Сравнительные диаграммы авиатрафика СССР и современности

Aleck, да, карта не полная. Но она и не преследует такой цели. Есть смысл наносить лишь те маршруты, которые коэффициентно толще прочих. Скажем, на половину. Иначе действительно всё посинеет. Для таких диаграмм всегда остаётся вариант делать линии маршрутов разной толщины, в зависимости от трафика. Но тогда теряется читаемость, особенно на малых ореолах.

Выход пока вижу такой: для каждого из размеров, а их всего три–четыре — от стопиксельной превьюхи до фулсайза, делать свою детализацию. Вот на фулсайзе и можно было бы разгуляться по полной. На сегодня же, для бизнес-плана, достаточно 1200-пиксельной картинки, где реально читаемыми и достаточно значимыми останутся связи между республиканскими и краевыми центрами. Как раз и список будет таким, который не лень читать. Примерно как теперь.

Если бы вас не затруднило, для начала, скорректировать сам список — уже было бы обалденное подспорье. Я-то профан по большому счёту.
 
Последнее редактирование:
Реклама
Anton Vladimirovich, у вас есть еще одно измерение - цвет. можно поделить линии на три категории по частоте - рейсы реже ежедневного, ежедневные, более раза в день или более двух раз в день...
в иллюстраторе кажется есть слои? можно в разных слоях выполнить разные уровни детализации, и в зависимости от масштаба их включать-выключать.
к краевым центрам неплохо бы и областные добавить все. но все равно, линия томск-сургут важна, а сургут - не областной центр. так же как и норильск какой-нибудь.
мне тут лично неясно, где провести границу.
 
которые коэффициентно толще прочих

Во-первых, коэффициентно толще, это как раз то, чего у Вас нет: Ленинград-Мурманск, Ленинград-Архангельск, Ленинград-Симферополь, Омск-Иркутск, Хабаровск-Петропавловск-Камчатский, Хабаровск-Владивосток, Красноярск-Абакан, Красноярск-Норильск, Тюмень-Нижневартовск, Тюмень-Сургут, Челябинск-Новосибирск и т.п. Во-вторых, чё у Вас Куйбышев делает между Омском и Новосибом?
 
Юрий Ступин, вот эти два файла MS Excel — это кажется то самое, что нужно. Большое спасибо, полезу лопатить.

---------- Добавлено в 12:30 ----------

Mechanic, цветами бы играть хотелось только в крайнем случае. А то много чего печатать на монохроме придётся. Слои — да, штука полезная и применяется конечно же. Так что это как раз подойдёт для создания диаграмм различной степени детализации.

Aleck, да, верно: нитки толще не показаны. Принципиально важно лишь само их наличие. Вот за что я опасаюсь — это за отсутствие важных. Вот тут ваша помощь и была бы неоценимой. А насчёт толщины, то субъективно она выразится в наличии нескольких размеров диаграмм. На малых будут только основные (республики и края), а на крупных уже с подробной детализацией.

За исправление чисто географических ошибок — отдельное спасибо.
 
чё у Вас Куйбышев делает между Омском и Новосибом

У нас есть тут районный центр в н-ской области - городишко Куйбышев, тысяч на 50 населения, ровно посередине между Омском и Н-ском. Водку там когда-то хорошую делали и гептил :) Аэропорта я там что-то не припомню.

http://ru.wikipedia.org/wiki/Куйбышев_(Новосибирская_область)
 
Последнее редактирование:
Однако тенденцию косвенно можно отследить и по статистике аэропортов. Скажем, динамика удельного веса МАУ в общем объёме пассажирских перевозок весьма показательна. В приложении - пара таблиц по этому вопросу. Увы, сведения о самом интересном периоде - второй половине 80-х - отсутствуют.

Юрий Ступин, а в этих таблицах данные только по отправке пассажиров, без учета прибывающих?
 
...Раньше были еще кажется в Иркутск, в Новосибирск было штук 8 в день, Омск был кажется, Улан-Удэ, но это уже так, не уверенно вспоминается... Алма-Ата и/или Ташкент...
Конец 1970-х - начало 1980-х в Томске были: АН-24 Томск - Семипалатинск - Алма-Ата (ходил ли он куда то далее Алма-Аты - уже не припомню), ТУ-134 Томск - Павлодар - Балхаш (?-опять точно не припомню, но посадка там вроде бы была) - Фрунзе. Тогда же был транзитный АН-24 Красноярск - Томск -Омск - Целиноград. А в Новосибирск рейсы были как в "Городской" (бОльшая часть), так и в "Томачево".
 
