Судьба ТУ-144 СССР-77109

Пассажир Ту-144

Местный
Поздравляю с Новым Годом уважаемых авиационных дедушек, всех авиаторов и других участников форума!
Наконец дошли руки зарегистрироваться, чтобы хотя бы изредка принимать участие в обсуждениях. Обратил внимание, что судьба самолета ТУ-144 СССР-77109, одной из двух машин, принимавших участие в пассажирских перевозках, до сих пор окончательно не выяснена.
Будучи летом на МАКС-2011, специально подошёл по этому вопросу к инженерам/техникам, сопровождавшим вывезенный на экспозицию ТУ-144 СССР-77115 (это была пятница, самолет недавно выкатили и он стоял вдоль у самого края выставочной ВПП). Под машиной находились два спеца лет под 60, третий по стремянке поднялся на левую плоскость, прошел в салон и с чем-то возился там. Подхожу к тому, который пополнее, интересуюсь. Тот говорит: «Спроси лучше у него – показывает на худого технаря, - он всё знает». Иду к худому технарю, беседующему с двумя женщинами. По всему видно – из старых спецов, скорее всего инженер, говорит спокойно, интеллигентно. Дождался своей очереди, спрашиваю, что с самолетом СССР-77109, который перевозил пассажиров. Ответил он мне ни на секунду не задумываясь дословно следующее: «Его разломали в Новосибирске. В самом начале восьмидесятых…». Продолжения разговора не было – пока я осмыслял услышанное, оба технаря бросились разгонять ребят, норовивших поглубже залезть в нишу правой основной стойки…
Вероятно, речь идет о том, что самолет СССР-77109 был задействован под какой-то дополнительный объём испытаний, проводимых СибНИА (в обеспечение внедрения ТУ-144Д?). Координировать такие работы должен был ЦАГИ. В принципе, по срокам это не противоречит опубликованной информации из книги Близнюк В., Васильев Л., Вуль В. и др. «Правда о сверхзвуковых пассажирских самолетах» (http://www.testpilots.ru/review/sst/index.htm), где говорится (цитата):
«Вопрос о продолжении эксплуатации самолетов Ту-144 с двигателями НК-144 был поставлен на повестку еще раз в конце 1980 года. Была достигнута договоренность о возобновлении эксплуатации самолетов на трассе Москва-Новосибирск-Москва. Снова были подписаны организующие документы. Были проведены необходимые работы по подготовке аэропортов «Домодедово» (Москва) и «Толмачево» (Новосибирск), а также запасных аэродромов и эксплуатации Ту-144. Осталось выполнить 17 февраля 1981 года технический рейс и начать пассажирские перевозки. Для этого нужно было утвердить у министра гражданской авиации Б.П. Бугаева пакет согласованных документов, включая приказ двух министров о начале пассажирских перевозок. После длительного рас смотрения документы подписаны не были. Вновь МГА выдвинуло аргументы: «сейчас нецелесообразно начинать эксплуатацию самолет в Ту-144 с неэкономичными двигателями НК-144А. Можно быстро закончить государственные испытания самолета Ту-144Д с двигателями РД-36-51А (главный конструктор П.А. Колесов) и начать эксплуатацию. Будем иметь более экономичный самолет». Эта ошибочная концепция была поддержана Генеральным конструктором и Минавиапромом. Было оформлено соответствующее решение, которым реально была поставлена последняя точка в программе самолетов Ту-144 с двигателями НК-144А.»
А в хронологии основных событий, которая является приложением к книге, говорится (цитата):
«12 марта 1981 г. Утверждение Акта комиссии, назначенной приказом министра АП от 10.02.81 г. № 31 «О допуске двигателей НК-144А, топливных систем самолетов №№ 05-2 и 06-1 к дальнейшей эксплуатации при выполнении пассажирских перевозок». Пассажирские перевозки не были возобновлены.»
Далее все события касаются документов, принятых только в отношении самолетов ТУ-144Д, в частности (цитата):
«30 декабря 1980 г. МАП, МГА, ГАР утверждена «Комплексная программа 28 апреля 1981 г. совместных государственных испытаний самолета Ту-144Д с двигателями «РД».
27 мая-2 июня 1981 г. Министрами АП и ГА (И.С. Силаев, Б.П. Бугаев) утверждено «Решение о порядке внедрения в эксплуатацию на линиях МГА сверхзвукового пассажирского самолета Ту-144Д с двигателями «РД». Этим же решением утвержден «План-график работ по обеспечению начала пассажирских перевозок на самолете Ту- 144Д».
17-20 июля 1981 г МАП, МГА, ГАР утвердили «Программу эксплуатационных испытаний самолета Ту-144Д на трассах гражданской авиации».
22 июля 1981 г. Приказ министров АП и ГА № 139-181 «О проведении эксплуатационных испытаний самолета Ту-144Д на трассе МГА Москва-Красноярск».
28 июля 1981 г. Приказ министра АП № 178 «О подготовке к перебазированию самолетов Ту-144Д № 07-1 и 08-2 в аэропорт «Домодедово» для проведения эксплуатационных испытаний на трассе Москва-Красноярск».
Июль-ноябрь Проведена и выполнена «Программа совместных 1981 г. Государственных испытаний самолета Ту-144Д с двигателями «РД».
«Акт по результатам совместных Государственных испытаний самолета Ту-144Д» был утвержден министрами АП и ГА (И.С.Силаев, Б.П.Бугаев) только 19 апреля 1982 г.»
Таким образом, на 12 марта 1981 г. самолет СССР-77109 был жив и здоров. А вот где он находился в это время, данных нет. Был ли выполнен 17 февраля 1981 г. (или позднее) технический рейс Москва-Новосибирск, также неизвестно. Вероятно, рейс все-таки состоялся, хотя и с другой целью – для передачи машины в СибНИА.
Итак, если положиться на слова уважаемого специалиста, последний полет самолета ТУ-144 СССР-77109 был выполнен по трассе «Раменское (Жуковский)-Новосибирск» (или «Домодедово-Новосибирск»?). Аэродром в Новосибирске зависел от цели полета. Может быть, последним полётом стал перелет с аэродрома Толмачево на заводской аэродром СибНИА. Кто может пролить свет на судьбу СССР-77109? Остались ли материальные следы пребывания СССР-77109 в Новосибирске? Фотографии? Может быть, какие-то остатки можно найти и сегодня? Новосибирцы, откликнитесь!
P.S. Если я упустил какую-либо информацию и судьба СССР-77109 уже перестала быть тайной, прошу сориентировать.
 
