Lukas сказал(а):
и Экзоти десятки лет отдали тех.эксплуатации ЛА - первый на иномарках, второй на отечественной технике.
Так я вот и задумался, не пора ли летать поездами?
При самом, что ни на есть, соответствующем образовании имел дело и с экспериментальными автотракторными ГТД, с корабельными и со стационарными. ГТД он и в Африке – ГТД. Причем есть опыт испытаний, ремонта и эксплуатации.
Так волосы дыбом встали.
Люди, имеющие спец. образование не могут, прикинуть какую мощность съест отключенный ГТД, если его вал будет «крутить» воздушный винт. Про поршневой ДВС вообще молчу, это должен себе представлять любой автолюбитель. Вообще шары были на лоб….
И тем более, "кто о чем", я автоматически прикинул вариант со свободной турбиной. И тут такое удивление от того, что, например, при отключенном двухвальном ГТД турбина начнет работать в режиме компрессора. То, что на выхлопе практически нет сопротивления, дело не меняет: было такое понятие «в узких кругах». Ну, пусть точнее, для широкой публики - турбовентилятора. Но, уж сколько при этом будет отбираться мощности, специалист должен прикинуть. И должен знать, что совсем не фигня. Маловато-то для эффективного торможения наземного транспортного средства. Но когда речь шла об авторотации, при которой, как вы сами написали, важно не потерять частоту вращения винта, уже и свободная турбина будет заметным и явно не нужным тормозом.
Но, уж когда специалисты еще приводят пример одновального ГТД, то, вообще, - туши свет.
Приличным тормозом будет отключенный одновальный ГТД, куда круче турбины двухвального. И я просто не знаю, как там разбираются на многомоторных самолетах при выходе двигателя из строя, но если рабочая частота вращения ротора под двадцать тысяч 1/мин и редуктор должен иметь передаточное отношение не менее десяти, а винт раскрутит ГТД уж на четверть (обратимость не отменишь), то будет совсем не худой «пневмотормоз».
Потом, и еще в прикладном авиационном варианте на одновинтовом вертолете.
Если не разъединить не работающий двигатель и НВ, то будет вращаться, даже не знаю, как он там точно называется, «маленький винт» на «хвосте». Но вот момент-то на приводном валу изменится на противоположный, и будет этот винтик раскручивать вертолет очень даже эффективно в ту же «новую» сторону при сложении моментов.
Так, простите, и с общими вопросами ГТД - "странно", а с прикладными отраслевыми - просто никак.