Судьба экипажа Ли-2 б/н Х-646 (не уверен в цифрах) во время ВОВ

    Kazbek

    Местный
    vetalgve,
    Спасибо огромное за информацию!!!:pivo:
    Для меня информация ещё важна и потому, что родной брат моего дедушки во время войны был главным инженером Челябинского Тракторного Завода!
     

    vetalgve

    Новичок
    Кировский танковый завод.

    vetalgve,
    Спасибо огромное за информацию!!!
    Для меня информация ещё важна и потому, что родной брат моего дедушки во время войны был главным инженером Челябинского Тракторного Завода!

    Жизнь распорядилась так, что в конце 49 по 51 годы отец работал на Челябинском тракторном заводе мастером по приемке алюминиевых прокладок для танкового двигателя. Может родной брат вашего дедушки в июле 1943 года и встречал в аэропорту прибывшего Директора Кировского завода Исаака Зальцмана. Невольным свидетелем одного из таких прибытий был и мой отец.

    ---------- Добавлено в 08:37 ----------

    vetalgve, спасибо за уточнения из гос реестра ВС СССР. Значит СССР-Х360 был за НК Среднего машиностроения. Осталось выяснить к кому относился Челябметалургстроя к НКСМ или НКТП. Тогда и станет известен номерок.
    Касаемо Ли-2 в НКВД, то насколько я понял из книги Леннарта Андерсона, то на 1943 год их там не было...

    Бакалстрой, Бакаллаг подчинен Особстрой с 17.11.41 [1];
    ГУЛПС (Главное управление лагерей промышленного строительства) с 25.01.42
    1 Данные об организации и подчиненности этого ИТЛ противоречивы: согласно [1], стр-во Бакальского з-да и организация лагеря 17.11.41 возложены на Особстрой, а руководство — на Главпромстрой, однако по [2] — Главпромстрой принимает 25.01.42 стр-во от Наркомстроя и при этом Упр. стр-ва и лагеря присвоено название «Бакалстрой НКВД СССР». http://www.memo.ru/history/nkvd/gulag/r3/r3-22.htm

    Челябметаллургстрой Подчинен: ГУЛПС (Главное управление лагерей промышленного строительства)
    1 Впервые Челябметаллургстрой упомянут 17.09.42 [21], однако и после этой даты продолжают встречаться упоминания его вероятного предшественника — Бакалстроя. В пользу того, что Челябметаллургстрой (как строит. организация) является наследником Бакалстроя, говорит то, что совпадают строительный объект, дислокация и начальник. Вместе с тем, ИТЛ ЧЕЛЯБМЕТАЛЛУРГСТРОЯ, скорее всего, был воссоздан заново, так как к концу 1942 г. в БАКАЛЬСКОМ ИТЛ практически не оставалось з/к, и, по данным УРО, не было их и в январе 1943 г., а на 01.01.43 ИТЛ ЧЕЛЯБМЕТАЛЛУРГСТРОЯ в сводках УРО не значился.
    http://www.memo.ru/history/nkvd/gulag/r3/r3-180.htm

    Поэтому я пришел к выводу, что самолет Ли-2 принадлежал Главному управлению лагерей промышленного строительства. А как на самом деле пока в поиске.
     

    Kazbek

    Местный
    vetalgve,
    Да скорей всего встречал!
    Брата моего дедушки звали Эпельбаум Борис Маркович.
     

    Стипан

    Старожил
    vetalgve, Сдается, что ЧТЗ был также за НКСМ, и тогда Ли-2 получается СССР-Х360. Также Вы упоминали, что борт передали в Кыштым, там как раз какой-то был машиностроительный завод, который делал горнопроходное оборудование. Тоже совпадает. Хотя НКСМ после 1946 стал Министреством автомобилестроения. Но опять же это все вилами по воде....

    ---------- Добавлено в 16:21 ----------

    В НКВД появлялись С-47, но вроде не в 1943 году. Я о нем писал в начале ветке. Он тоже отпадает.
    Челябметаллургстрой=ЧТЗ в 1943? Если да, то он был в подчинении НКСМ, видел в сети планы ЧТЗ по производству и было упоминание о подчинение НКСМ. В планах были трактора и вроде Т-28...
     

    Василий Гоголев

    Салгын аала
    Осталось выяснить к кому относился Челябметалургстроя к НКСМ или НКТП.
    24 нояб. 1941 “Бакалметаллургстрой” был передан из системы Наркомстроя в систему Наркомата внутр. дел СССР и получил назв.“Бакалстрой НКВД СССР”, с августа 1942 – “Челябметаллургстрой НКВД СССР”.

