Ишь ты, как всех захватила тема гигиены в поездах, пока я сидел без инета в Томске
Ну, рассказываю, как проводник со стажем (3 лета в ж/д стройотрядах в молодости). Итак: в буржуиндии с ее мелкими расстояниями вагоны отродясь делились на обычные (тоже делившиеся на 1-2 класс) и спальные. В обычных ехать приходилось сидя в креслах. Кресла могли стоять как в автобусе с проходом посередине или же в купе лицом друг к другу с проходом сбоку. Чем там отличался 1 класс от 2, честно говоря, уже не помню, кажется, количеством мест в вагоне, соответственно, количеством свободного места для ног/вещей. И в 1-м классе было что? Правильно, обсуждаемый душ. Каковой же был обязательным атрибутом спального вагона. У нас при социализьме местами такие вагоны ходили, назывались "югославские СВ", вот в них тоже был душ, похожий на описанный Юрьичем (усиленно скрываемый проводниками). У нас душ в вагоне - это было нечто из разряда буржуазных прихотей, потому никто даже и не пробовал интересоваться. Однако! Мало кто знал, что даже в самой распоследней плацкарте организовать душ было делом 5 минут и солдатской смекалки
. В вагоне есть 2 водяные цистерны. Одна, на 1200 литров, расположена над нерабочим тамбуром. Вторая, на 800 литров - над рабочим сортиром. Рабочий - это тот конец вагона, где купе проводника и печка. Так вот в рабочем сортире в потолке есть лючок, запертый стандартной вагонной трехгранкой. Если его открыть, взору предстает дно цистерны и торчащий из него отрезок трубы с краном, штатно предназначенным для слива воды в унитаз и далее наружу при постановке вагона на длительную стоянку в зимний период. Консервная банка с дырочками в дне, присобаченная проволокой к отрезку трубы, превращает его в прекрасный душик. Разумеется, от пассажиров этот факт тщательно скрывался.
Так вот, возвращаясь к вопросу о почтово-багажном. В сортире багажного/почтового вагона есть точно такая же хреновина, поэтому бригаде не составит труда блюсти гигиену в дальнем рейсе, разве что зимой водичка будет изрядно холодной. А пассажирам никто ничего и не обещал - хочешь душа - езжай в СВ "России", там он есть. Билет стоит примерно как бизнес-класс в самолете