Система нумерации ВС СССР до середины 1950-х

avro

avro

Модератор
Тогда было несколько "авиаций" (ГУСМП, НКВД, Главрыба и т.д.). У кажой из них была своя буква, например, СССР-Н209 - Полярная авиация (ГУСМП), СССР-Л1013 - ГВФ и т.д.

Кто знает, какя буква какой авиации принадлежала?
 
Реклама
avro

avro

Модератор
Вот пример К-5 имел регистрацию СССР-Ф8. Что за буква "Ф"? Фотосъемка? :rolleyes:
 
Aleck

Aleck

Старожил
Л-линейные Азрофлот, Р-разведка НКВД, Н-полярные, остальные не помню, надо в записях порыться. Но, кстати, большинство машин НКВД, ГУГБ, МГБ и прочих какрательных ведомств носили обычную Л пассажирского Аэрофлота.
 
Экзот

Экзот

Элефантерия
avro,
задублирую здесь то, что постил у Срибного.

 
Aleck

Aleck

Старожил
Добавлю еще: Ф-Аэрофотосъемка, П-Почта. Остальные буквы пока н знаю
 
Экзот

Экзот

Элефантерия
Переношу со Срибновского форума
(с учётом Αleck -овских данных):
Автор - "ИгорьД"

Коды на кириллице:
И – ведомственная авиация НКАП;
Н – авиация ГУСМП;
Л – ГВФ;
С – ОСОАВИАХИМ;
Х – авиация МВД/МГБ и ведомственная авиация ГУЛАГ;
К – Санавиация;
А – Сельхозавиация;
Ф –Аэрофотосъемка;
Ш – Летные школы ГВФ;
Е – Собственника пока установить не удалось. Возможно, это – ЦАГИ. Такой код несли экспериментальные самолеты во время испытаний. Причем на фюзеляж или хвостовое оперение наносилась только буква «Е» без цифрового кода и префикса СССР-. Исключение составляет только буква «Е прописная», по виду напоминающая греческую Епсилон. В этом случае гражданский код стандартный. Например, СССР-Е235.
Э – Собственник неустановлен. Букву «Э» несли в кодах опытные прототипы. Код в этом случае без цифр. Например, СССР-Э. В этом случае на хвостовом оперение иногда присутствует также буква «Е». На серийных машинах этот код имеет стандартный вид. Например, СССР-Э39.
? – Буквенный код авиации треста «Севрыба» не установлен.
? – Буквенный код авиации «Минлеспрома» не установлен.
П - Почта
Р - разведка НКВД

Коды на латинице:

N – Несли самолеты, совершившие в разное время громкие перелеты по зарубежным странам.
D – Рейсовые самолеты советско-германской авиакомпании «Дерулюфт».
M – Рейсовые самолеты на международных линиях. Собственник неизвестен.
S – Рейсовые самолеты на международных линиях. Собственник неизвестен.
R – Рейсовые самолеты на международных линиях. Собственник неизвестен
 
Aleck

Aleck

Старожил
2: Экзот
КАЙФ КАКОЙ!!! Спасибки огромные!!!
 
Экзот

Экзот

Элефантерия
Aleck, рад, что понравилось. :)
Будет что добавить - сбрасывай ЛСом - буду доредактировать своё сообщение.
 
avro

avro

Модератор
Что за "разведка НКВД"??? Зачем она НКВД? За своими шпионить что ли? Может это просто НКВД?
 
Экзот

Экзот

Элефантерия
Поднимая древнюю ветку...

Вчера, разгребая запущенную, с позволения сказать, библиотеку, наткнулся и стал просматривать старый набор открыточек про наиболее знаменитые самолёты ГА 1930ых г.г. Серия основана исключительно на боковичках Михаила Петровского, потому вызывает доверие. Так вот, среди прочего наткнулся на изображение МП-1 (демилитаризованный МБР-2) с бортовым СССР-Ж-3.

Не может быть "потерянным" индексом "Севрыбы"?
 
Реклама
sss

sss

Killer Rabbit
Добавлю: Е - ТОЧНО буква ЦАГИ. Применялась для испытательных машин (не только опытных, но и проходящих испытания по программам, скажем, ПОС или ПГО)

Х - тоже авиация НКВД или МГБ. Когда она использовалась - не знаю. Есть вариант (то же в отношении "Р") - это обозначение погранавиации
 
T

Transal

Местный
Поднимаю ветку, может еще будут желающие пообсуждать эту тему. В реестре Ан-2 задавал вопрос про СССР-Х132, выходит что это машинаы КГБ, но есть фотография МП-1Т СССР-Х54 надпись на борту "ГЛАВРЫБА"!?
У "Леспрома" возможен индекс "И", т.к. есть фото автожира А-7бис СССР-И338 производящего распыление ядохимикатов над садами в предгорьях Тянь-Шаня. А вот индекс "Г" (Як-12 СССР-Г355) кому может принадлежать?
 