Реклама
Я конец 70-х не помню по не зависящим от меня причинам, я в 79 тока родился :) А в конце 80-х - к сожалению, не очень четко припоминаю - были прямые рейсы на Ташкент или Алма-Ату, на Ту-154 даже что-то было. Помню, потому что в Душанбе надо было добираться, и выбор был между Томск-Новосибирск-Душанбе и Томск-(Алма/Ташкент)-Душанбе. Помню также какой-то рейс с посадкой в Алма-Ате, когда из самолета выходили, но так и оставались на поле неподалеку на время заправки :). И это точно рейс из Томска был (я тогда ногу травмировал и хорошо помню посадку в самолет в аэропорту). Также помню совершенно точно прилет из Ташкента в Томск прямым (Душанбе-Ташкент на Ту-154 тоже запоминается, эдакий прыжок через горы :).

Далее, из Томска были Семипалатинск и Усть-Каменогорск на Ан-24 и Як-40.
 
Я конец 70-х не помню по не зависящим от меня причинам, я в 79 тока родился...были прямые рейсы на Ташкент или Алма-Ату, на Ту-154 даже что-то было
К сожалению я в 1983г. покинул Томск. А в указанные мной выше времена в Ташкент (ИЛ-62), Душанбе, Ленинанабад (ТУ-134) мои знакомые летали через Толмачево. Да, кстати, мне еще рассказывали, что где то на рубеже 1990-х гг.непродолжительное время в Томск ходил рейс из Караганды (АН-24). Хотя лично мне не пришлось видеть этот рейс в расписании - жил я тогда уже далеко и от Караганды и от Томска. И, напоследок, ЕМНИП, был рейс до Братска - именно туда по моему паспорту в 1980г. летел из Томска мой друг. Хотя это мог быть и Иркутск - точно уже не помню.
 
А, кстати, подскажите. Как в советской и мировой практике считался пассажиропоток аэропорта? Брались только отправленные пассажиры или все вместе (вылет + прилет + транзит)?
 
А, кстати, подскажите. Как в советской и мировой практике считался пассажиропоток аэропорта? Брались только отправленные пассажиры или все вместе (вылет + прилет + транзит)?

И так, и так. Данные, которые я привёл, расчитаны Госкомстатом и Росстатом и отражают вклад отдельных аэропортов в работу воздушного транспорта страны (объём пассажирских перевозок). Для этого, конечно, нужны только отправления (иначе двойной счёт получится). Ну, а работу аэропорта "самого по себе" больше характеризует, конечно "оборот", т.е. прибывшие + убывшие.
 
Дабы уменьшить количество споров о рейсах в наше время, выкладываю расписание по России за 2009-2010 гг.:


Надеюсь, данная информация поможет в установлении истины.
По поводу карты и диаграмм: Еще с детства чертил подобные маршрутные сетки. Очень быстро стало понятно, что создание карты общего траффика СССР, нереально, поскольку графическое изображение маршрутной сети даже одного крупного аэропорта выглядит настолько густо, что добавлять еще что-либо, просто уже не имеет смысла. В каком-то из учебников географии СССР, была подобная карта, где маршрутные отрезки были разной толщины (по размеру пассажиропотока). Карта была маленькая и направлений было есс-но немного.
Мне кажется, что если уж есть такая цель - то можно составить карту наиболее загруженных маршрутов, для чего произвести сравнительный расчет потенциального пассажиропотока на различных линиях.
Сделать это можно,например, таким образом:
в 1991 году (его мы берем, как год наибольшего пика перевозок советского периода), к концу лета на линии, к примеру, Москва - Сочи - 8 рейсов, все - ежедневно, выполнялись на Ил-86. Т.е. потенциальный пассажиропоток составлял 8 Х 7 Х 350 = 19600 пасс. в неделю.
Подсчитав пассажиропоток на других линиях, можно составить некий рейтинг самых загруженных маршрутов советского периода, а также сравнить с нынешними объемами перевозок.
 
Интересно, а откуда такой большой транзит в Ташкенте? Больше, чем в Новосибирске и Красноярске?
 
