Судьба экипажа Ли-2 б/н Х-646 (не уверен в цифрах) во время ВОВ

    vetalgve

    Новичок
    Судьба экипажа Ли-2 X-360, Х-362, Х-386 СССР, во время ВОВ 43-47 год

    Вероятные номера Х-360 СССР,Х-362 СССР и Х-386 СССР или другой.Это была хозяйственная (обслуживающая лагеря) авиация НКВД в починении ГУЛПС (Главное управление лагерей промышленного строительства). Прошу откликнуться кто что либо знает слышал о экипаже самолета Ли-2, который во время ВОВ выполнял рейсы Внуково-Новосибирск-Челябинск, Внуково- Челябинск, Челябинск-Самтреди-Внуково, проводил аэрофотосъемку крупнейшего танкового сражения под Прохоровкой т.д. Советский Дуглас вроде как был прикреплен к Челябметаллургстрою.Экипаж состоял из Командира, второго пилота, штурмана-радиста, бортмеханика в последствии в 42-43 году появился 5-й член экипажа мой отец в помощь бортмеханику до 47 года. Его взяли с завода Челябметалургстрой из цеха по ремонту двигателей иностранной техники.По документам архива Челябметалурстроя про самолет ничего неизветстно.Возможно он числился в хозотделе.Самолет часто бывал во Внуково тогда это был военный аэродром.К сожалению Ф.И.О. членов Экипажа не сохранились в памяти отца. Его имя Евгений было ему тогда 20 лет.Он родился в 1923 году. По окончании войны самолет передали на завод в Кыштым другому экипажу. Прежний экипаж демобилизовали.Если у вас есть информация про имена фамилии членов экипажа и о том где числился самолет прошу мне написать на email vetalgve@mail.ru Добавлю что летную переподготовку а может и подготовку пилоты проходили в одной из школ Свердловска. Наверное там готовили пилотировать Советскими Дугласами Ли-2.Самолет из Самтреди (Черное море)перевозил в т.ч яблоки в аэропорт Внуково.Один раз с трудом взлетел из за перегруза. Летал на Демидовские заводы забирать запчасти для оборудования. В экипаже в военной форме был только один и у него были награды.
     
    Последнее редактирование:

    vetalgve

    Новичок
    Смасибо за ответ. Отцу 88 лет трудно точно номер запомнить но то что буква Х это точно(Они щутили между собой "Пошли на Х") и три цифры и самолет прикреплен за челябметалургстрой и бывал во Внуково. А у кого он стоял на учете? Я побывал в музее Внуково. Оставил запрос по личному составу Архив Гражданского Флота Москва Ленинградский Проспект 37/1. Затем РГА Экономики Москва, ул. Большая Пироговская, 17, Фонд 9527 ГУГВФ Опись Фонда 5, где так же часть архива. Но не нашел ссылки на номера с "Х" вообще. Правда не посмотрел еще документы Уральских ГВФ. Возможно там что нибудь будет. Номер у самолете был с 42(43) г. Потом был передам в Кыштым где номер могли поменять это 1947 год. Если вам известно где я могу посмотреть информацию по номерам или запросить буду благодарен.
     
    Последнее редактирование:

    Историк

    Старожил
    Надо начать с выяснения, в каком министерстве служил ваш отец. Номеров типа СССР-Х... вообще не должно было быть среди самолетов, относившихся к ГУ ГВФ. Соответственно в архиве документов ГУ ГВФ искать смысла нет. Выясните министерство - уже будете знать, в каком архивном фонде искать.
    А Челябметаллургстрой - это явно не подразделение Гражданского Воздушного Флота
     

    vetalgve

    Новичок
    Если бы я это знал то не писал бы наверно на форуме. Спасибо любая информация мне поможет
     
    Последнее редактирование:

    parfaits

    Старожил
    Номеров типа СССР-Х... вообще не должно было быть среди самолетов, относившихся к ГУ ГВФ.
    переданные, но не перерегистрированные. Вероятно, их было немного, но были, например:

    Х-56 (1840605) - Северного Управления
    Х-112 (18427810) - тоже СУ
    Х-471 (7524)
    Х-1080 (18432304) - Латвийской а/г
     

