Система нумерации ВС СССР до середины 1950-х

avro

Модератор
Тогда было несколько "авиаций" (ГУСМП, НКВД, Главрыба и т.д.). У кажой из них была своя буква, например, СССР-Н209 - Полярная авиация (ГУСМП), СССР-Л1013 - ГВФ и т.д.

Кто знает, какя буква какой авиации принадлежала?
 
Реклама
Вот пример К-5 имел регистрацию СССР-Ф8. Что за буква "Ф"? Фотосъемка? :rolleyes:
 
Л-линейные Азрофлот, Р-разведка НКВД, Н-полярные, остальные не помню, надо в записях порыться. Но, кстати, большинство машин НКВД, ГУГБ, МГБ и прочих какрательных ведомств носили обычную Л пассажирского Аэрофлота.
 
Добавлю еще: Ф-Аэрофотосъемка, П-Почта. Остальные буквы пока н знаю
 
Переношу со Срибновского форума
(с учётом Αleck -овских данных):
Автор - "ИгорьД"

Коды на кириллице:
И – ведомственная авиация НКАП;
Н – авиация ГУСМП;
Л – ГВФ;
С – ОСОАВИАХИМ;
Х – авиация МВД/МГБ и ведомственная авиация ГУЛАГ;
К – Санавиация;
А – Сельхозавиация;
Ф –Аэрофотосъемка;
Ш – Летные школы ГВФ;
Е – Собственника пока установить не удалось. Возможно, это – ЦАГИ. Такой код несли экспериментальные самолеты во время испытаний. Причем на фюзеляж или хвостовое оперение наносилась только буква «Е» без цифрового кода и префикса СССР-. Исключение составляет только буква «Е прописная», по виду напоминающая греческую Епсилон. В этом случае гражданский код стандартный. Например, СССР-Е235.
Э – Собственник неустановлен. Букву «Э» несли в кодах опытные прототипы. Код в этом случае без цифр. Например, СССР-Э. В этом случае на хвостовом оперение иногда присутствует также буква «Е». На серийных машинах этот код имеет стандартный вид. Например, СССР-Э39.
? – Буквенный код авиации треста «Севрыба» не установлен.
? – Буквенный код авиации «Минлеспрома» не установлен.
П - Почта
Р - разведка НКВД

Коды на латинице:

N – Несли самолеты, совершившие в разное время громкие перелеты по зарубежным странам.
D – Рейсовые самолеты советско-германской авиакомпании «Дерулюфт».
M – Рейсовые самолеты на международных линиях. Собственник неизвестен.
S – Рейсовые самолеты на международных линиях. Собственник неизвестен.
R – Рейсовые самолеты на международных линиях. Собственник неизвестен
 
Aleck, рад, что понравилось. :)
Будет что добавить - сбрасывай ЛСом - буду доредактировать своё сообщение.
 
Что за "разведка НКВД"??? Зачем она НКВД? За своими шпионить что ли? Может это просто НКВД?
 
Поднимая древнюю ветку...

Вчера, разгребая запущенную, с позволения сказать, библиотеку, наткнулся и стал просматривать старый набор открыточек про наиболее знаменитые самолёты ГА 1930ых г.г. Серия основана исключительно на боковичках Михаила Петровского, потому вызывает доверие. Так вот, среди прочего наткнулся на изображение МП-1 (демилитаризованный МБР-2) с бортовым СССР-Ж-3.

Не может быть "потерянным" индексом "Севрыбы"?
 
Реклама
Добавлю: Е - ТОЧНО буква ЦАГИ. Применялась для испытательных машин (не только опытных, но и проходящих испытания по программам, скажем, ПОС или ПГО)

Х - тоже авиация НКВД или МГБ. Когда она использовалась - не знаю. Есть вариант (то же в отношении "Р") - это обозначение погранавиации
 
Поднимаю ветку, может еще будут желающие пообсуждать эту тему. В реестре Ан-2 задавал вопрос про СССР-Х132, выходит что это машинаы КГБ, но есть фотография МП-1Т СССР-Х54 надпись на борту "ГЛАВРЫБА"!?
У "Леспрома" возможен индекс "И", т.к. есть фото автожира А-7бис СССР-И338 производящего распыление ядохимикатов над садами в предгорьях Тянь-Шаня. А вот индекс "Г" (Як-12 СССР-Г355) кому может принадлежать?
 
Экзот сказал(а):
Поднимая древнюю ветку...

Вчера, разгребая запущенную, с позволения сказать, библиотеку, наткнулся и стал просматривать старый набор открыточек про наиболее знаменитые самолёты ГА 1930ых г.г. Серия основана исключительно на боковичках Михаила Петровского, потому вызывает доверие. Так вот, среди прочего наткнулся на изображение МП-1 (демилитаризованный МБР-2) с бортовым СССР-Ж-3.

