Снова про "невидимки"

Техник

Старожил
Невидимый самолет
Идея сделать самолет незаметным для наблюдателя на земле и в воздухе появилась еще до рождения боевой авиации
31 марта 2006, 00:05

Текст: Геннадий Нечаев


Постепенно проясняется облик нового российского боевого самолета пятого поколения, который, согласно планам МО РФ, должен совершить первый полет не позднее 2007 года. Как сообщил в четверг главком ВВС России генерал армии Владимир Михайлов на встрече с военными атташе ряда иностранных государств: «Он будет иметь минимальнейшую заметность для средств ПВО».

Это сообщение позволило ряду СМИ сделать вывод, что Михайлов имел в виду создание специализированного самолета-невидимки, подобного американскому ударному самолету F-117 Nighthawk, однако речь, скорее всего, идет о совершенно иной машине.


Дорого и некрасиво


«Выяснилось, что «Хищник» не имеет решающих преимуществ перед новым поколением российских истребителей семейства Су-30» Идея сделать самолет незаметным для наблюдателя на земле и в воздухе появилась еще до рождения боевой авиации. Еще накануне Первой мировой войны германские фирмы Albatros и AEG экспериментировали с прозрачным материалом Zellon. Однако целлон оказался менее прочным, чем обычное авиационное полотно, и после катастрофы нескольких «прозрачных» аэропланов об идее надолго забыли.

Велись такие опыты и в СССР на легких самолетах конструкции Яковлева. В ходе экспериментов выяснилось, что грамотно подобранная камуфляжная окраска дает гораздо лучший маскирующий эффект. Вопрос снижения заметности летательных аппаратов вновь стал актуальным в конце 50-х – начале 60-х годов прошлого века, когда «глазами» зенитчиков и, позднее, пилотов-истребителей стали радиолокаторы. От эквивалентной площади рассеивания радиоволн (ЭРП) теперь зависела дальность обнаружения самолета противником.

Здесь можно привести простую аналогию: зеркало большей площади отбросит «зайчик» на большее расстояние, чем зеркало маленькое. ЭРП – это как раз и есть площадь зеркала.

Как раз на этом принципе и основана технология создания самолета-невидимки, в предельном виде воплощенная в американском «Найтхоке». Не секрет, что идея «граненого» самолета, не дающего радиолокационных бликов в направлении радара (по западной терминологии – концепция «Стэлс»), принадлежит советскому ученому Александру Уфимцеву, в годы перестройки эмигрировавшему в США. :eek:
В результате появился очень уродливый самолет, напоминающий не то утюг, не то египетскую пирамиду с крылышками. Летает эта штуковина только благодаря компьютерной системе искусственной устойчивости, и при ее отказе F-117 продолжать полет не может – по этой причине американцы потеряли как минимум пять «Найтхоков» в небоевой обстановке.

Кроме того, необычная аэродинамика наложила жесткие ограничения на летные данные истребителя. В результате появился очень дорогой (40 млн. долларов в начале серийной постройки) и фактически одноцелевой истребитель с небольшой боевой нагрузкой и ограниченным составом вооружения (только то, что помещается во внутренний отсек фюзеляжа). Его основная функция – применение корректируемых авиабомб ночью (днем этот уродец станет легкой добычей любого древнего МиГа) с малых высот.

Попытки оснастить F-117 ракетами класса «воздух-воздух» были скоро оставлены ввиду полной неприспособленности самолета для воздушного боя. Кроме того, довольно скоро выяснилось, что машина, малозаметная для радаров К- и Х-диапазонов, на некоторых режимах полета обнаруживается некоторыми старыми советскими РЛС (например П-40), что позволило югославским зенитчикам сбить один такой самолет ракетами комплекса С-125 «Куб» и повредить как минимум еще два.

Едва ли о таком самолете говорил главком Михайлов. Осознали провал концепции «невидимость ради невидимости» и американцы, ограничив заказ на новейший истребитель завоевания господства в воздухе F-22A Raptor всего 40 экземплярами. Выяснилось, что «Хищник» не имеет решающих преимуществ перед новым поколением российских истребителей семейства Су-30, но стоит при этом в четыре раза дороже.


Демонстрация технологий
Между тем малая заметность для средств ПВО в возможно широком диапазоне электромагнитного спектра является неотъемлемой характеристикой самолета пятого поколения. Именно это и имел в виду Владимир Михайлов, говоря о перспективном самолете. Однако решаться эта проблема должна с минимальным ущербом для летных данных. Например, известно, что лопатки турбин двигателей, видимые через воздухозаборник, дают устойчивую «засветку» на экранах РЛС.