Spotter

Spotter

Старожил
Поднимая древнюю ветку...

Вчера, разгребая запущенную, с позволения сказать, библиотеку, наткнулся и стал просматривать старый набор открыточек про наиболее знаменитые самолёты ГА 1930ых г.г. Серия основана исключительно на боковичках Михаила Петровского, потому вызывает доверие. Так вот, среди прочего наткнулся на изображение МП-1 (демилитаризованный МБР-2) с бортовым СССР-Ж-3.

Не может быть "потерянным" индексом "Севрыбы"?
Ж = железнодорожные изыскания. Этот индекс носили самолёты, применявшиеся для разведки трассы БАМа.

Цитирую по памяти из статьи "Мы на лодочке катались" про заслуженного лётчика Сергея Скорика, кажется, в "Комсомольской правде" конца 80-х .

"...люди, изображённые на снимке, выглядели гордо. Очевидно, потому, что позировали на фоне белокрылого гидросамолёта.

-- Она, та самая лодочка, двенадцатая, -- сказал он [Скорик] и неожиданно улыбнулся. -- Ох и наделали мы тогда шуму! Чуть под трибунал не загремели вместе со штурманом Пашей Станкевичем. ...Ну да ладно, дело давнее -- расскажу. Только диктофончик свой всё же уберите...

"Над границей тучи ходят хмуро" -- эта песня была едва ли не самой популярной в те годы. Не успели утихнуть бои на озере Хасан, как разразился вооружённый конфликт на Халхин-Голе. По всему Дальнему Востоку военные сильно посуровели, нагнали уставной строгости, секретности. [...]

Как раз в то время велись активные изыскания по будущей трассе БАМа с активным привлечением авиации, в основном гидросамолётов (сухопутных аэродромов вдоль трассы было мало, а мелких озёр и речушек, на которые можно было плюхнуться в случае чего, предостаточно). Лётчики опасались случайной встречи с истребителями. Не разберутся ещё -- полоснут из пулемётов, приняв за нарушителей. Поэтому крупно, во весь фюзеляж, рисовалась буква "Ж" (железнодорожные изыскания) и номер.

Скорик к тому времени уже имел солидный опыт, летал и над заливом Ольги, и над Балтикой, летал на итальянской "Савойе", на отечественной "Искре" (Р-1). Однако, как ни опасался Скорик истребителей, особенно молодых-ранних, всё-таки однажды он нарвался. Причём с последствиями весьма печальными... для истребителей.

А дело было так. В разгар изыскательного сезона срочно потребовалась помощь авиасредствами на центральном участке БАМа. Решили послать туда летающую лодку МБР-2 СССР-Ж12 с пилотом Сергеем Скориком и штурманом Павлом Станкевичем. Лодка фанерная, но в полёте красивая, изящная, как чайка. Вся белая, только брюшко чёрное.

Вылетев рано утром из Комсомольска-на-Амуре, сразу взяли по радиокомпасу курс на Норский склад, что расположен на реке Селемджа у впадения её в Зею. Решили идти напрямик через три (не считая Мяо-Чана) горных хребта -- Баджальский, Буреинский и Турана. Маршрут рискованный для одномоторной машины, тем более что экипаж продрог до костей на большой высоте. А под конец пути встретился им обширный грозовой фронт. Только сунулись в облака -- ударил град. Штурману ещё можно спрятаться, а вот лётчика лупит градинами прямо по шлему, по голове. Пришлось сильно отклониться к югу. Град прекратился, и скоро в разрывах облачности стала показываться земля, испещрённая густой сетью мелких речушек. По расчётам скорика, здесь начиналась обширная Зейско-Буреинская равнина, над которой можно было погреться.

Держа штурвал одной рукой, Скорик нацарапал на клочке бумаги: "Куда летим?" и передал записку штурману.

Штурман прочитал записку, улыбнулся и стал писать на обороте строчки, показавшиеся Скорику стихами:

"Всё в порядке.
Речки малые текут в большие,
Большие -- в Амур.
А мы на лодочке..."


Ещё не дочитав записки, Скорик краем глаза вдруг заметил внизу истребитель. С набором высоты тот явно торопился им наперерез. Не раздумывая, лётчик тут же заложил крутой вираж с креном вправо, и самолёт вошёл в подвернувшееся кстати облако. Последнее, что успел заметить Скорик -- это развилка дорог, характерные строения, посадочная площадка и на ней -- ещё два длинных пыльных шлейфа от взлетающих по тревоге истребителей.

"Да это же N-ск!" -- мелькнуло в голове. -- "Военный аэродром..." На Халхин-Голе шли бои, и тыловые аэродромы тоже находились в состоянии повышенной боевой готовности.