Не может быть "потерянным" индексом "Севрыбы"?
Ж = железнодорожные изыскания. Этот индекс носили самолёты, применявшиеся для разведки трассы БАМа.

Цитирую по памяти из статьи "Мы на лодочке катались" про заслуженного лётчика Сергея Скорика, кажется, в "Комсомольской правде" конца 80-х .

"...люди, изображённые на снимке, выглядели гордо. Очевидно, потому, что позировали на фоне белокрылого гидросамолёта.

-- Она, та самая лодочка, двенадцатая, -- сказал он [Скорик] и неожиданно улыбнулся. -- Ох и наделали мы тогда шуму! Чуть под трибунал не загремели вместе со штурманом Пашей Станкевичем. ...Ну да ладно, дело давнее -- расскажу. Только диктофончик свой всё же уберите...

"Над границей тучи ходят хмуро" -- эта песня была едва ли не самой популярной в те годы. Не успели утихнуть бои на озере Хасан, как разразился вооружённый конфликт на Халхин-Голе. По всему Дальнему Востоку военные сильно посуровели, нагнали уставной строгости, секретности. [...]

Как раз в то время велись активные изыскания по будущей трассе БАМа с активным привлечением авиации, в основном гидросамолётов (сухопутных аэродромов вдоль трассы было мало, а мелких озёр и речушек, на которые можно было плюхнуться в случае чего, предостаточно). Лётчики опасались случайной встречи с истребителями. Не разберутся ещё -- полоснут из пулемётов, приняв за нарушителей. Поэтому крупно, во весь фюзеляж, рисовалась буква "Ж" (железнодорожные изыскания) и номер.

Скорик к тому времени уже имел солидный опыт, летал и над заливом Ольги, и над Балтикой, летал на итальянской "Савойе", на отечественной "Искре" (Р-1). Однако, как ни опасался Скорик истребителей, особенно молодых-ранних, всё-таки однажды он нарвался. Причём с последствиями весьма печальными... для истребителей.

А дело было так. В разгар изыскательного сезона срочно потребовалась помощь авиасредствами на центральном участке БАМа. Решили послать туда летающую лодку МБР-2 СССР-Ж12 с пилотом Сергеем Скориком и штурманом Павлом Станкевичем. Лодка фанерная, но в полёте красивая, изящная, как чайка. Вся белая, только брюшко чёрное.

Вылетев рано утром из Комсомольска-на-Амуре, сразу взяли по радиокомпасу курс на Норский склад, что расположен на реке Селемджа у впадения её в Зею. Решили идти напрямик через три (не считая Мяо-Чана) горных хребта -- Баджальский, Буреинский и Турана. Маршрут рискованный для одномоторной машины, тем более что экипаж продрог до костей на большой высоте. А под конец пути встретился им обширный грозовой фронт. Только сунулись в облака -- ударил град. Штурману ещё можно спрятаться, а вот лётчика лупит градинами прямо по шлему, по голове. Пришлось сильно отклониться к югу. Град прекратился, и скоро в разрывах облачности стала показываться земля, испещрённая густой сетью мелких речушек. По расчётам скорика, здесь начиналась обширная Зейско-Буреинская равнина, над которой можно было погреться.

Держа штурвал одной рукой, Скорик нацарапал на клочке бумаги: "Куда летим?" и передал записку штурману.

Штурман прочитал записку, улыбнулся и стал писать на обороте строчки, показавшиеся Скорику стихами:

"Всё в порядке.
Речки малые текут в большие,
Большие -- в Амур.
А мы на лодочке..."


Ещё не дочитав записки, Скорик краем глаза вдруг заметил внизу истребитель. С набором высоты тот явно торопился им наперерез. Не раздумывая, лётчик тут же заложил крутой вираж с креном вправо, и самолёт вошёл в подвернувшееся кстати облако. Последнее, что успел заметить Скорик -- это развилка дорог, характерные строения, посадочная площадка и на ней -- ещё два длинных пыльных шлейфа от взлетающих по тревоге истребителей.

"Да это же N-ск!" -- мелькнуло в голове. -- "Военный аэродром..." На Халхин-Голе шли бои, и тыловые аэродромы тоже находились в состоянии повышенной боевой готовности.

В облаках лодка пряталась недолго. Скорик теперь точно знал, где находится, и шёл строго на север. Долетели благополучно, груз сдали, о произошедшем обмолвились вскользь (мол, из-за грозы отклонились, потом выправились), рассчитывая, что всё обойдётся. Но вскоре разразился такой скандал, что трудно описать. Скорика и Станкевича вызывали аж к самому начальнику ГУЛАГа, грозному Френкелю, что носил ромбы в петлицах. [...]

