SLS / Artemis к Луне

Реклама
Думается в SLS это всё от компромиса. Шатл открутили, но бак остался. Изобретать новую твердотопливную ракету в масштабах центрального блока - дорого и утопично. От центального блока отказаться нельзя. В итоге компромис.
Вопрос мой не про SLS в частности, а общий.
То, что SLS такая как есть - это результат использования тезнического задела
 
Мне кажется, разница в подходах у вояк и космонавтов обусловлена тем, что у вояк стартовая масса постоянна - под нее можно сделать твердотопливные ступени высокой эффективности.
А у космонавтов стартовая масса варьируется в широких пределах (у той же СЛС - то Орион закинуть, то модуль Гейтвея), плюс ограничения по G.
 
Специальной упаковкой твердого топлива с инертными вставками и прорезкой каналов нужной формы. Можно добиться того, чтобы в процессе выгорания топлива тяга менялась. Это не управление тягой "в реальном времени", поскольку меняться тяга будет по заранее заложенной программе. Но это управление, а от первой ступени другого и не требуется, максимиум - понемногу уменьшать тягу в процессе работы, чтобы уменьшить перегрузки. А часто и этого не делают. Например, у того же F-1 управление тягой имело только две позиции: тяга есть и тяги нет. Ну так и чем твердотопливник хуже?
 
Кстати, Боинг в первую половину 1980-х предлагал проект SRB-X.
Для этой ракеты предусматривалась следующая схема:

1 ступень – 2 ТТУ из 4-х сегментов
2 ступень – 1 ТТУ из 3-х сегментов (запускаемый в полете) :D
3 ступень – жидкостный двигатель, взятый с 2 ступени Titan 34D
4 ступень – РБ Центавр (Centaur G-Prime)



Все это добро должно было быть способно закинуть до 4,5 тонн на ГСО.
Но ВВС США не впечатлились, и предпочли дать денег на модернизацию Titan 34D.

 
Кстати, Боинг в первую половину 1980-х предлагал проект SRB-X.
Для этой ракеты предусматривалась следующая схема:

1 ступень – 2 ТТУ из 4-х сегментов
2 ступень – 1 ТТУ из 3-х сегментов (запускаемый в полете) :D
3 ступень – жидкостный двигатель, взятый с 2 ступени Titan 34D
4 ступень – РБ Центавр (Centaur G-Prime)



Все это добро должно было быть способно закинуть до 4,5 тонн на ГСО.
Но ВВС США не впечатлились, и предпочли дать денег на модернизацию Titan 34D.


Так собственно вышеупомянутый и стёртый Арес если мне не изменяет склероз базировался как раз на всё тех же твёрдотопливных боковушках Шаттла, просто их думали использовать в разных количествах. Даже испытательный полёт одной боковушки был.
 
Даже испытательный полёт одной боковушки был.
Да, и не на 100% удачный. Он собственно, хорошо показал слабые места ТТУ.
Это и более сильные перегрузки на старте, и склонность к более мощным вибрациям, и невозможность аварийного выключения двигателя в полете (крайне желательной на случай задействования САС при полетах с людьми на борту) – не говоря уже о полном отсутствии engine-out capabilities.
Все это создает проблемы с пилотируемыми полетами, а для крупных ракет обычно закладывают такую возможность.
К тому же, крупные твердотопливные бустеры не так уж дешевы и просты в производстве.
 
К тому же, крупные твердотопливные бустеры не так уж дешевы и просты в производстве.
Думается, что труба с селитрой всё ж дешевле, чем 500 тонн жидкого водорода и кислорода в хитросваренных тонкостенных баках и чудо-двигатели с турбонасосами мощностью, как у Саяно-Шушенской ГЭС, приводами качания и ещё бог весть с какими прибамбасами.
 
Последнее редактирование:
Реклама
Напомню, что катастрофа "Челленджера" была вызвана проблемами именно в "трубе с селитрой".
Ну для справедливости после Челленджера эти проблемы всё же пофиксили. Но да, с Шаттлами было так, каждый пуск - сумашедший риск. И не только из за "труб с селитрой".
 
Ну для справедливости после Челленджера эти проблемы всё же пофиксили. Но да, с Шаттлами было так, каждый пуск - сумашедший риск. И не только из за "труб с селитрой".
Одна катастрофа на 135 пусков - не слишком мало для "сумасшедшего риска"? 🤔
#ау
 
вторая не из-за трубы с селитрой.
Это понятно, но обсуждение перешло уже на общую безопасность, если не ошибаюсь
Ну для справедливости после Челленджера эти проблемы всё же пофиксили. Но да, с Шаттлами было так, каждый пуск - сумашедший риск. И не только из за "труб с селитрой".
 
Две катастрофы?
Хорошо, учитывая, что вторая была спровоцирована проблемой на старте, то будем считать две. Вопрос а том, с какого количества начинается "сумасшедший риск"? Вот Апполон летал много меньще,чем шаттл до первой катастрофы - это был сумасшедший риск? Не умасшедший риск получается только летать на мелком Союзе до станций?
#ау
 
Реклама
А вы не мои слова цитируйте а лучше почитайте, если ещё не читали, воспоминания того, кто на них летал.
Я бы если слетал и воспоминания писал, то тоже писал бы про сумасшедший риск и всяческое геройство 😁
#ау
 
Назад