    Историк

    Старожил
    ЕСЛИ БЫ Я ЭТО ЗНАЛ ТО НЕПИСАЛ БЫ НАВЕРНО НА ФОРУМЕ. СПАСИБО ЛЮБАЯ ИНФОРМАЦИЯ МНЕ ПОМОЖЕТ
    Совсем нетрудно было - меньше минуты у меня заняло. Вот пожалуйста - Челябметаллургстрой подчинялся НКВД СССР
    http://www.book-chel.ru/ind.php?what=card&id=4422
    Вобщем-то, именно это я и ожидал найти, т.к. номера СССР-Х... присваивались самолетам НКВД (МВД) СССР
    Из этого следует, что в архиве экономики искать вам нечего - надо обращаться в архив МВД.
     

    vetalgve

    Новичок
    К этому времени имею неболшой опыт переписки с архивом Главного Управления Внутренних дел по Челябинской Области отдел спецфондов ИЦ ГУВД по Челябинской области (ГУВД по Челябинской области) Информационный центр 454000, г. Челябинск, ул. Елькина, 34 тел.268-87-25, факс 268-88-16 Но пока без результата. Переписка продолжается.

    ---------- Добавлено в 18:11 ----------

    Может оказаться что самолет просто выполнял отдельные задания для Челябметалургстроя. Так к примеру как объяснить такое спецзадание: Командиром Карабля было получено задание провести аэрофотосъемку Сражение под Прохоровкой — сражение между частями германской и советской армий в ходе оборонительной фазы Курской битвы. Считается одним из крупнейших в военной истории сражением с применением бронетанковых сил. Произошло 12 июля 1943 года на южном фасе Курской дуги. для выполнения этого задания они вылетили во Внуково,где загрузили специальное оборудование с специалиста по съемке военного редактора газеты. Кроме их экипажа по наблюдениям отца съемку производили и другие самолеты ему незнакомые получившие аналогичные задания. (В ходе последних поисков появилась версия , что это для газеты "За Сталинский металл" 1943,1944 годов надо просмотреть, чтоб убедиться0
     
    Последнее редактирование:

    Micro

    ШпиЁн
    vetalgve, если вдруг найдете номер и данные по самолету, дайте знать, пожалуйста.

    P.S. Текст прописными буквами неудобно читается.
     

    vetalgve

    Новичок
    Нашел поисковиком "Катастрофа П-5 авиаотряда Дальстроя НКВД СССР близ пос. Зырянка ...
    Катастрофа П-5 авиаотряда Дальстроя НКВД СССР близ пос. Зырянка (борт СССР-Х367)
    , 08 января 1944 года. // AirDisaster.ru - авиационные происшествия, ...
    www.airdisaster.ru/database.php?id=788 - Сохраненная копия " Может кто подскажет куда правильно сделать запрос если как выяснилось не знаю правильного номера но борт номер начинается с Х- и три цифры. Аэропорт приписки скорее всего Челябинск. По этой авиакатострофе сведения из Гос. архив Магаданской области так на сайте написано .А Куда в какой авиаотряд мог входить самолет из Челябинска. Члены семей экипажа жили в Челябинске.
     
    Последнее редактирование:

    Историк

    Старожил
    А вы что вообще хотите получить, как конечный результат? Узнать о дальнейшей биографии сослуживцев вашего отца? Если да, то зачем вообще искать самолет? Ваш отец хотя бы фамилии своих сослуживцев помнит? Раз они жили и работали после войны в Челябинске, то, наверное, есть смысл обратиться с запросом в Государственный архив Челябинской области (контактная информация легко находится поисковиком). Закажите архивную справку по этим людям, должны сделать.