Оказалось, что взлетевший первым на перехват лётчик-истребитель номер самолёта-нарушителя разглядел достаточно чётко. Но дальше события начали развиваться, как при игре в испорченный телефон.

По рации передали: номер нарушителя запретной зоны -- Ж-12. А поняли так: двенадцать самолётов идут к железнодорожному мосту через Зею. Тревога -- звёздный налёт! Чуть ли не всю авиацию дивизии подняли на крыло.

Истребители искали прорвавшиеся и неведомо куда испарившиеся самолёты коварного противника. И, конечно, увлеклись, частью заблудившись в облачности, частью не рассчитав запаса горючего. Истребители все на колёсах, сухопутные, а мест для вынужденной посадки мало -- кругом сопки да кочкарник. Так что при посадке три машины поломались.

Скандал утих так же неожиданно, как и начался. Просто, когда военные разобрались в случившемся, им стало неловко признаваться в обозной панике. Всё ограничилось крупным разговором за плотно закрытыми дверьми и -- никаких оргвыводов."
 
А вот индекс "Г" (Як-12 СССР-Г355) кому может принадлежать?
Думаю, "Геологический". По крайней мере, в старой "Науке и жизни" в статье о работах по геологии с применением авиации была пара фотографий (По-2 и какой-то "лимузинный" Р-5) с буквой "Г". События кажется были после войны.
 
Transal сказал(а):
У "Леспрома" возможен индекс "И", т.к. есть фото автожира А-7бис СССР-И338 производящего распыление ядохимикатов над садами в предгорьях Тянь-Шаня.
НЯЗ, индекс И использовался Минавиапромом.
Может быть, этот А-7бис был на испытаниях...
 
Spotter сказал(а):
Ж = железнодорожные изыскания. Этот индекс носили самолёты, применявшиеся для разведки трассы БАМа.

Нестыковочек у вас тьма, батенька. ;)
Во-первых, сама идея строительства БАМа появилась несколько позже, в 1947 году, когда бои на Хасане и Халхин-Голе давно отгремели. А "изыскания" начались ещё позже - уже после смерти Сталина.

Во-вторых, трасса БАМа, как по проекту 1947 года, так и реально впоследствии проходила гораздо севернее описываемых мест. Посмотрите на карту пролегания этй самой магистрали: поверить в то, что истребители противника залетали на такую глубину территории СССР очень и очень сложно, когда б это ни произошло, хоть в 1938, хоть в 1945-м, хоть в 1947-1991 гг.
 
Aleck,
А "изыскания" начались ещё позже - уже после смерти Сталина.
Изыскания начались много раньше, еще после русско-японской войны, практически по результатам этих изысканий и проектировалась трасса БАМа. Эта информация не от разного рода историков, а людей которые реально строили бАМ и проектировали станции на нем.
 
У меня такая структура номеров вырисовалась

Сельхозавиация СССР А-1… Аграрный
Геологоразведка СССР Г-1… Геологоразведочный
Аэрофлот СССР Д-1 Дальстрой?
НИИ ГВФ СССР Е-1... Экспериментальный
Бамстройпроект СССР Ж-1… Железнодорожный
Востокзолото СССР З-1.. Золотодобыча
Авиапром СССР И-1… Индустриальный
Санавиация СССР К-1… Красный Крест
Аэрофлот СССР Л-1… Линейный
Аэрофлот URSS M-1… Международный
Аэрофлот СССР М1... Метеорологический
Аэрофлот СССР М1... Исполкомовский
Главсевморпуть СССР Н-1… Норд
Аэрофлот СССР П-1... Почтовый (Первоначального обучения?)
Досааф СССР С-1… Спортивный
Аэрофлот СССР Т-1... Тренировочный ГВФ
Аэрофотосъемка СССР Ф-1… Фотосьемочный
Ведомственная СССР Х-1… Хозяйственный
Ведомственная СССР Ц-1… Центральная радиолаборатория
Личные СССР Ч-1… Частный
Авиашколы СССР Ш-1… Школьный
Экспериментальные СССР Э-1… Экспериментальный
Дерулюфт URSS D-1… Deruluft
Авиапром URSS J-1... Индустриальный
Агитэскадрилья СССР N-1.. Агитационный
Перелеты URSS NO-1… №
Аэрофлот URSS S-1… Международный

Упоминавшийся на ветке несколько раз СССР-Р.. не встречался (не достоверно)
 
Последнее редактирование:
Реклама
Назад