Спать хочется больше, чем жить.

Как вы боретесь со сном.

  • У меня внутренний будильник (или тумблер), когда нужно я сплю, когда нужно бодрствую,никаких проблем

    Голосов: 17 51,5%
  • Для меня это всегда проблема, кто то должен быть рядом, чтобы разбудить.

    Голосов: 4 12,1%
  • Чувство долга и ответственность не позволяют спать, но это ощутимо сказывается на здоровье.

    Голосов: 13 39,4%
  • Я не борюсь, у меня хроническая бессонница.

    Голосов: 4 12,1%

  • Всего проголосовало
    33

uavvua

Старожил
Уважаемые сопесочники, будьте любезны, поделитесь своим опытом и секретами, кто как борется со сном, усталостью в долгих ночных рейсах, в повседневной рутинной жизни члена летного экипажа. Насколько усталость и непреодолимое желание уснуть влияет на безопасность перелетов, как сказывается на здоровье смена часовых поясов и верно ли утверждение, что на Восток всегда лететь легче, чем на Запад?


 
Последнее редактирование:
Реклама
http://denokan.livejournal.com/125956.html

Итак, что мы противопоставляем усталости?

Летая регулярно, организм пилота начинает привыкать к такому расколбасу (хотя это не проходит бесследно для здоровья). Вырабатываешь какие-то "техники", позволяющие подготовиться к ночному полету и перенести его с меньшими затратами. Начинаешь понимать цену предполетного отдыха - даже если ты не смог уснуть, но просто побыл в тишине несколько часов перед рейсом, освободив мозг от потока информации, а тело от физических нагрузок - это уже повышает твою устойчивость ночью.

Тем не менее, перед ночным полетом лучше всего поспать. Есть разные рекомендации, как заставить себя уснуть днем. Например - не выспаться ночью, предшествующей полету. Не могу сказать, что это лучшая рекомендация, но она есть.

По себе заметил, что мне помогает физическая нагрузка в первой половине дня или в обед. После такой нагрузки (фитнесс-клуб, теннисный корт и т.п.) удается лучше заснуть ближе к вечеру. Но я жаворонок по натуре, возможно, что совам такое не подойдет.

В полете стоит отвлекать свое внимание, не концентрироваться на монотонности. Настраивайте частоты приводов, принимайте погоду, ведите CFP. Разговаривайте со своим коллегой по кабине. Пригласите бортпроводника, поговорите с ней/ним о насущном.

В полете надо пить. Пить не то, что подумали читающие меня журналисты, а воду или чай. Я позволяю себе не более одной чашки кофе - и то перед снижением. И обязательно напиток (чай или кофе) должен быть горячим - не знаю, как других, но меня это бодрит.

C научной точки зрения, рекомендуется пить холодную воду. Лично мне это не помогает, но Вам, возможно, поможет.

Меня очень хорошо бодрит смоченная холодной водой тряпка. Я прошу бортпроводника смочить впитывающее полотенце или айсиборьку, и периодически протираю лицо.

Перед началом снижения я выхожу из кабины, разминаю затекшее тело и иду в туалет, где умываюсь холодной водой, после чего направляю на лицо обдув. Это мой личный "текник", который проверен практикой - бодрит.

Да, в течение полета - разминайтесь. Опять же, можно встать из кресла, и сделать пару-тройку приседаний, поворотов. А руки и голову можно размять и в кресле. Не позволяйте крови застаиваться!

Ну а дальше важно дотерпеть до аэродрома - как только начинается процесс захода на посадку, уже не до сна. Т.к. кровь насыщается адреналином и независимо от твоего желания ты становишься бодрячком. Причем, чем сложнее условия на заходе, тем большим бодрячком ты себя чувствуешь.

Важно не есть обильную пищу на ночь, но и не идти в рейс голодным. Бросить курить (сам не пробовал эту гадость и другим не советую) - курение приводит к кислородному голоданию. И, если я лечу вместе с самолетом на высоте 2400м (по давлению внутри салона), то мой коллега-курильщик на километр выше.

А если очень сильно хочется спать и уже совсем невмоготу - то лучше все же поспать. Да, прямо в полете. Это меньшее из зол.

Но для этого следует выполнить кучу предосторожностей - другой пилот спать не должен, он должен быть информирован о том, что ты собираешься подремать. Участок полета должен быть не нагружен, твое кресло отодвинуто, а сам надежно зафиксирован ремнями. Неплохо было бы настроить будильник, причем - обоим пилотам. И в идеальном случае - пригласить бортпроводника в кабину.

Примерно так компании и прописывают процедуры контролируемого отдыха на рабочем месте. Ну а если они в отдельно взятой авиакомпании не прописаны, то, повторюсь, выбирая из двух зол (поспать на эшелоне или заснуть на снижении) наименьшее, следует подобных разумных методик придерживаться. И между делом стучать по голове своему начальству, чтобы оно эту практику узаконило в РПП.

Не ленитесь ходить в отпуск. И в отпуске - отдыхайте. Всех денег не заработаешь, но здоровье всегда дороже. Зачем Вам деньги, если в 45 лет Ваше сердце внезапно остановится?

