Статья откровенно по радовала!

Катя

Сибирячка
Небесный персонал
Мы чаще пользуемся красивыми словами вроде «стюардесса» или «стюард», заимствованными из английского языка. Официально же эта должность - вне зависимости от пола того, кто ее занимает,- называется «бортпроводник». Выбор заимствованного термина, возможно, связан с романтикой дальних странствий и высоких технологий, которой овеяна эта профессия, если верить фильмам и книгам. Однако многие из нас, попав в самолет, начинают считать бортпроводников чем-то средним между официантами и горничными или даже «девушками по вызову». На самом деле главная функция бортпроводника - обеспечение безопасности пассажиров.
Обезопасить
Забота о безопасности на борту начинается с проверки состояния дверей. На современных самолетах они имеют два режима - стандартный и аварийный. В аварийном двери открываются быстрее, при этом автоматически надувается трап. На рейсах многих авиакомпаний перед взлетом и после посадки капитан или старший бортпроводник отдает по громкой связи команду об открытии или закрытии дверей, которую слышат и пассажиры. Момент этот, скорее, психологический: вслух команда отдается для того, чтобы пассажиры убедились, что об их безопасности заботятся.
Далее следует надоевшая всем часто летающим пассажирам процедура зачитывания правил поведения на борту, демонстрация ремней, кислородных масок и жилетов. Перед взлетом и снижением бортпроводники обязаны заставить всех пассажиров пристегнуться, привести спинки кресел в вертикальное положение и убрать откидные столики. В случае упорного нарушения пассажиром правил поведения капитан корабля, который в соответствии с Воздушным кодексом РФ является на борту самолета практически монархом, имеет право просто снять человека с рейса. Не так давно отказ выключить телефон на борту британского самолета довел гражданина России до суда и штрафа в $4 тыс. Еще жестче законы в Азии: там чрезмерно буйное поведение на борту может окончиться для пассажира тюремным заключением. Причем европейская или азиатская полиция обычно существенно отзывчивее к заявлениям экипажа, чем российская милиция.
Кроме того, многие авиакомпании имеют своеобразные «черные списки»: попавшим однажды в них пассажирам просто не продадут в будущем билет. Не так давно эту практику ввел и «Аэрофлот».
Кстати, наивно думать, что у западных перевозчиков нет способов заставить нарушителя-россиянина выплатить штраф: информация передается в посольства, и должнику могут просто не выдать в следующий раз визу.
Необходимая часть работы бортпроводников - периодические тренинги по действиям в экстремальной ситуации. Причем по каждому типу воздушного судна, для которого аттестован бортпроводник. За рубежом приходится учиться и в том случае, если авиакомпания осваивает новый тип самолета: расположение и конструкцию дверей, оборудование кухни и т. п. нужно изучать «на натуре», которой в России пока просто нет. Для получения полноценного опыта спасения в условиях аварийной посадки этого, конечно, мало: настоящих спасателей учат и тренируют годами. Однако тренинг дает достаточные навыки обращения с оборудованием.
Заботой о безопасности продиктовано и внимание представителей авиакомпании к ручной клади пассажиров: ее размеры и вес ограничивают ради того, чтобы чемоданы и сумки могли разместиться в специально предусмотренных для этого местах - под впереди стоящим креслом или на верхней полке. Следить за этим - тоже обязанность бортпроводников.
В европейских авиакомпаниях проводник обязан найти место для ручной клади, если полки рядом с вашим креслом заняты, а положить сумку под кресло вы по каким-то причинам не мо жете (например, это запрещено в ряду кресел около запасного выхода). Обычно такое место находится в гардеробе или в менее загруженном бизнес-классе. В некоторых российских компаниях степень услужливости часто зависит от личных взглядов и настроений конкретного сотрудника, а также от настойчивости пассажира. Решить проблему с багажом, который может понадобиться пассажиру после регистрации, но до посадки, дает возможность услуга по сдаче багажа прямо у трапа. Она есть у многих европейских компаний.
Накормить
За один рейс каждый бортпроводник обслуживает в среднем 40-50 пассажиров эконом-класса. В «высоких» классах норма меньше, но и обслуживание сложнее.
Стоит сразу отметить, что наличие «кормежки» зависит не от продолжительности перелета, а от политики авиакомпании: иногда для снижения стоимости билета еду не предлагают вовсе или предлагают за деньги (в Европе к этому относятся с пониманием).
Разнос еды и напитков пассажирам авиалайнера - не самая простая задача для бортпроводников. Даже сейчас, когда питание доставляют на борт в виде уже готовых к раздаче подносов. Это огромный шаг вперед по сравнению с 60-ми годами прошлого века, когда стюардессам «Аэрофлота» приходилось прямо в самолете вскрывать банки с тушенкой и зеленым горошком и раскладывать еду по тарелкам. Однако и теперь горячие блюда нужно разогреть в специальной духовке. Чтобы делать это было удобно, они упакованы в так называемые касалетки из фольги. Большинство компаний предоставляет пассажирам на дальних рейсах выбор из двух-трех блюд, и, чтобы их различать, касалетки помечены наклейками разного цвета.
