Судьба экипажа Ли-2 б/н Х-646 (не уверен в цифрах) во время ВОВ

vetalgve

Новичок
Судьба экипажа Ли-2 X-360, Х-362, Х-386 СССР, во время ВОВ 43-47 год

Вероятные номера Х-360 СССР,Х-362 СССР и Х-386 СССР или другой.Это была хозяйственная (обслуживающая лагеря) авиация НКВД в починении ГУЛПС (Главное управление лагерей промышленного строительства). Прошу откликнуться кто что либо знает слышал о экипаже самолета Ли-2, который во время ВОВ выполнял рейсы Внуково-Новосибирск-Челябинск, Внуково- Челябинск, Челябинск-Самтреди-Внуково, проводил аэрофотосъемку крупнейшего танкового сражения под Прохоровкой т.д. Советский Дуглас вроде как был прикреплен к Челябметаллургстрою.Экипаж состоял из Командира, второго пилота, штурмана-радиста, бортмеханика в последствии в 42-43 году появился 5-й член экипажа мой отец в помощь бортмеханику до 47 года. Его взяли с завода Челябметалургстрой из цеха по ремонту двигателей иностранной техники.По документам архива Челябметалурстроя про самолет ничего неизветстно.Возможно он числился в хозотделе.Самолет часто бывал во Внуково тогда это был военный аэродром.К сожалению Ф.И.О. членов Экипажа не сохранились в памяти отца. Его имя Евгений было ему тогда 20 лет.Он родился в 1923 году. По окончании войны самолет передали на завод в Кыштым другому экипажу. Прежний экипаж демобилизовали.Если у вас есть информация про имена фамилии членов экипажа и о том где числился самолет прошу мне написать на email [email protected] Добавлю что летную переподготовку а может и подготовку пилоты проходили в одной из школ Свердловска. Наверное там готовили пилотировать Советскими Дугласами Ли-2.Самолет из Самтреди (Черное море)перевозил в т.ч яблоки в аэропорт Внуково.Один раз с трудом взлетел из за перегруза. Летал на Демидовские заводы забирать запчасти для оборудования. В экипаже в военной форме был только один и у него были награды.
 
Последнее редактирование:
Реклама
Смасибо за ответ. Отцу 88 лет трудно точно номер запомнить но то что буква Х это точно(Они щутили между собой "Пошли на Х") и три цифры и самолет прикреплен за челябметалургстрой и бывал во Внуково. А у кого он стоял на учете? Я побывал в музее Внуково. Оставил запрос по личному составу Архив Гражданского Флота Москва Ленинградский Проспект 37/1. Затем РГА Экономики Москва, ул. Большая Пироговская, 17, Фонд 9527 ГУГВФ Опись Фонда 5, где так же часть архива. Но не нашел ссылки на номера с "Х" вообще. Правда не посмотрел еще документы Уральских ГВФ. Возможно там что нибудь будет. Номер у самолете был с 42(43) г. Потом был передам в Кыштым где номер могли поменять это 1947 год. Если вам известно где я могу посмотреть информацию по номерам или запросить буду благодарен.
 
Последнее редактирование:
Надо начать с выяснения, в каком министерстве служил ваш отец. Номеров типа СССР-Х... вообще не должно было быть среди самолетов, относившихся к ГУ ГВФ. Соответственно в архиве документов ГУ ГВФ искать смысла нет. Выясните министерство - уже будете знать, в каком архивном фонде искать.
А Челябметаллургстрой - это явно не подразделение Гражданского Воздушного Флота
 
Если бы я это знал то не писал бы наверно на форуме. Спасибо любая информация мне поможет
 
Последнее редактирование:
Номеров типа СССР-Х... вообще не должно было быть среди самолетов, относившихся к ГУ ГВФ.
переданные, но не перерегистрированные. Вероятно, их было немного, но были, например:

Х-56 (1840605) - Северного Управления
Х-112 (18427810) - тоже СУ
Х-471 (7524)
Х-1080 (18432304) - Латвийской а/г
 
