Слив топлива в полёте. (ЧА. ОСНЗ)

Экзот

Элефантерия
Увидев темку на авсим.ру, всплыл вопрос — а когда и на чём появился первый сброс топлива?
В мемуарах Лебедева упомянут слив топлива в полёте с "каталины" (речь о послевоенном периоде, но непонятно — какие года). В РЛЭ Ли-2 от 1965г. упомянут слив из одного из баков (всего их там четыре). Более ранние примеры?
 
Реклама
А по мемуарам Белякова - 20 августа 1935 года, с Ант-25 (Леваневский).
 
:) Там само что то сливалось. Из-за дефекта. После посадки, ЕМНИП, "перкаль был пропитан бензином". © близко к тексту Байдукова. Это он с Леваневским летал. ЕМНИП, Белякова (штурмана) в том полёте не было. Из той тройки — только Байдуков.
 
Ясно.
Только там была течь масла, а не топлива.
Сейчас поищу текст (или слова неочевидца все равно не имеют значения?).
 
Вот, "В полет сквозь годы", глава 5.
Когда мы приземлились в Щелково, Туполева здесь уже не было. Он давно уехал на Центральный аэродром, где помещался небольшой штаб перелета. Отсюда вели связь с экипажем Леваневского, и я последовал за конструктором. Туполев сидел в штабе, чем-то озадаченный и взволнованный. Стало известно: самолет АНТ-25 уже достиг Кольского полуострова, но экипаж сообщил: «Выбивает масло из-под капота двигателя». На наших тренировках такого случая не было. И вот новая радиограмма за подписью Леваневского: «Что означает зеленый цвет масломера?»

— Да что он? Неужели не знает? — раздраженно проговорил Туполев.

Я также был удивлен вопросом Леваневского, но решил успокоить Андрея Николаевича:

— Если Сигизмунд не знает, то Байдуков знает отлично. В этом я уверен.

Через некоторое время из Баренцева моря поступила новая радиограмма: «Течь масла не прекращается». Тогда штаб перелета рекомендовал Леваневскому не продолжать дальнейший полет к полюсу, и вскоре пришел ответ: «Возвращаюсь...»

Туполев еще больше помрачнел, собрал какую-то папку, которую всегда возил с собой, и уехал. Слово «возвращаюсь» для всех нас, находившихся в штабе, было подобно грому.

— Ну неужели они не могли разобраться с маслом! — возмущался начальник штаба Дмитрий Иванович Антиков, старый друг моей юности по городу Богородску, и принялся докладывать по начальству: в ГУ АН (Главное управление авиационной промышленности), наркому Орджоникидзе, Куйбышеву в ЦК партии, наркому Ворошилову, начальнику ВВС Алкснису и многим другим. Все удивлялись, досадовали: почему?.. Ждали ответа.

Что же произошло с самолетом? Это мы узнали позднее.

Вскоре после взлета, пилотируя самолет с сиденья первого летчика, Леваневский стал замечать на стеклах приборов осаждение мелкой масляной пыли. Стекла протерли ветошью, но пыль продолжала осаждаться, проникая о кабину откуда-то из-за приборной доски. Затем маслом начало покрываться остекление кабины, крыло самолета. Штурман Левченко, осматривая оптическим визиром нижнюю поверхность фюзеляжа, доложил:

— По борту течет темный волнообразный слой...

Это еще более взволновало Леваневского, и он решил, что где-то в расходном масляном баке или в маслопроводе возле двигателя образовалась течь.

Подкачали масло из основного бака в расходный — оно стало затекать внутрь кабины, на полу возле сиденья штурмана образовалась лужица. Через некоторое время масляная пыль стала осаждаться и на выхлопные трубы двигателя — в кабине самолета появился чад, сизый дым.

В этой обстановке Леваневский принял решение прекратить полет и по указанию штаба перелета взял курс на Ленинград. Настроение у экипажа было подавленное. Но неудачи для них в тот день еще не кончились. На самолете оставался большой запас горючего, которое предстояло слить, чтобы облегчить машину перед посадкой, и, отыскав тросы аварийного слива, Леваневский и Левченко с усилиями открыли отверстия баков.

Сгущались сумерки. Самолет уже подходил к аэродрому, а слив горючего еще продолжался. Наблюдавшие с аэродрома видели, как за самолетом тянется белое облако, и недоумевали.

Наконец облитая бензином машина пошла на посадку. Приземлились отлично. Когда Леваневский выбрался из кабины, он заметил, что навигационные огни остались невыключенными.

— Виктор! Выключи огни!.. — крикнул он штурману.

Дальше произошло необъяснимое. Погасли навигационные огни, но тут же внутри консоли левого крыла загорелись две ракеты Хольта. Эти ракеты предназначались для освещения земной поверхности в случае вынужденной посадки ночью. Обычно они выпадали через специальный лючок из плоскости самолета, повисали на тросе и затем воспламенялись. А здесь, на аэродроме, они загорелись внутри крыла, прожгли обшивку, и перкалевое покрытие плоскости стало затягиваться пламенем. Самолет еще не обсох от вылитого бензина. Над АНТ-25 нависла страшная угроза взрыва. Но экипаж Леваневского, пренебрегая опасностью, принялся сбивать с машины пламя. Горящие ракеты оттащили в сторону. Огонь укротили. Было установлено, что течь масла происходила через дренажную трубку, соединяющую расходный бак с атмосферой. Вскоре бригада от конструкторского бюро Туполева восстановила обгоревшую часть крыла, и экипаж Леваневского перелетел в Москву.
 