Запас еды обычно ограничен: по инструкции борт-питание должно загружаться в самолет по числу пассажиров (хотя обычно экипаж старается подстраховаться и по возможности взять чуть больше порций). Но все равно не исключено, что любимой вами рыбы именно вам и не достанется. Это случается даже в бизнес-классе, и жаловаться тут бессмысленно. Можно обезопасить себя и к тому же получить возможность выбирать блюда из гораздо более обширного меню, заказав спецпитание при покупке авиабилета или бронировании места. Большинство компаний, в том числе и российских, предлагает в дополнение к стандартным комплектам вегетарианское, постное, кошерное и несколько разновидностей диетического питания - всего их бывает до нескольких десятков. Теоретически, это дает гарантию, что заказанная вами еда будет на борту и кроме вас ее никто не получит. Причем такая замена абсолютно бесплатна. Обычно авиакомпании требуют заказывать специальную еду не менее чем за 24-48 часов до вылета и напоминать о заказе при регистрации.
деле ошибки случаются и в случае спецзаказа. Бортпроводник обязан сделать все возможное, чтобы обеспечить максимально подходящую замену. Но вполне может быть, что и он окажется бессилен. Единственное, что тут можно сделать,- написать жалобу в соответствующую службу авиакомпании (специальные формы для претензий обычно есть на борту). Ответ гарантирован, а вот компенсация за ущерб встречается реже. Устраивать «разборку» на борту имеет смысл разве что для эмоциональной разрядки.
Недовольство количеством и качеством стандартных порций также нецелесообразно высказывать экипажу. Особенно на чартерных рейсах. Если на регулярных рейсах уровень питания определяет сама авиакомпания, то на чартерах этот вопрос находится в компетенции заказчика: на курортных направлениях это туроператор, который ради снижения стоимости туров экономит на всем. Вопрос с количеством еды можно решить, попросив у стюардессы дополнительную порцию. Иногда, если кто-то отказался (такое часто бывает при ночных перелетах) или есть запас, лишнюю порцию еды дадут просто так. Премии за «сэкономленную» еду у экипажа все равно не предусмотрены, так что нет смысла отказывать при возможности порадовать клиента. Продажа за деньги - как правило, личная инициатива проводника, за которую его могут и наказать.
Если еду стали разносить в то время, когда вы спите, то в эконом-классе вас, скорее всего, разбудят вопросом, будете ли вы есть. В бизнес-классе подождут, когда вы проснетесь, или спросят перед взлетом, планируете ли питаться вообще. Что бы зря не беспокоить пассажиров, «Аэрофлот», например, выдает наклейки, которыми пассажир может выразить просьбу разбудить его на кормление или во время продажи товаров «дьюти-фри».
Если же по каким-то причинам вас не разбудили, то, проснувшись, вы можете попросить еду у бортпроводников. Они не откажут, если пища осталась и до снижения самолета еще есть время.
Что касается напитков, то безалкогольные можно требовать в любом количестве. Норма алкогольных напитков на человека опять же зависит и от авиакомпании, и от класса обслуживания. В среднем на пассажира отпускаются от 180 до 250 граммов вина или одна-две банки пива на одну кормежку. В некоторых авиакомпаниях запрещено пить крепкие алкогольные напитки, принесенные с собой или купленные в магазинах «дьюти-фри». На любом рейсе бортпроводник имеет право отобрать у пассажира его собственный алкоголь до конца полета.
Для того чтобы стать бортпроводником, достаточно среднего образования и нормального физического состояния. Без знания анг лийского языка на разговорном уровне путь в бортпроводники, скорее всего, будет заказан; очень приветствуется знание и других иностранных языков. Иногда встречаются дополнительные требования по росту и весу: скажем, сейчас «Аэрофлот» рад видеть в своих салонах девушек ростом от 160 до 177 см с размером одежды до 46-го и юношей ростом от 170 до 185 см с размером одежды до 52-го. Такие «массо-габаритные» ограничения встречаются и у других компаний. Склонность к полноте не приветствуется как по эстетическим соображениям, так и в качестве косвенного признака неполного здоровья. Да и вообще, соблюдение требований к размерам продиктовано необходимостью: с одной стороны, салоны и кухни не слишком просторны, с другой - работник не должен испытывать сложностей, когда ему нужно дотянуться до верхней полки. Как правило, возраст соискателей ограничен 18-30 годами. Кандидаты в бортпроводники проходят медицинскую комиссию. Требования чуть менее жесткие, чем для пилотов. К профнепригодности приводят практически любые хронические заболевания, от гипертонии до психических расстройств, не говоря уже о болезнях сердца или проблемах с опорно-двигательным аппаратом.
 
Реклама
да.. грамотно написанная статья... но хочу заметить, для многих в прочем это не секрет, порой бортпроводники ведут себя откровенно по-хамски, выражая свое презрение и к наземному персоналу и к пассажирам...
 
boeing сказал(а):
да.. грамотно написанная статья... но хочу заметить, для многих в прочем это не секрет, порой бортпроводники ведут себя откровенно по-хамски, выражая свое презрение и к наземному персоналу и к пассажирам...
Таким поведением оличаются не только некоторые бортпроводники, но и люди других профессий, которые по-идее должны быть образцом вежливости и услужливости...
 
boeing сказал(а):
выражая свое презрение и к наземному персоналу

отучиваются хамить, когда ты у них самолёт начинашь принимать с "замечаниями"...потом сразу приветливыми становятся.
 
Назад