    Что касается самолета, раз вы говорите, что он принадлежал Челябметаллургстрою, то и приписан был к авиационному отряду (или могла называться "авиационная группа") Челябметаллургстроя. Данные о самом самолете могли сохраниться в архиве Челябметаллургстроя.
    Что то может быть (как по людям, так и по самолету) в архиве МВД России в Москве. Только, скорее всего, этот архив открыт не для всех. Ничего не могу сказать по поводу возможной работы с ним.
     

    vetalgve

    Новичок
    Фамилии не помнит вернее называет одну Краснов командир. Но скорее он и в номере ошибся может не правильно. Не помнит даже имена. Самолет был один и летал в одиночку. Найдя самолет который был в Челябметалургстрое могу найти косвенные ссылки или свидетельства что отец летел на этом самолете. Отца Мобилизовали со школьной скамьи через еткульский РВК Челябинской области на завод Челябметаллургстрой в цех по ремонту импортной техники откуда его забрали в экипаж самолета совершенно случайно так сложилась его судьба с легкой руки начальника цеха. Я хочу получить данные по которым можно было подтвердить факт того что он был бортмеханником самолета ЛИ-2 примерно с (42?)43-го по 47 годы. С архивом Челябинска и Челябинского УВД спецфондом веду переписку. Будет результат напишу.Пока только в его автобиографии нашли ссылку на самолет с буквой "Х" он думал, что это значит Хозотдел так написал в биографии. Я пока ее не видел копию запросил.
     
    Последнее редактирование:

    Стипан

    Старожил
    Пока только в его автобиографии нашли ссылку на самолет с буквой "Х" он думал, что это значит Хозотдел так написал в биографии.
    Это можно сказать верно.

    В 1932 году был издан приказ "Опознавательные знаки основных владельцев гражданских воздушных судов Союза ССР" от 14 агуста 1932 года, утвержденный А. Гольцманом. Литер Х присваивался по приказу "Наркоматам и хозорганизациям", соответсвенно Х-означало расшифровку Хозяйственный. Помимо авиации НКВД, литер Х, носили очень часто самолеты "Главрыбы" - (Наркомат рыбной промышленности). Но в данном Вашем случае имеется ввиду авиация НКВД.

    Во время ВОВ были следующие Ли-2 с интересующим Вами литером: СССР-Х360, СССР-Х362 (с марта 1943 г), СССР-Х386 (с мая 1944 года). Также был С-47 СССР-Х361 (с марта 1943 г) в авиации Дальстроя НКВД. Хотя и не исключено, что были и другие. Кроме того указанный Вами номер СССР-Х346 принадлежал По-2.

    П.С. Ждем от Вас номера самолета, если это проянится. Очень интересно.
     

    vetalgve

    Новичок
    То что самолет Ли-2 сомнений нет. Так как он обслуживал звездообразные американские двигатели переодически протягивая на них целиндры.Рубашку их разогревали через специальные шланги перед полетом.Да и название "Советский Дуглас" лишнее подтверждение этого.Он указывал на номер 646 первоначально но я уже склоняюсь по вашей маркировке скорее Х 363 или Х 343, но это обязательно должен быть Ли-2 и если он имеет отношение к Челябинску а затем к Кыштыму.

    ---------- Добавлено в 09:54 ----------

    На сегодняшний день мой поиск может быть успешным только если по номеру или конкретному самолету можно будет найти экипаж. Мне кажется что в тему реестр.Но возможно я не прав.
     

    vetalgve

    Новичок
    "За Сталинский металл".

    Может оказаться,что самолет просто выполнял отдельные задания для Челябметалургстроя. После поисков в архиве ГАРФ и других источников нашел, что была газета "За Сталинский металл". Выпускалась она на Челябинском металлургическом заводе. И вероятнее всего поступило задание отснять Прохоровское сражение для газеты металлургов. Для этого во Внуково был принят на борт Ли-2 фотокореспондент с соответствующей аппаратурой. Но об этом я могу только догадываться так как в Москве номеров этой газеты нет. А поехать в Челябинск пока не случилось.
     

    Стипан

    Старожил
    vetalgve, по-поводу регистраций СССР-Х... , кроме авиации ГУЛАГ и треста Главрыба, данную регистрацию использовали Лесная авиация, Башнефть, Востокнефть, институт метрологии в Ленинграде и даже газета Известия. Но это было все до войны. В годы войны Аэрофлот стал ГВФ с ОАГ.