ЕСЛИ БЫ Я ЭТО ЗНАЛ ТО НЕПИСАЛ БЫ НАВЕРНО НА ФОРУМЕ. СПАСИБО ЛЮБАЯ ИНФОРМАЦИЯ МНЕ ПОМОЖЕТ
Совсем нетрудно было - меньше минуты у меня заняло. Вот пожалуйста - Челябметаллургстрой подчинялся НКВД СССР
http://www.book-chel.ru/ind.php?what=card&id=4422
Вобщем-то, именно это я и ожидал найти, т.к. номера СССР-Х... присваивались самолетам НКВД (МВД) СССР
Из этого следует, что в архиве экономики искать вам нечего - надо обращаться в архив МВД.
 
К этому времени имею неболшой опыт переписки с архивом Главного Управления Внутренних дел по Челябинской Области отдел спецфондов ИЦ ГУВД по Челябинской области (ГУВД по Челябинской области) Информационный центр 454000, г. Челябинск, ул. Елькина, 34 тел.268-87-25, факс 268-88-16 Но пока без результата. Переписка продолжается.

---------- Добавлено в 18:11 ----------

Может оказаться что самолет просто выполнял отдельные задания для Челябметалургстроя. Так к примеру как объяснить такое спецзадание: Командиром Карабля было получено задание провести аэрофотосъемку Сражение под Прохоровкой — сражение между частями германской и советской армий в ходе оборонительной фазы Курской битвы. Считается одним из крупнейших в военной истории сражением с применением бронетанковых сил. Произошло 12 июля 1943 года на южном фасе Курской дуги. для выполнения этого задания они вылетили во Внуково,где загрузили специальное оборудование с специалиста по съемке военного редактора газеты. Кроме их экипажа по наблюдениям отца съемку производили и другие самолеты ему незнакомые получившие аналогичные задания. (В ходе последних поисков появилась версия , что это для газеты "За Сталинский металл" 1943,1944 годов надо просмотреть, чтоб убедиться0
 
Последнее редактирование:
Реклама
vetalgve, если вдруг найдете номер и данные по самолету, дайте знать, пожалуйста.

P.S. Текст прописными буквами неудобно читается.
 
Нашел поисковиком "Катастрофа П-5 авиаотряда Дальстроя НКВД СССР близ пос. Зырянка ...
Катастрофа П-5 авиаотряда Дальстроя НКВД СССР близ пос. Зырянка (борт СССР-Х367)
, 08 января 1944 года. // AirDisaster.ru - авиационные происшествия, ...
www.airdisaster.ru/database.php?id=788 - Сохраненная копия " Может кто подскажет куда правильно сделать запрос если как выяснилось не знаю правильного номера но борт номер начинается с Х- и три цифры. Аэропорт приписки скорее всего Челябинск. По этой авиакатострофе сведения из Гос. архив Магаданской области так на сайте написано .А Куда в какой авиаотряд мог входить самолет из Челябинска. Члены семей экипажа жили в Челябинске.
 
Последнее редактирование:
А вы что вообще хотите получить, как конечный результат? Узнать о дальнейшей биографии сослуживцев вашего отца? Если да, то зачем вообще искать самолет? Ваш отец хотя бы фамилии своих сослуживцев помнит? Раз они жили и работали после войны в Челябинске, то, наверное, есть смысл обратиться с запросом в Государственный архив Челябинской области (контактная информация легко находится поисковиком). Закажите архивную справку по этим людям, должны сделать.

Что касается самолета, раз вы говорите, что он принадлежал Челябметаллургстрою, то и приписан был к авиационному отряду (или могла называться "авиационная группа") Челябметаллургстроя. Данные о самом самолете могли сохраниться в архиве Челябметаллургстроя.
Что то может быть (как по людям, так и по самолету) в архиве МВД России в Москве. Только, скорее всего, этот архив открыт не для всех. Ничего не могу сказать по поводу возможной работы с ним.
 