И еще раз - отдыхайте перед и после рейса. Отбросьте все остальные дела. Отдыхайте.
 
denokan, "Я позволяю себе не более одной чашки кофе - и то перед снижением."

Да, но с кофе не все так просто, как многим кажется, хоть это первое, что приходит на ум каждому, кто хочет спать, но нельзя.
 
denokan Денис, в РЛЭ к Ту-154 было указание пилотам за 10 минут до начала снижения дышать кислородом. Сейчас где-нибудь такое есть?
 
denokan Денис, в РЛЭ к Ту-154 было указание пилотам за 10 минут до начала снижения дышать кислородом. Сейчас где-нибудь такое есть?
Дышать чистым кислородом очень вредно - повышенная его концентрация в организме так же опасна, как и нехватка. Избыток кислорода может привести к слепоте, поражению легких и почек. Не забываете - кислород - это окислитель, отсюда и его название (рождающий кислоту). Еще опаснее самого чистого кислорода - озон. А так, да, весьма освежает, придает сил, прогоняет сон (некоторых, наоборот, избыток кислорода клонит ко сну).
 
Последнее редактирование:
uavvua, я, в общем-то, врач анестезиолог-реаниматолог, и физиология газообмена - часть моей работы.
Про поражение почек - это вас кто-то дезинформировал (я еще и нефролог, кстати)
Любой современный протокол лечения критических состояний начинается с пункта "Нормализуйте проходимость дыхательных путей, начните ингаляцию 100% кислорода"
Безусловно, длительная гипероксия вредна
 
протокол лечения критических состояний
Ну, то критические состояния, там и яды в ход идут в качестве лекарства, никуда не денешься.
Кстати, на американских космических аппаратах в качестве газовой среды раньше использовали чистый кислород. Мало того, что вредно так еще и крайне взрыво/пожаро/масло опасно, потом отказались, как думаете, почему?
 
Реклама
Я же говорю - длительная
При этом, для здорового человека нахождение в среде с пониженным содержанием кислорода (например высокогорье или тот же самолет) является благотворным - организм приспосабливается. адаптируется к пониженному содержанию кислорода, открывает свои резервы. Проверено на себе - находясь практически месяц на высоте почти 3 км (Чимбулак), спускаясь в низ (Алматы), ощущаешь небывалый прилив сил, внутри все бурлит и клокочет, бешеная работоспособность и эйфория... В принципе, все тоже, если быстренько чистого кислорода подышать (недолго!).
 
Последнее редактирование:
Проверено на себе - находясь практически месяц на высоте почти 3 км (Чимбулак), спускаясь в низ (Алматы), ощущаешь небывалый прилив сил, внутри все бурлит и клокочет, бешеная работоспособность и эйфория... В принципе, все тоже, если быстренько чистого кислорода подышать.
Так естественно. На 3 км организм пребывает в хронической гипоксии, всячески стараясь ее компенсировать, а при возвращении кислородный статус нормализуется - вот и эйфория с работоспособностью.
Вообще, у пациентов, хронически пребывающих в гипоксии (астма, ХОБЛ, например) включаются механизмы компенсации. У них выше уровень гемоглобина, выше АД и ЧСС. Чтобы максимально доставить к тканям то небольшое количество кислорода, попадающее через альвеолокапиллярный барьер.
Или индейское племя мокороча в Перу - они постоянно живут на высоте 4000 и выше, у них гемоглобин, ЕМНИП, за 200
 
uavvua, я не пилот, так что не голосую. Но вот после суточных бдений, которые периодически случались, чувствовала себя странновато. Пока не выполнишь задачу( например, сдаёшь экзамен), силы есть, мозг работает прекрасно. Но сразу после выполнения задачи сдуваешься прямо на глазах. То есть, мобилизоваться можно, но не на регулярной основе. А так вообще я сплю мало: засыпаю не раньше 2 часов ночи. Поэтому очень ценю утренний сон. Если встаю раньше 9, то душе нужно некоторое время, чтобы воссоединиться с телом.
 
- В полете я совсем не спал. Не мог позволить - приходилось все время контролировать движение шара, следить за приборами.
- 11 суток без сна? Разве это возможно?
- Только подготовленному человеку. Еще перед одиночными кругосветками на лодке я тренировался и освоил старую технику наших монахов: они брали двумя пальцами ключ и учились отдыхать за ту секунду, пока он падает на землю. В гондоле ключа у меня не было, поэтому я брал ложку. Как только глаза закрывались, она со звоном падала на дно, я просыпался и снова мог работать - за эту секунду успевал восстановиться. Так весь перелет.
 
Лучше всего для "встать вовремя" помогает "раньше лечь спать".
А от кофе меня в сон клонит, если нужно подольше вечером посидеть - только крепкий чай.
 
ExoCore, Ну, за время полета столовых приборов не удавалось отдохнуть, а вот кратковременный глубокий сон, когда совсем проваливаешься без чувств в течении 10-15 минут заменяет полноценный сон, продолжительностью часов восемь. Но, что бы так провалиться, нужно быть уверенным, что рядом сидящие тебя подстрахуют и не дадут убиться.
 
Реклама
Назад