В облаках лодка пряталась недолго. Скорик теперь точно знал, где находится, и шёл строго на север. Долетели благополучно, груз сдали, о произошедшем обмолвились вскользь (мол, из-за грозы отклонились, потом выправились), рассчитывая, что всё обойдётся. Но вскоре разразился такой скандал, что трудно описать. Скорика и Станкевича вызывали аж к самому начальнику ГУЛАГа, грозному Френкелю, что носил ромбы в петлицах. [...]

Оказалось, что взлетевший первым на перехват лётчик-истребитель номер самолёта-нарушителя разглядел достаточно чётко. Но дальше события начали развиваться, как при игре в испорченный телефон.

По рации передали: номер нарушителя запретной зоны -- Ж-12. А поняли так: двенадцать самолётов идут к железнодорожному мосту через Зею. Тревога -- звёздный налёт! Чуть ли не всю авиацию дивизии подняли на крыло.

Истребители искали прорвавшиеся и неведомо куда испарившиеся самолёты коварного противника. И, конечно, увлеклись, частью заблудившись в облачности, частью не рассчитав запаса горючего. Истребители все на колёсах, сухопутные, а мест для вынужденной посадки мало -- кругом сопки да кочкарник. Так что при посадке три машины поломались.

Скандал утих так же неожиданно, как и начался. Просто, когда военные разобрались в случившемся, им стало неловко признаваться в обозной панике. Всё ограничилось крупным разговором за плотно закрытыми дверьми и -- никаких оргвыводов."
 
N

nikitayak

Местный
А вот индекс "Г" (Як-12 СССР-Г355) кому может принадлежать?
Думаю, "Геологический". По крайней мере, в старой "Науке и жизни" в статье о работах по геологии с применением авиации была пара фотографий (По-2 и какой-то "лимузинный" Р-5) с буквой "Г". События кажется были после войны.
 
Micro

Micro

ШпиЁн
У "Леспрома" возможен индекс "И", т.к. есть фото автожира А-7бис СССР-И338 производящего распыление ядохимикатов над садами в предгорьях Тянь-Шаня.
НЯЗ, индекс И использовался Минавиапромом.
Может быть, этот А-7бис был на испытаниях...
 
Aleck

Aleck

Старожил
Ж = железнодорожные изыскания. Этот индекс носили самолёты, применявшиеся для разведки трассы БАМа.
Нестыковочек у вас тьма, батенька. ;)
Во-первых, сама идея строительства БАМа появилась несколько позже, в 1947 году, когда бои на Хасане и Халхин-Голе давно отгремели. А "изыскания" начались ещё позже - уже после смерти Сталина.

Во-вторых, трасса БАМа, как по проекту 1947 года, так и реально впоследствии проходила гораздо севернее описываемых мест. Посмотрите на карту пролегания этй самой магистрали: поверить в то, что истребители противника залетали на такую глубину территории СССР очень и очень сложно, когда б это ни произошло, хоть в 1938, хоть в 1945-м, хоть в 1947-1991 гг.
 
svv

svv

Любопытный
Aleck,
А "изыскания" начались ещё позже - уже после смерти Сталина.
Изыскания начались много раньше, еще после русско-японской войны, практически по результатам этих изысканий и проектировалась трасса БАМа. Эта информация не от разного рода историков, а людей которые реально строили бАМ и проектировали станции на нем.
 
Д

Добролет

Местный
У меня такая структура номеров вырисовалась

Сельхозавиация СССР А-1… Аграрный
Геологоразведка СССР Г-1… Геологоразведочный
Аэрофлот СССР Д-1 Дальстрой?
НИИ ГВФ СССР Е-1... Экспериментальный
Бамстройпроект СССР Ж-1… Железнодорожный
Востокзолото СССР З-1.. Золотодобыча
Авиапром СССР И-1… Индустриальный
Санавиация СССР К-1… Красный Крест
Аэрофлот СССР Л-1… Линейный
Аэрофлот URSS M-1… Международный
Аэрофлот СССР М1... Метеорологический
Аэрофлот СССР М1... Исполкомовский
Главсевморпуть СССР Н-1… Норд
Аэрофлот СССР П-1... Почтовый (Первоначального обучения?)
Досааф СССР С-1… Спортивный
Аэрофлот СССР Т-1... Тренировочный ГВФ
Аэрофотосъемка СССР Ф-1… Фотосьемочный
Ведомственная СССР Х-1… Хозяйственный
Ведомственная СССР Ц-1… Центральная радиолаборатория
Личные СССР Ч-1… Частный
Авиашколы СССР Ш-1… Школьный
Экспериментальные СССР Э-1… Экспериментальный
Дерулюфт URSS D-1… Deruluft
Авиапром URSS J-1... Индустриальный
Агитэскадрилья СССР N-1.. Агитационный
Перелеты URSS NO-1… №
Аэрофлот URSS S-1… Международный

Упоминавшийся на ветке несколько раз СССР-Р.. не встречался (не достоверно)
 
Последнее редактирование:
Реклама