Реклама
Пассажир Ту-144, СибНИА отвечает в духе "какой-то Ту-144 прилетал в начале 80-х, судя по тому, что сейчас его нет - разломали, работ с ним не велось". С одной стороны - кроме СССР-77109 никакой другой не мог быть, а с другой - все равно это лишь слова. Если какие-то документальные подтверждения есть - то только там, в глубинах архивов. Или в ОАО "Туполев", которые вообще не утруждают себя ответами.
 
Поздравляю с Новым Годом уважаемых авиационных дедушек, всех авиаторов и других участников форума!
... Остались ли материальные следы пребывания СССР-77109 в Новосибирске? Фотографии?
В том то и дело, что никаких материальных свидетельств или фотографий о пребывании 77109 в Новосибирске пока не обнаружено. Фотка Конкорда в Толмачёво в 1979 г. есть, а Ту-144 - увы...
P.S. Если я упустил какую-либо информацию и судьба СССР-77109 уже перестала быть тайной, прошу сориентировать.
Никакой новой инфы относительно судьбы 77109 не поступало.
 
Есть фото и Ту-144 в Толмачево, только Толмачево и СибНИИА это разные вещи.
Вот это фото:
0_2ec1f_917cc330_orig

Ту-144 в Новосибирске.
Никакой новой инфы относительно судьбы 77109 не поступало.
Да скоро станет все ясно. Как все встанет на свои места, все отпишем

---------- Добавлено в 16:01 ----------

Вспомнил в ветке Реестр Ту-144 писали, что в Новосибирск летал 77106, но видимо не так. Надпись "Ту-144", а не "Ту". Явно не 77106. Вопрос кто, ЕМНИП до сих пор открыт.
 
Последнее редактирование:
Есть фото и Ту-144 в Толмачево, только Толмачево и СибНИИА это разные вещи.
Вот это фото:
...
Ту-144 в Новосибирске.
Сорри, запамятовал об этой фотке :) У меня она датирована 14 апреля 1977 года, Ту-144 (77109) приземлился в Толмачево, совершив технический рейс Москва-Новосибирск.
Да скоро станет все ясно. Как все встанет на свои места, все отпишем
Интересно на чём основана эта Ваша надежда?
---------- Добавлено в 16:01 ----------
Вспомнил в ветке Реестр Ту-144 писали, что в Новосибирск летал 77106, но видимо не так. Надпись "Ту-144", а не "Ту". Явно не 77106. Вопрос кто, ЕМНИП до сих пор открыт.
Исходя из даты снимка, полной маркировке типа Ту-144 и судя по длине/размеру надписи АЭРОФЛОТ, это однозначно 77109 борт :)
 
У меня она датирована 14 апреля 1977 года, Ту-144 (77109) приземлился в Толмачево, совершив технический рейс Москва-Новосибирск
Да по фото, явно 77109. У 77110 надпись по меньше будет.
Интересно на чём основана эта Ваша надежда?
на проверке описуемых событий. А почему надежда?
 
на проверке описуемых событий. А почему надежда?
Вот и мне непонятно, почему:
Да скоро станет все ясно. Как все встанет на свои места, все отпишем
Дальнейшая судьба 77109 после прекращения пасс. перевозок совершенно не ясна. Для него не известны ни общее число ни продолжительность полётов.
Что сдесь может проясниться и как?
Для большинства бортов дата крайнего полёта также не известна. А ведь у самолёта вроде есть формуляр, в который заносят такие данные.
 
Последнее редактирование:
Судьба СССР-77109: был отправлен в СибНИА весной 1980 года на ресурсные испытания. Именно 1980 год, а не 1981 год, т.к. это год списания. Собственно вот...
 
Назад