    ЧТЗ - 6 октября 1941 года завод был переименован в «Кировский завод Наркомата танковой промышленности в городе Челябинске», в связи с эвакуацией в ЧТЗ основных мощностей Харьковского моторного завода и ленинградского Кировского завода.
     

    Стипан

    Старожил
    Василий Гоголев, значит Ли-2 скорее всего был СССР-Х362, как я ранее и упоминал. Но опять это вилами по воде. Но очень вероятно. Завод в Кыштыме во время войны выпускал что-то оборонное и военное. На сайте Кыштымского машинсотроительного завода, маленькое упоминание об этом только....

    Хотя честно скажу, я запутался окончательно в Наркоматах. Х362 мог использоваться, если только Челябметаллургстрой задействовал ЧТЗ. И то не факт... Все что угодно могло быть...
     

    vetalgve

    Новичок
    Х-360-, Х362-СССР

    Василий Гоголев, значит Ли-2 скорее всего был СССР-Х362, как я ранее и упоминал. Но опять это вилами по воде. Но очень вероятно. Завод в Кыштыме во время войны выпускал что-то оборонное и военное. На сайте Кыштымского машинсотроительного завода, маленькое упоминание об этом только....

    Хотя честно скажу, я запутался окончательно в Наркоматах. Х362 мог использоваться, если только Челябметаллургстрой задействовал ЧТЗ. И то не факт... Все что угодно могло быть...

    Не С-47 точно. Потому что эта модель, как я читал перед пуском не требовал обогрева. Мой отец прогревал рубашку двигателя через шланги подачи теплого воздуха, и самолет называли Советский Дуглас, что характерно для Ли-2. В его автобиографии 1948 года он написал, что летал бортмехаником хозсамолета Ли-2, заверенная копия у меня.В инете много материала о хозяйственной обслуживающей лагеря авиации НКВД . Только поговорил с ним он напомнил, что командир и пилот были в голубой форме, думаю что как у пилотов ГВФ и здоровались с летчиками других самолетов, которые были в такой же форме. Лишь один экспедитор был в военной форме, а отец и радист в комбинезонах. Я это для чего пишу. Если форма летчиков НКВД отличалась от ГВФ значит их прикомандировали от другого министерства и самолет в Кыштым они могли передать другому прикомандированному экипажу.Хотя возможно они были одеты в ту форму, что у них была, судя по наличию военной формы в экипаже, на вещевое довольствие им рассчитывать не приходилось.
    Теперь вопрос. Как узнать Ф.И.О. экипажей Х-360 СССР и Х-362 СССР, Х-386 СССР
    Если бортмехаником одного из них числиться переведенный из военной авиации (Кто то мне писал с Б-25 много переводили бортмеханиками на Ли-2) .У него были большие проблемы со зрением стекленели глаза как говорит отец. Возможно поэтому и взяли моего отца на борт. Возможно прочитав Ф.И.О память бы освежилась.
    Во Внуково при посадке и рулении к месту стоянки самолета, встречающие стучали кружками по корпусу самолета требуя спирт не дожидаясь остановки винтов. Вероятно это им помогало спастись от мороза. Места между самолетами были переметены сугробами. Это из сегодняшних воспоминаний так к слову пришлось.
     
    Последнее редактирование:

    Историк

    Старожил
    После дополнительных поисков, пришел к выводу , что это для газеты "За Сталинский металл", номера газет просмотреть не могу даже не знаю в каком архиве их найти.
    Скорее, газету надо искать не в архиве, а в библиотеке. У Российской Гос. библиотеки (бывш. б-ка им Ленина) есть специальный газетный филиал. Находится в г. Химки в районе Левобережный. Ведомственные газеты из регионов там точно есть. Сам брал там как-то некоторые. Возможно и "За Сталинский металл" найдется. Надо ехать и смотреть в картотеке
     

    vetalgve

    Новичок
    Скорее, газету надо искать не в архиве, а в библиотеке. У Российской Гос. библиотеки (бывш. б-ка им Ленина) есть специальный газетный филиал. Находится в г. Химки в районе Левобережный. Ведомственные газеты из регионов там точно есть. Сам брал там как-то некоторые. Возможно и "За Сталинский металл" найдется. Надо ехать и смотреть в картотеке
    Спасибо за совет. Я был в библиотеке Ленина мне посоветовали в ГАРФе в нем есть газетный фонд и толковый человек. В Российской Гос. библиотеке материалов не оказалось, смотрел в военных фондах в картотеке, потом звонил в Химки мне дали их контактный номер, по их данным "За Сталинский металл" отсутствует. Остался Челябинск, надо ехать, чтоб там посмотреть. Но пока возможности нет. Да и не факт что найду статью. Да и не факт, что в ней есть нужные мне сведения. Там ведь скорее о разгроме немецкой танковой армады. Интересно конечно, сам об этом думал.