Чтобы спрятать «бликующий» элемент от радара, канал воздухозаборника делают S-образным, а неизбежное при этом снижение тяги мотора компенсируют увеличением его мощности. Плоские сопла двигателей способствуют лучшему перемешиванию горячего выхлопа двигателя с окружающим воздухом, что снижает заметность самолета в ИК-диапазоне. Положительный эффект дает применение схемы с обратной стреловидностью крыла, уборка внутрь фюзеляжа разного рода антенн и сенсоров, применение радиопоглощающих покрытий и материалов в конструкции планера.

Часть этих мер, например реализованная на новейших модификациях истребителей F-18 E/F Super Hornet, позволила снизить их заметность на 50-80% по сравнению с более старыми модификациями тех же самолетов F-18 без снижения летных данных. А ведь они относятся лишь к четвертому поколению. Перечисленные конструкторские решения прослеживаются и в облике российских самолетов МиГ 1.42 и Су-47, которые считаются технологическими демонстраторами возможностей машин пятого поколения. Однако, как сообщается в открытой печати, новый истребитель не будет похож ни на один из них.


Когда появятся первые невидимки


Когда же появится новый российский самолет? Как оказалось, в этом вопросе существуют разночтения. На государственном уровне задача создания «перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации» была сформулирована в 2001 году. Машина такого класса проектируется как минимум 10-12 лет. Так что заявления Владимира Михайлова представляются излишне оптимистическими. Ближе к реальности высказывается его заместитель, командующий фронтовой авиацией генерал-полковник Александр Зелин. «Задача поставлена: в 2012 году машина должна летать. Ну а первые шаги и результаты, я думаю, будут уже в 2008 году», – сказал Зелин в интервью информационным агентствам в феврале сего года.

Вероятно, оба генерала имеют в виду разные этапы одного и того же процесса. Михайлов имеет в виду срок полета первого прототипа нового истребителя, а его зам – дату полета первого серийного самолета. Действительно, при достаточном финансировании такие сроки кажутся разумными. Если верить Михайлову, деньги под программу выделяются своевременно, однако «проблемы с финансированием возникают из-за того, что часть средств уходит на разработку нового гражданского самолета (RJR. – Ред.), которым конструкторское бюро «Сухого» занимается параллельно». Отсюда и разночтения в сроках полета прототипа – 2007-2008 годы.




До завершения всех работ по новому комплексу оценить затраты на его создание достаточно сложно. В 2005 году, отвечая корреспонденту британского журнала Flight International, главный конструктор КБ «Сухого» Александр Кнышев заявил, что не стал бы возражать против бюджета в 10 млрд. долларов, выделенных американцами под аналогичную программу F-35 (JFS), но реально рассчитывает на 3 млрд. Таким образом, при планируемой рыночной стоимости российского самолета в 30-35 млн. долларов (на 5-10 млн. ниже, чем у F-35) вложения в программу окупятся при производстве серии не менее чем из 100 машин, что вполне реально, учитывая высокую конкурентоспособность истребителей марки «Су».




http://www.vz.ru/society/2006/3/31/28095.html
 
Реклама
будет невидимым в том числе и для для летчиков и техников :D
 
советскому ученому Александру Уфимцеву, в годы перестройки эмигрировавшему в США.
Чего удивляешся? Не знал что ли?
Идеи принципов использованных американцами в стелсе, впервые были опубликованы ещё в 60-е годы, вот этим товарищем Уфимцевым, в каком то научном журнале. Вот только, что он эмигрировал, я такого ранее не слышал.
Зато приходилось слышать версию - что это была специально организованная утечка информации, что бы отправить американцев по ложному пути :lol:

А так байда какя то написана, надёрганно информации из разных источников и выдаёт вот такой винигрет.
 
vm сказал(а):
будет невидимым в том числе и для для летчиков и техников
Это в худшем случае.
Позволяю себе надеяться, Что "Симонов и товарищи" ещё удивят нас чем-нибудь этаким.
 
Генерал Дрозд, увы, это в совершенно реальном случае. А Симонов уже давно не при делах в конторе, вообще-то.
 
Думаешь, снова брешет Михайлов? :(
 
Техник сказал(а):
Здесь можно привести простую аналогию: зеркало большей площади отбросит «зайчик» на большее расстояние, чем зеркало маленькое. ЭРП – это как раз и есть площадь зеркала.

Зачем же бедного зайчика куда-то отбрасывать, может он еще жить хочет ;) .
(хотя версия о дальности полета солнечного зайчика (с подвесными баками) мне нравиться :confused2: , Резерфорд Жжот)
Вообще-то надо ввести минимальный уровень образования для «журналажистов» а то скоро об авиации начнет писать и Ксюша СобчаК :eek: .