    А теперь думаю Вам очень сильно помогу. Разберем все Ли-2 с регистрацией СССР-Х...
    Все три Ли-2 СССР-Х360, Х362, Х386 были оказываются в подчинении Танкопрома. Все встает на свои места. В Челябинске как раз делали танки.
    Искомый Вами Ли-2, это либо СССР-Х360 или СССР-Х362. Думаю второй, т.к. Вы изначально давали номер 346, согласитесь, что 360 более запоминается, а 362 и 346 легко перепутать. Касаемо Х386, то он в Танкопром поступил только в мае 1944 года, т.е. не вписывается в описываемый Вами период.

    Удачи в дальнейших поисках.
    П.С. Попробуйте поискать еще через Танкистов номер самолета.
    П.П.С. Результаты поиска очень интересны. Пишите здесь результаты.
     

    vetalgve

    Новичок
    "За сталинский металл"

    "было получено задание провести аэрофотосъемку"

    После дополнительных поисков, пришел к выводу , что это для газеты "За Сталинский металл", номера газет просмотреть не могу даже не знаю в каком архиве их найти.

    ---------- Добавлено в 09:02 ----------

    vetalgve,
    А теперь думаю Вам очень сильно помогу. Разберем все Ли-2 с регистрацией СССР-Х...
    Все три Ли-2 СССР-Х360, Х362, Х386 были оказываются в подчинении Танкопрома. Все встает на свои места. В Челябинске как раз делали танки.
    Искомый Вами Ли-2, это либо СССР-Х360 или СССР-Х362. Думаю второй, т.к. Вы изначально давали номер 346, согласитесь, что 360 более запоминается, а 362 и 346 легко перепутать. Касаемо Х386, то он в Танкопром поступил только в мае 1944 года, т.е. не вписывается в описываемый Вами период.

    Спасибо огромное. недавно получил подобный ответ на полярной авиации, но не предал ему значение так, как посчитал что это не все номера, а есть еще номера ведомственной авиации МВД (НКВД) Гулага.(СССР-Х360 зав. № 1846804, владелец НК Средмаш, дата регистрации 18.03.1943, позднее был перерегистрирован на СССР-Л3942, затем СССР-Л4100.

    СССР-Х362 зав. № 1847001, владелец НК Танковой промышленности, дата регистрации 18.03.1943, позднее был перерегистрирован на СССР-Л4101.) Но после вашего ответа призадумался может и впрямь танкисты. Кировский танковый завод г. Челябинск. Попробую разобраться где поискать. Результат сообщу.

    В Экономическом Архиве на Б.Пирогвке нашел донесение "Основные показтели аварийности авиаподразделений министерств и ведомств за 1947 г. в сравнении с 1946 г. таблица 1. Фонд 3527, опись 2, Ед. хр. 175, стр. 43. Сдесь информация косвенно подтверждающая слова отца о аварийной посадке в Краснодаре из за замасливания до кабины 1946 год. А так же неисправности двигателя в 1947 г. Но документов к этой таблици найти не удалось. Сдесь сказано п.12 Главпромстрой МВД СССР авария моторов 1946 год одна 1947 год одна. Всего проишествий 1- 1946, 1-1947. общий налет часов до поломки 1946 г.-1675, в 1947-845 часов. Погибших нет. Тип самолета не указан. Похоже это искомый самолет. Есть еще один самолет очень похожий см файл. на сайте http://dream-air.ucoz.ru/_fr/4/1045445.jpg. В этой таблице, самолет принадлежал Гланому управлению лагерей МВД СССР. Вот бы их номера и Ф.И.О экипажей. Сам экипаж и члены семей жили в Челябинске. Когда самолет прилетал выходили его встречать. Т.е жили рядом с аэропортом. Командир махал крылом перед посадкой.
     
    Последнее редактирование:

    Стипан

    Старожил
    vetalgve, спасибо за уточнения из гос реестра ВС СССР. Значит СССР-Х360 был за НК Среднего машиностроения. Осталось выяснить к кому относился Челябметалургстроя к НКСМ или НКТП. Тогда и станет известен номерок.
    Касаемо Ли-2 в НКВД, то насколько я понял из книги Леннарта Андерсона, то на 1943 год их там не было...