоторились, а про 707 читал, что был завернут проект с этими движками всвязи с выходом им на замену 757 и 767)
 
Реклама
TwilightOil сказал(а):
И еще вопрос - знакомый в 2001г видел Боинг 707 на взлете, шумел, как Як-42 - могли быть такие, например с СФМ56
Да
707-700: A test aircraft used to study the feasibility of using CFM International's CFM56 powerplants on a 707 airframe and possibly retrofitting them to existing aircraft. After a testing in 1979 N707QT, the last commercial 707 airframe, was refitted to 707-320C configuration and delivered to the Moroccan Air Force as a tanker aircraft. (This purchase was considered a "civilian" order and not a military one.) Boeing abandoned the program, since they felt it would be a threat to the Boeing 757 program. The information gathered in the test led to the eventual retrofitting program of CFM56 engines to the USAF C-135/KC-135R models, and some military versions of the 707 also used the CFM56
 
Назад