Фамилии не помнит вернее называет одну Краснов командир. Но скорее он и в номере ошибся может не правильно. Не помнит даже имена. Самолет был один и летал в одиночку. Найдя самолет который был в Челябметалургстрое могу найти косвенные ссылки или свидетельства что отец летел на этом самолете. Отца Мобилизовали со школьной скамьи через еткульский РВК Челябинской области на завод Челябметаллургстрой в цех по ремонту импортной техники откуда его забрали в экипаж самолета совершенно случайно так сложилась его судьба с легкой руки начальника цеха. Я хочу получить данные по которым можно было подтвердить факт того что он был бортмеханником самолета ЛИ-2 примерно с (42?)43-го по 47 годы. С архивом Челябинска и Челябинского УВД спецфондом веду переписку. Будет результат напишу.Пока только в его автобиографии нашли ссылку на самолет с буквой "Х" он думал, что это значит Хозотдел так написал в биографии. Я пока ее не видел копию запросил.
 
Последнее редактирование:
Пока только в его автобиографии нашли ссылку на самолет с буквой "Х" он думал, что это значит Хозотдел так написал в биографии.
Это можно сказать верно.

В 1932 году был издан приказ "Опознавательные знаки основных владельцев гражданских воздушных судов Союза ССР" от 14 агуста 1932 года, утвержденный А. Гольцманом. Литер Х присваивался по приказу "Наркоматам и хозорганизациям", соответсвенно Х-означало расшифровку Хозяйственный. Помимо авиации НКВД, литер Х, носили очень часто самолеты "Главрыбы" - (Наркомат рыбной промышленности). Но в данном Вашем случае имеется ввиду авиация НКВД.

Во время ВОВ были следующие Ли-2 с интересующим Вами литером: СССР-Х360, СССР-Х362 (с марта 1943 г), СССР-Х386 (с мая 1944 года). Также был С-47 СССР-Х361 (с марта 1943 г) в авиации Дальстроя НКВД. Хотя и не исключено, что были и другие. Кроме того указанный Вами номер СССР-Х346 принадлежал По-2.

П.С. Ждем от Вас номера самолета, если это проянится. Очень интересно.
 
То что самолет Ли-2 сомнений нет. Так как он обслуживал звездообразные американские двигатели переодически протягивая на них целиндры.Рубашку их разогревали через специальные шланги перед полетом.Да и название "Советский Дуглас" лишнее подтверждение этого.Он указывал на номер 646 первоначально но я уже склоняюсь по вашей маркировке скорее Х 363 или Х 343, но это обязательно должен быть Ли-2 и если он имеет отношение к Челябинску а затем к Кыштыму.

---------- Добавлено в 09:54 ----------

На сегодняшний день мой поиск может быть успешным только если по номеру или конкретному самолету можно будет найти экипаж. Мне кажется что в тему реестр.Но возможно я не прав.
 
"За Сталинский металл".

Может оказаться,что самолет просто выполнял отдельные задания для Челябметалургстроя. После поисков в архиве ГАРФ и других источников нашел, что была газета "За Сталинский металл". Выпускалась она на Челябинском металлургическом заводе. И вероятнее всего поступило задание отснять Прохоровское сражение для газеты металлургов. Для этого во Внуково был принят на борт Ли-2 фотокореспондент с соответствующей аппаратурой. Но об этом я могу только догадываться так как в Москве номеров этой газеты нет. А поехать в Челябинск пока не случилось.
 
vetalgve, по-поводу регистраций СССР-Х... , кроме авиации ГУЛАГ и треста Главрыба, данную регистрацию использовали Лесная авиация, Башнефть, Востокнефть, институт метрологии в Ленинграде и даже газета Известия. Но это было все до войны. В годы войны Аэрофлот стал ГВФ с ОАГ.