Мариша сказал(а):
. На самолете оставался большой запас горючего, которое предстояло слить, чтобы облегчить машину перед посадкой, и, отыскав тросы аварийного слива, Леваневский и Левченко с усилиями открыли отверстия баков.
О! Интересно, этого не знал. Спасибо. От "неочевидца" в данном случае принимается — напутать тут сложно.

Засчитывается. Кто раньше? :)
 
Последнее редактирование:
И вот новая радиограмма за подписью Леваневского: «Что означает зеленый цвет масломера?»

— Да что он? Неужели не знает? — раздраженно проговорил Туполев.

Я также был удивлен вопросом Леваневского, но решил успокоить Андрея Николаевича:

— Если Сигизмунд не знает, то Байдуков знает отлично. В этом я уверен.
Интересненький диалог :)
Леваневский действительно был больше чекистом, чем лётчиком?
 
И всё-таки. Собрался через полюс, а матчасть на уровне показаний 2-х десятков приборов не знает.
 
Реклама
Веяния времени. Насколько понимаю, бравировать лётным мастерством и пренебрегать "презренной" инженерией было тогда в лётной среде модно. Середина тридцатых годов — многие и приборы "слепого полёта" то ещё игнорировали, считая себя обладателями "птичьего чувства", а тут какой то "чумазый движок"...
Всё таки, думаю, у Леваневского были основания считать себя опытным полярным лётчиком. Вот и "собрался через полюс".
 
Экзот сказал(а):
Всё таки, думаю, у Леваневского были основания считать себя опытным полярным лётчиком. Вот и "собрался через полюс".
Леканевский был изрядным заносчивым хамом, притом что оснований особых для ощущения себя "опытным полярным лётчиком" у него как раз не было. Не было удачных полетов, не было в действительности участия в спасении челюскинцев (а "Звездочку"-то носил, не теснялся)... Полетел спасать - разбил самолет... Полетел на рекорд на РД - "из-за отказа матчасти" пришлось вернуться, после чего он заявил, что "предатель Туполев специально сделал такой гадкий самолет и он на туполевской машине более не полетит". А Чкалов возьми да и установи на этом самом самолете рекорд и стал героем... потом еще и Громов... Что осталось Леваневскому? Безмерные амбиции, ничем не подтверждаемые. Когда готовился полет ДБ-А, Леваневский ничего не изучал (в машине) - то есть вел себя ровно в той же манере, что и ранее. Маленький штрих - он ел за отдельным столом, а остальной экипаж - за другим...

В общем, хам, барчук (если хотите, сноб) и что особенно неприятно - никаких оснований для столь чудовищно раздутого самомнения обнаружить не удается... Неприятный тип, одним словом...
 
Экзот сказал(а):
Веяния времени. Насколько понимаю, бравировать лётным мастерством и пренебрегать "презренной" инженерией было тогда в лётной среде модно.
Среди балбесов (к которым, как видно, принадлежал и Леваневский) - наверное
А умные люди учились и прилагали массу сил для изучения тонкостей своего занятия - матчасти в том числе. Вспомним Громова, многих других известных летчиков... Да что там - уже в 30-е самолеты стали достаточно сложными и тот, кто попытался бы нахрапом влезть в эти машины, был обречен
 
sss сказал(а):
Леканевский был изрядным заносчивым хамом, притом что оснований особых для ощущения себя "опытным полярным лётчиком" у него как раз не было.
Всё это понятно. Но, ведь, перегонял; кого то там спасал (не помню, как зовут янкеса, которого он вывез на Аляску), не только, ведь, за политработу получал реноме...
sss сказал(а):
самолеты стали достаточно сложными и тот, кто попытался бы нахрапом влезть в эти машины, был обречен
Ну, потому, мемуары написали Байдуков, Галлай и остальные... Хотя, бились и грамотные...
 
С весны 1933 г. работал в Управлении полярной авиации Главсевморпути.

Летом 1933 г. Леваневский перегнал летающую лодку Dornier Wal «СССР Н-8» из Севастополя в Хабаровск, что по тем временам было очень большим достижением.

В 1933 г. американский летчик Джеймс Маттерн намеревался выполнить полет вокруг земного шара. На заключительном этапе кругосветного перелета Маттерн, выгрузив радиостанцию и взяв как можно больше горючего, вылетел из Хабаровска в направлении Анадыря и исчез. Начались поиски. Вскоре выяснилось, что он совершил посадку на берегу реки Анадырь в 80 километрах от окружного центра и его самолет получил повреждения. Экипажу в составе Леваневского и штурмана Левченко было дано срочное задание взять Маттерна на борт самолета в Анадыре и доставить его на Аляску.

13.07.33 г. Леваневский вылетел на Чукотку на гидросамолете «СССР Н-8». Он впервые прошел над тундрой от бухты Нагаева в Анадырь и, таким образом, проложил новый маршрут на Чукотку.

20.07.33 г. Маттерн был доставлен в г. Ном на Аляске.

24.09.33 г. Леваневский приводнился на Ангаре в Иркутске. Перед этим он провел ледовую разведку, слетал на остров Врангеля и доставил оттуда на материк группу участников первой Ленской экспедиции. За мужество и героизм и летчик, и штурман были награждены орденом Красной Звезды.
 
Назад