Система инструментального захода на посадку

Alena_

Старожил
Объясните чайнику, что это за система?
В каких аэропортах России она есть?
Правильно ли я понимаю, это когда пилот проводит посадку в автоматическом режиме (на Б и А).
На самолете CRJ посадка также может проводиться в автомате или там только ручное управление?
 
Реклама
Система обеспечивающая наведение по курсу и глиссаде. Практически во всех аэропортах РФ. Пилот производит посадку как в автоматическом, так и в ручном. Чаще, второе.
 
Alena_, оснащение конкретного борта может отличаться от его собратьев. Система инструментального захода (ILS) состоит из наземных компонентов и бортового оборудования. Наземное оборудование излучает направленный луч вдоль глиссады. Бортовое оборудование его ловит и вычисляет отклонение ВС от идеальной траектории (глиссады). Система не ограничивается только крупными бортами, необходимое оборудование ставят даже и не мелкие двухместные борты.

Есть несколько категорий, обеспечивающих заход при тех или иных погодных минимумах. Cat II это достаточно обыденно, Cat IIIа, IIIb, IIIc встречаются реже, и характерны для более развитых аэропортов и более серьезных бортов. Тут могу по памяти слегка попутать, но кажется только IIIс позволяет в автоматическом режиме довести до касания, тогда как все остальные требуют брать ручное управление с определенной точки (соответственно, до определенной высоты должен быть установлен визуальный контакт с ВПП).

Естественно, подавляющее большинство пассажирских лайнеров оборудовано ILS или СП той или иной категории, и CRJ не исключение.
 
Наземное оборудование излучает направленный луч вдоль глиссады.
Оно излучает несколько лепестков, ориентированных определенным образом относительно глиссады. По ссылке от AndyM даже картинка есть
 
Позволю заметить, что Cat.III C допускает посадку при нулевой видимости, и соответсвенно не предполагает высоты принятия решения вообще. Этой системы пока нет ни в одном аэропорту мира, поскольку для ее фунциональности необходимо еще и руление после посадки при нулевой видимости, а систем, кот. обеспечивают такое руление пока нет
 
Интересно, почему до сих пор нет системы руления. DGPS, который с коррекцией от наземных маяков, вроде обеспечивает миллиметровую точность позиционирования. Казалось бы, точная карта рулежек - и никаких проблем, даже систему автоматического руления было бы несложно сделать. Вон судя по Discovery, всякие экспериментальные беспилотные версии такси уже вовсю тестируются, в условиях куда более сложных, чем рулежка в аэропорту.
 
Хмы! :)

беспилотные версии такси уже вовсю тестируются, в условиях куда более сложных, чем рулежка в аэропорту.
Такси, в отличие от самолёта, не рухнет, если на борту будет с-ма не совместимая по ЭМИ с остальными системами. А совместимость бортовых устройств это ещё та "чёрная и белая магия". Вспомните — цифровые системы лишь недавно пришли на КЛА (что на "шаттл", что на "Союз"), а ширпотребовские ноутбуки в разы (если не на порядки) превосходят по производительности борткомпьютеры самолётов. И всё из-за того, что цена риска слишком высока, если вставить в самолёт толком не оттестированную систему.
 
Ну, во-первых, их показывали вживую. И во-вторых, я легко готов в это поверить, так как на данный момент особых технических препятствий для этого нет.


Такси, в отличие от самолёта, не рухнет, если на борту будет с-ма не совместимая по ЭМИ с остальными системами. А совместимость бортовых устройств это ещё та "чёрная и белая магия". Вспомните — цифровые системы лишь недавно пришли на КЛА (что на "шаттл", что на "Союз"), а ширпотребовские ноутбуки в разы (если не на порядки) превосходят по производительности борткомпьютеры самолётов. И всё из-за того, что цена риска слишком высока, если вставить в самолёт толком не оттестированную систему.

Не рухнет, а в худшем случае, съедет с рулежки. На скорости, заметим, километров тридцать в час, от силы. И DGPS на любом борту и так уже есть, вдобавок.
 
Реклама
Не рухнет, а в худшем случае, съедет с рулежки.
Даже это может серьёзно повредить самолёт и парализовать работу аэропорта. И этот риск не оправдан. Но я писал не об этом.
Эта с-ма руления влияет на работу смежных систем и в полёте. Т.ч., "рухнет" исключать нельзя. Даже усложнение условий полёта не следует допускать.

я легко готов в это поверить
Ну, тогда, дело осталось за малым. :)
 
Даже это может серьёзно повредить самолёт и парализовать работу аэропорта. И этот риск не оправдан. Но я писал не об этом.
Эта с-ма руления влияет на работу смежных систем и в полёте. Т.ч., "рухнет" исключать нельзя. Даже усложнение условий полёта не следует допускать.