    ---------- Добавлено в 16:34 ----------

    vetalgve,
    Да скорей всего встречал!
    Брата моего дедушки звали Эпельбаум Борис Маркович.
    Если у вашего деда были или есть какие-то воспоминания по встрече в аэропорту прошу сообщить мне на адрес vetalgve@mail.ru или на форум. Мой отец в этот день доставил, по моим догадкам, Рапопорта Якова Давыдовича.С началом Великой Отечественной войны Раппорт назначается заместителем начальника Главоборонстроя НКВД СССР и командармом сапёрной армии. В 1941—1942 годах он руководит сооружением различных обороннительных сооружений на Западном фронте[8].В 1940—1953 годы Рапоппорт возглавлял различные управления по строительству в системе НКВД. С 1943 года возвращается на строительство индустриальных объектов, получив звание генерал-майора инженерно-технической службы.В должности начальника Челябметаллургстроя (1944—1947) возглавлял строительство (с лета 1945) плутониевого комбината — первого предприятия советского атомного проекта.( Это так называемое строительство 859 http://www.memo.ru/history/nkvd/gulag/r3/r3-377.htm )
     
    Последнее редактирование:

    Kazbek

    Местный
    Увы, Не брата моего дедушки ни самого дедушки уже нет в живых. Несколько лет назад умерла жена брата моего дедушки и один из его сыновей. Внуки и правнуки сейчас живут в Германии, но они нечего не знают. Поэтому к моему большому сожалению ничем не могу вам помочь. :pivo:

    ---------- Добавлено в 17:32 ----------

    vetalgve, Попробуйте посмотреть в книге: Комаров Л. С. Летопись Челябинского тракторного / Л. С. Комаров, Е. Г. Ховив, Н. И. Заржевский. — М., 1972 . Удачи вам в поисках!
     

    vetalgve

    Новичок
    Порадовался искреннему ответу. Обязательно просмотрю этот источник. Тем Более что один из трех искомых самолетов принадлежал Наркомату танковой промышленности. Желаю удачи в личной жизни.
     

    Василий Гоголев

    Салгын аала
    vetalgve, спасибо за документ опубликованный на сайте vif2ne.ru. А еще есть сканы подобных документов из архива экономики? Извините что отвечаю на этом форуме, просто АИФ очень не удобный форум, хотя я там зарегистрирован, но до сих пор не могу войти.
    Мне кажется, Вы все еще ищете не там. Вам стоило бы все-таки обратиться в архив МВД, но не от своего имени, а от имени, например, какой-нибудь ветеранской организации внутренних дел или от музея управления ВД, с которыми можно было бы наладит контакт.
     

    vetalgve

    Новичок
    Основные показтели аварийности авиаподразделений министерств и ведомств за 1947 г в с

    Такой обзор видел и за 1948 год по сравнению с 1947. Это была брошюра, сделанная типографским способом оформлена красиво на высоком уровне. Я и сам удивился, что так можно было оформлять документы в то время. Больше у меня аналогичных документов нет. Но в деле архива есть подобные. Более того по всем зафиксированным авиа происшествиям сделан подробный разбор имеется много подробной информации с Ф.И.О.
    Совет принят. Я послал запрос в УВД Челябинска официальный, так же в Еткульский военкомат, который со своей стороны сделал запрос в УВД Челябинска. Архив УВД радостно ответил военкомату, что ничего в подтверждение нет. Даже упустили факт для военкомата, что в автобиографии написанной отцом в 1948 г. упоминается о переводе на хозяйственный самолет бортмехаником в 1944 году. (Чтоб отстали и не приставали.) В деле действительно больше ничего нет. Остаются только свидетели. Их надо разыскать. Семьи экипажа встречали самолет в Челябинске в аэропорту. Отец при этом стоял сиротой с набитыми карманами документами, как ему говорили (я думаю, банальная заначка от жен) и наблюдал со стороны радость встречи.

    Кроме того имеется исполненный запрос в ФСБ, который рассмотрели и из за отсутствия материалов переслали в том числе в архив МВД. (Ответа пока нет).
    Понимаю, что надо ехать в Челябинск и там провести с месяцок за поисками материалов, а так же в Самтредиа, но пока просто не готов.
     