в 1991 году (его мы берем, как год наибольшего пика перевозок советского периода)
Немного неверно: пиком принято считать 1990 год.
Вообще тема интересная. Правда, я часто встречал на форумах, когда некоторые участники обсуждения, путаются с понятиями. Одно из самых распространенных: сравнивают число пассажиров, перевезенных Аэрофлотом в рамках СССР (т.е. фактически СНГ), с числом пассажиров, перевезенных только авиакомпаниями РФ, хотя, понятно, следовало бы тогда брать показатель СНГ. Чуть реже, но все-таки встречается, - это когда сравнивают пассажиропоток, с пассажирооборотом, что не одно и то же.
Что самое интересное, если брать за основу показатель - количество перевезенных пассажиров, то есть, пассажиропоток, то по предварительным подсчетам в 2010 г. авиакомпании перевезли порядка 75 млн. пассажиров. в т.ч. 57 млн. на регулярных рейсах, если же брать СНГ, то получается порядка 115 млн (например, украинскими авиакомпаниями перевезено 6,1 млн.). То есть, относительный "рекорд" 1990 года уже превзойден, и хотя официальная цифра 1990 года говорит о 138 млн. пассажирах Аэрофлота, на самом деле, в это число входила не только полезная нагрузка (по альтернативным оценкам - 108 млн.), сейчас же принято считать только платных пассажиров. Другое дело, что изменилась структура самих перевозок, т.е. соотношение числа пассажиров, перевезенных на внутренних и международных линиях.
Для точного сравнения не следует забывать и о том, что возросло число перевезенных пассажиров иностранными перевозчиками, ибо во времена СССР иностранцы были допущены летать лишь в несколько портов. То есть, на самом деле суммарно (по числу отправок из аэропортов - как в принципе и считали в СССР) поток сейчас вполне может быть выше, чем был, беда лишь в том, что распределен он уж очень непропорционально.
В Авиатранспортном обозрении есть как раз аналитическая статья на эту тему.
 
Последнее редактирование:
Интересно, а откуда такой большой транзит в Ташкенте? Больше, чем в Новосибирске и Красноярске?

Вероятно, дело в том, что тогда было мало прямых рейсов из других городов Узбекистана. И пассажиры летали в основном через Ташкент. А вообще, Ташкент был своего рода хабом для всей Средней Азии.

То есть, на самом деле суммарно (по числу отправок из аэропортов - как в принципе и считали в СССР) поток сейчас вполне может быть выше, чем был, беда лишь в том, что распределен он уж очень непропорционально.

Если считать только отправленных пассажиров, то статистика во многих местах получается еще более грустная. Например, в прошлом году из Толмачево было отправлено немногим больше миллиона человек. Из Северного рейсы практически не выполняются. А в 1980 году объем отправления по Новосибирску в целом был больше 2 млн. пасс. А ведь 80-й год - далеко не самый максимум перевозок.
Кроме того, сейчас значительно снизилась доля людей, пользующихся воздушным транспортом. Но одновременно некоторая часть стала летать чаще. Хотя в цифрах это может быть и незаметно. Например, раньше 10 человек совершали по одному полету каждый в течение года. А сейчас один человек за тот же год выполняет 10 полетов. Для статистики это одно и то же, а качественно картина совершенно другая.
 
Реклама
по предварительным подсчетам в 2010 г. авиакомпании перевезли порядка 75 млн. пассажиров. в т.ч. 57 млн. на регулярных рейсах

Простите, а откуда цифра 75 млн.? По крайней мере, в 57 млн. точно включаются нерегулярные перевозчики, получается, 18 млн. - чартеры регулярных перевозчиков, что ли? Не многовато ли?

если же брать СНГ, то получается порядка 115 млн (например, украинскими авиакомпаниями перевезено 6,1 млн.)
Т.е. по быв.СССР вне России получается 40 млн. (даже если цифра 75 млн. верная).

Вот что по есть по странам:
Украина - 6,1 млн.
Казахстан - 3401,2 тыс.
Армения - 1664,4 тыс.
Белоруссия - 1,0 млн.
Молдавия - 649,2 тыс.
Киргизия - 464,1 тыс.

По другим странам данных пока нет, приблизительно (исходя из данных предыдущих лет и оперативной информации за часть 2010):
Грузия - 0,2-0,3 млн.
Азербайджан - 1,2 млн.
Таджикистан - 0,8 млн.
Эстония - 0,7 млн.
Латвия - 3 млн.
Литва - 2 млн.

По Узбекистану и Туркмении данных нет никаких.

Итого получается порядка 25 млн. чел. по всем странам. Но никак не 40.
 
Назад