Ну, тогда, дело осталось за малым. :)

Простите, а Вы выключаете мобильник перед взлетом или посадкой? Ну так что мешает выключать подобную систему при выезде на исполнительный, и включать лишь после завершения пробега? Что касается электромагнитной совместимости, то на нее даже пассажир с титановой шпилькой в бедренной кости может повлиять, но не надо же доводить до абсурда, ок?

А парализовать работу аэропорта нулевая видимость может ну уж никак не меньше выкатившегося с рулежки самолета.
 
Антон К., ИМХО, система руления вслепую пока просто не актуальна.
Таких условий, когда она может быть необходима (реальная видимость 0-0 (ноль-ноль) - исключительно мало. Даже просто по IIIс вроде не так много всего сертифицировано (а это, как уже говорили, не только аэропорт, но и самолет, и экипаж). А по IIIb вроде можно рулить.

У меня есть также вопросик спецам по этому поводу:
Как считается видимость вот этих категорий - по огням или нет?
Просто, вроде как даже при полностью нулевой видимости "в естественных условиях" огни в режиме "на всю катушку" в большинстве случаев должны быть видны хотя бы на несколько метров (можно самолет тягачем утянуть), за исключением разве что каких-нибудь снежных буранов.
 
Вы выключаете мобильник перед взлетом или посадкой? Ну так что мешает выключать подобную систему при выезде на исполнительный, и включать лишь после завершения пробега?
Объясните — зачем грузить пилотов и авионику ещё и этим включением/выключением? Зачем ставить на борт с-му, дублирующую уже имеющуюся (к слову — даже "классическая" GPS до сих пор не признана основным средством навигации)?
"Барсук" весьма уместно упомянул про буксировщик — это дешевле, надёжней, безопасней, чем ладить ещё одну с-му в и так перегруженных электроникой самолётах. К тому же, все системы тестируются ещё перед вылетом (некоторые особо упёртые ещё и реверс проверяют на выруливании), т.ч., будет эта с-ма руления влиять, будет.

парализовать работу аэропорта нулевая видимость может ну уж никак не меньше выкатившегося с рулежки самолета.
Ерунда. Выкатившийся самолёт (эвакуация дело долгое) будет мешаться и после восстановления видимости.

даже пассажир с титановой шпилькой в бедренной кости может повлиять, но не надо же доводить до абсурда, ок?
Я и не доводил. :) Про "шпильку" не я упомянул.

Как считается видимость вот этих категорий - по огням или нет?
Ночью — по огням; днём — по метеовидимости. Это по российским правилам. По личным наблюдениям ОВИ ночью поднимают видимость со 150...200м до 400...800м, что большинству экипажей/самолётов хватает. Это всё касательно НЖС.
 
Последнее редактирование:
мужики, слышал, когда-то в Самаре была экспериментальная система захода на посадку по лучу лазера, но там вроде убили главного конструктора и дело заглохло, кто вспомнит, поделитесь инфой...
Бережного в 1981 году взорвали в микроавтобусе недалеко от МАПа (сугубо личные разборки, как выяснило следствие).
Система изначально делалась под авианосцы, сейчас, к моему удивлению, еще не умерла - http://www.crown-airforce.narod.ru/aviaprom/glissada.html
 
В требованиях на новую ИНС, нам отдельной строкой прописали режим наземной навигации по аэродрому с использованием SBAS/GBAS с довольно высокой точностью в гибридном режиме. Но это только часть мер по обеспечению наземного руления.
 
О! А, в отличие от GPS, ИНС признана основным средством навигации и уже давно ставится на самолёты.
Кстати, гораздо полезней было бы повсеместное введение в базовую комплектацию ИК-камер; они и при рулении помогут — сначала огни рассмотреть, потом — "Следуй за мной" и встречающего "маршалла".
 
Реклама
Простите, а Вы выключаете мобильник перед взлетом или посадкой?
Антон К., вообще-то мобильник должен быть выключен весь полёт, от момента запуска двигателей (или даже чуть раньше) до полной остановки самолёта на стоянке.

По поводу полностью автоматического руления (до и после посадки/ от и до гейта/ стоянки вс), есть два направления-
1. самолёт "рулит сам" используя бортовые системы и коммуникацию с системами а/п и навигации.
2. к самолёту прицепляют робот-тележку (привязан к системам а/п и навигации), который отбуксирывает самолёт по заданному маршруту. Т.о. робот-тележка может быть использована для любого в/с, что значительно снижает расходы.... но это всё пока на уровне проектов, тестов и т.д.
 
Назад