    Последнее редактирование:

    Стипан

    Старожил
    Более того по всем зафиксированным авиа происшествиям сделан подробный разбор имеется много подробной информации с Ф.И.О.

    Вот это очень интересно. Там регистрационных и заводских номеров нет. Очень сильно интересуют Ил-12 МАП катастрофа в 1947г и все Ще-2. Такие данные Вы не встречали?
     

    vetalgve

    Новичок
    Там регистрационных и заводских номеров нет?

    Борт номера есть. Про заводские не помню. Про указанный вами самолет не запомнил. Но все авиакатастрофы разобраны по полочкам. Как спал экипаж накануне. Как обеспечен жильем. Питание. Состав семьи. Благоустроенность семьи. Погодные условия. Налет на этой марке самолета и других. и т.д.Если искомый самолет найдете считайте все узнаете по полочкам разложено.
     

    Стипан

    Старожил
    vetalgve, а Вы еще будете там в архиве? То много вопросов по регистрациям есть.
     

    vetalgve

    Новичок
    Нашел интересную статью и много совпадений.

    Остаются только свидетели. Их надо разыскать. Семьи экипажа встречали самолет в Челябинске в аэропорту..

    А.П. Завенягину, всю войну возглавлявшему в НКВД строительство крупнейших предприятий тяжелой промышленности, поручили найти территорию, которая бы отвечала заданным критериям. В первую очередь он обратил внимание на район, лежащий между городами Кыштым и Касли на севере Челябинской области.
    Первый раз А.П. Завенягин побывал здесь в 1937 году, когда его выдвинули кандидатом в депутаты Верховного Совета СССР от Кыштымского избирательного округа
    Завенягин направил в намеченный район воинскую авиационную часть полковника Ходырева. Вслед за ним на место прибыли метеорологи подполковника Е.Н. Теверовского, радиозонды которого, предназначенные для изучения розы ветров, поднимали в воздух летчики.
    Примерно в это же время по предложению А.П. Завенягина строительство атомного центра и города рядом с ним правительство поручило Челябметаллургстрою НКВД СССР.
    Ее костяк составила пятая саперная армия, переброшенная на Южный Урал из-под Сталинграда в конце 1941 года на строительство Челябинского металлургического завода. После перевода саперов из Наркомата обороны в НКВД руководитель стройки генерал-майор А.Н. Комаровский стал называться начальником исправительно-трудовых лагерей и строительства Челябинского металлургического завода Наркомата внутренних дел СССР.
    значительную часть рабочей силы составляли заключенные. Причем делились они на несколько категорий: заключенные как таковые, советские немцы-трудармейцы, объединенные в рабочие колонны. Они имели менее строгий режим, могли работать вне зоны и без охраны.
    Первое главное управление и Главпромстрой НКВД получили неограниченные права на использование материальных и людских ресурсов.
    Берия, Первухин, Курчатов знали, что их ждет, если задание Сталина будет сорвано.
    В мае 1945 года Комаровский приехал в Челябинск. После его встречи с Рапопортом и главным инженером ЧМС полковником В.А. Сапрыкиным началась подготовка к изыскательским работам
    совершенно неожиданно для них в лесу появился сам начальник Главп-ромстроя НКВД СССР Комаровский.
    В середине октября 1945 года, когда уже вовсю зарядили осенние дожди, в один из относительно ясных дней над озерами между Кыштымом и Каслями долго летал двухмоторный "Дуглас", в котором находились генералы Заве-нягин, Комаровский, главный инженер Челябметаллургстроя Сапрыкин, представители других организаций.
    Государственной комиссии было представлено несколько вариантов размещения промплощадки
    Первым комиссия рассмотрела вариант размещения промплощадки там, где сейчас находится город Снежинск (Челябинск-70). Вариант размещения атомного производства под Кыштымом являлся запасным
    При облете местности, когда окончательно определялся генеральный план размещения завода и города, разгорелся спор. В ходе обмена мнениями изыскатель Пичугин обратил внимание присутствующих в самолете на то, что эту проблему следует решать, исходя из учета преимущественного направления ветров.
    Комаровский приказал прекратить облет территории и категорично заявил:
    - Будем изучать розу ветров!
    В результате дополнительных исследований, в том числе и розы ветров, решили поселок эксплуатационного персонала (будущий город) располагать с наветренной стороны. Таким образом, площадка города и завода поменялись местами.
    Согласно новому, окончательному решению Москвы, стройка разворачивалась под Кыштымом.