А теперь думаю Вам очень сильно помогу. Разберем все Ли-2 с регистрацией СССР-Х...
Все три Ли-2 СССР-Х360, Х362, Х386 были оказываются в подчинении Танкопрома. Все встает на свои места. В Челябинске как раз делали танки.
Искомый Вами Ли-2, это либо СССР-Х360 или СССР-Х362. Думаю второй, т.к. Вы изначально давали номер 346, согласитесь, что 360 более запоминается, а 362 и 346 легко перепутать. Касаемо Х386, то он в Танкопром поступил только в мае 1944 года, т.е. не вписывается в описываемый Вами период.

Удачи в дальнейших поисках.
П.С. Попробуйте поискать еще через Танкистов номер самолета.
П.П.С. Результаты поиска очень интересны. Пишите здесь результаты.
 
"За сталинский металл"

"было получено задание провести аэрофотосъемку"

После дополнительных поисков, пришел к выводу , что это для газеты "За Сталинский металл", номера газет просмотреть не могу даже не знаю в каком архиве их найти.

---------- Добавлено в 09:02 ----------

vetalgve,
А теперь думаю Вам очень сильно помогу. Разберем все Ли-2 с регистрацией СССР-Х...
Все три Ли-2 СССР-Х360, Х362, Х386 были оказываются в подчинении Танкопрома. Все встает на свои места. В Челябинске как раз делали танки.
Искомый Вами Ли-2, это либо СССР-Х360 или СССР-Х362. Думаю второй, т.к. Вы изначально давали номер 346, согласитесь, что 360 более запоминается, а 362 и 346 легко перепутать. Касаемо Х386, то он в Танкопром поступил только в мае 1944 года, т.е. не вписывается в описываемый Вами период.

Спасибо огромное. недавно получил подобный ответ на полярной авиации, но не предал ему значение так, как посчитал что это не все номера, а есть еще номера ведомственной авиации МВД (НКВД) Гулага.(СССР-Х360 зав. № 1846804, владелец НК Средмаш, дата регистрации 18.03.1943, позднее был перерегистрирован на СССР-Л3942, затем СССР-Л4100.

СССР-Х362 зав. № 1847001, владелец НК Танковой промышленности, дата регистрации 18.03.1943, позднее был перерегистрирован на СССР-Л4101.) Но после вашего ответа призадумался может и впрямь танкисты. Кировский танковый завод г. Челябинск. Попробую разобраться где поискать. Результат сообщу.

В Экономическом Архиве на Б.Пирогвке нашел донесение "Основные показтели аварийности авиаподразделений министерств и ведомств за 1947 г. в сравнении с 1946 г. таблица 1. Фонд 3527, опись 2, Ед. хр. 175, стр. 43. Сдесь информация косвенно подтверждающая слова отца о аварийной посадке в Краснодаре из за замасливания до кабины 1946 год. А так же неисправности двигателя в 1947 г. Но документов к этой таблици найти не удалось. Сдесь сказано п.12 Главпромстрой МВД СССР авария моторов 1946 год одна 1947 год одна. Всего проишествий 1- 1946, 1-1947. общий налет часов до поломки 1946 г.-1675, в 1947-845 часов. Погибших нет. Тип самолета не указан. Похоже это искомый самолет. Есть еще один самолет очень похожий см файл. на сайте http://dream-air.ucoz.ru/_fr/4/1045445.jpg. В этой таблице, самолет принадлежал Гланому управлению лагерей МВД СССР. Вот бы их номера и Ф.И.О экипажей. Сам экипаж и члены семей жили в Челябинске. Когда самолет прилетал выходили его встречать. Т.е жили рядом с аэропортом. Командир махал крылом перед посадкой.
 
Последнее редактирование:
Реклама
vetalgve, спасибо за уточнения из гос реестра ВС СССР. Значит СССР-Х360 был за НК Среднего машиностроения. Осталось выяснить к кому относился Челябметалургстроя к НКСМ или НКТП. Тогда и станет известен номерок.
Касаемо Ли-2 в НКВД, то насколько я понял из книги Леннарта Андерсона, то на 1943 год их там не было...
 
Назад