А теперь серьезно, с пятым поколением у нас действительно ж…, и комсомольск и Иркутск не готовы к новым технологиям и Михайлов и Погосян это знают, меня радует что Михайлов перестал хвалить су27-30-35, преподнося этот отстой как лучший самолет на свете (то есть в привате он его ни когда и не хвалил, это для покупателей) и то что он вытащил проблематику ПАК ФА значит надо отчитаться перед бюджетом об отмытых деньгах, так вот что я знаю:
У Погосяна есть практически летающий экземпляр су-47 (т-20) с движками ал-31ф в течении 2006 ожидается поставка ал-41 с ресурсом в 300 часов,
Мое мнение, самолет перетяжелен КМ практически не используется, зверхзвук крейсерский достижим но об ик заметности и говорить не приходиться, за счет составного крыла маневренность великолепная но скорость на маневре падает очень сильно по результатам с-47(это к движку или к s образному заборнику).
похоже большая проблемма маневренность и S заборник.
Реально хороший проект у МИГа, наконец-то они отошли от МФИ, и занялись делом и президентство а ОАК им в гору, но дела пойдут только если модернизируют производство и введут большие автоклавы а на это нужно много денег и очень грамотные спецы и опять движки, движки.
 
oles, не трепитесь хотя бы про очевидные вещи, они вас с головой выдают. Су-47 никогда не имел индекса Т-20, а сроду был С-37. В конторе принято было самолеты с трапециевидным крылом называт Т с сильно стреловидным С, правда при МПС все было чут не стали С, ну да прошли те времена.. Это первое. Второе- если вы считате что в С-37 нет КМ, то выдает свою малокомпетентность с головой. Из чего по вашему кго особенное крыло-то сделано, а? Ну и то, что на нем стоят Д-30 а не АЛ-31 стоило бы помнить...

Ну и на последок - нико (даже Погосян) никогда в здравом уме С-37 как машину для серии не рассматривал. Может про нее в этом качестве просто забыть.
 
Реклама
Генерал Дрозд сказал(а):
oles сказал(а):
...су27-30-35, преподнося этот отстой как лучший самолет на свете
Уважаемый, требую обосновать!

Сначала на простой вопрос (о делах Михаила Аслановича попозже)

Су -27 создавался в 70 годы прошлого века и полететь должен был одновременно с F-15, а су27 тогда уже отставал, и с тех пор амы откатали x-2x, x-3x, x-4x и заканчивают х-5х. (этому самолету 30 лет).
А теперь почему так критично ЭРП, строевая ракета р-27 с (типичной) ГСН 9Б-1101К в упор не видит F-22, с р-77 дела немного лучше захват происходит (3-5км) но очень поздно и ракета может поразить цель только на очень ограниченных курсах, а х-4х наши ракеты вообще не идентифицируют как самолет.
Боевая работа истребителя: обнаружить-захватить на автосопровождение -пустить ракету -поразить, и ракете именно важно ЭРП (обнаружить самолет можно разными способами но на конечном этапе критическим является ЭРП или ИК заметность), внешнее наведение идет со слишком большими задержками.
 
oles, и где здесь "отстойность" Су-27? Вы только что описапли недостатки ракетного вооружения, не более.
 
oles сказал(а):
Су -27 создавался в 70 годы прошлого века и полететь должен был одновременно с F-15,

Сдитесь, два. Когда выдвигались окончательные ТТТ на Су-27, F-15 уже летал.
 
Вот прямо сейчас читаю один из слезливых рассказов Симонова, какие плохие были электронщики и двигателисты (а особенно плохие мы «ясеневцы», неправильно дали данные F-15) которые не только срывали сроки но и не уложились в ТЗ, но коллектив кб героическими усилиями все-таки выполнил ТЗ 1969 г. но в 1981 году, с опозданием на 6 лет, от плана
(самолет хороший, но полететь он должен был 1975 году, а попасть в войска в 1980, а в 1990 должен был быть новый самолет). То что делало КБ в 90 это подвиг и работа с МО не сахар, но даже F-22 вчера но не как не завтра. (ой ли все крыло на С-47 композит или все-таки лонжерон тем более составной, могу вас обрадовать в том что сейчас стоит в ангаре и полетит в этом году пластика по более)
 
oles, я всё равно не понял, ГДЕ здесь отстойность Су-27?
 
oles, либо вы знаете больше чем говорите либо не знаете о чём говорите.
 
Назад