Пассажир Ту-144
Местный
Поздравляю с Новым Годом уважаемых авиационных дедушек, всех авиаторов и других участников форума!
Наконец дошли руки зарегистрироваться, чтобы хотя бы изредка принимать участие в обсуждениях. Обратил внимание, что судьба самолета ТУ-144 СССР-77109, одной из двух машин, принимавших участие в пассажирских перевозках, до сих пор окончательно не выяснена.
Будучи летом на МАКС-2011, специально подошёл по этому вопросу к инженерам/техникам, сопровождавшим вывезенный на экспозицию ТУ-144 СССР-77115 (это была пятница, самолет недавно выкатили и он стоял вдоль у самого края выставочной ВПП). Под машиной находились два спеца лет под 60, третий по стремянке поднялся на левую плоскость, прошел в салон и с чем-то возился там. Подхожу к тому, который пополнее, интересуюсь. Тот говорит: «Спроси лучше у него – показывает на худого технаря, - он всё знает». Иду к худому технарю, беседующему с двумя женщинами. По всему видно – из старых спецов, скорее всего инженер, говорит спокойно, интеллигентно. Дождался своей очереди, спрашиваю, что с самолетом СССР-77109, который перевозил пассажиров. Ответил он мне ни на секунду не задумываясь дословно следующее: «Его разломали в Новосибирске. В самом начале восьмидесятых…». Продолжения разговора не было – пока я осмыслял услышанное, оба технаря бросились разгонять ребят, норовивших поглубже залезть в нишу правой основной стойки…
Вероятно, речь идет о том, что самолет СССР-77109 был задействован под какой-то дополнительный объём испытаний, проводимых СибНИА (в обеспечение внедрения ТУ-144Д?). Координировать такие работы должен был ЦАГИ. В принципе, по срокам это не противоречит опубликованной информации из книги Близнюк В., Васильев Л., Вуль В. и др. «Правда о сверхзвуковых пассажирских самолетах» (http://www.testpilots.ru/review/sst/index.htm), где говорится (цитата):
«Вопрос о продолжении эксплуатации самолетов Ту-144 с двигателями НК-144 был поставлен на повестку еще раз в конце 1980 года. Была достигнута договоренность о возобновлении эксплуатации самолетов на трассе Москва-Новосибирск-Москва. Снова были подписаны организующие документы. Были проведены необходимые работы по подготовке аэропортов «Домодедово» (Москва) и «Толмачево» (Новосибирск), а также запасных аэродромов и эксплуатации Ту-144. Осталось выполнить 17 февраля 1981 года технический рейс и начать пассажирские перевозки. Для этого нужно было утвердить у министра гражданской авиации Б.П. Бугаева пакет согласованных документов, включая приказ двух министров о начале пассажирских перевозок. После длительного рас смотрения документы подписаны не были. Вновь МГА выдвинуло аргументы: «сейчас нецелесообразно начинать эксплуатацию самолет в Ту-144 с неэкономичными двигателями НК-144А. Можно быстро закончить государственные испытания самолета Ту-144Д с двигателями РД-36-51А (главный конструктор П.А. Колесов) и начать эксплуатацию. Будем иметь более экономичный самолет». Эта ошибочная концепция была поддержана Генеральным конструктором и Минавиапромом. Было оформлено соответствующее решение, которым реально была поставлена последняя точка в программе самолетов Ту-144 с двигателями НК-144А.»
А в хронологии основных событий, которая является приложением к книге, говорится (цитата):
«12 марта 1981 г. Утверждение Акта комиссии, назначенной приказом министра АП от 10.02.81 г. № 31 «О допуске двигателей НК-144А, топливных систем самолетов №№ 05-2 и 06-1 к дальнейшей эксплуатации при выполнении пассажирских перевозок». Пассажирские перевозки не были возобновлены.»
Далее все события касаются документов, принятых только в отношении самолетов ТУ-144Д, в частности (цитата):
«30 декабря 1980 г. МАП, МГА, ГАР утверждена «Комплексная программа 28 апреля 1981 г. совместных государственных испытаний самолета Ту-144Д с двигателями «РД».
27 мая-2 июня 1981 г. Министрами АП и ГА (И.С. Силаев, Б.П. Бугаев) утверждено «Решение о порядке внедрения в эксплуатацию на линиях МГА сверхзвукового пассажирского самолета Ту-144Д с двигателями «РД». Этим же решением утвержден «План-график работ по обеспечению начала пассажирских перевозок на самолете Ту- 144Д».
17-20 июля 1981 г МАП, МГА, ГАР утвердили «Программу эксплуатационных испытаний самолета Ту-144Д на трассах гражданской авиации».
22 июля 1981 г. Приказ министров АП и ГА № 139-181 «О проведении эксплуатационных испытаний самолета Ту-144Д на трассе МГА Москва-Красноярск».
28 июля 1981 г. Приказ министра АП № 178 «О подготовке к перебазированию самолетов Ту-144Д № 07-1 и 08-2 в аэропорт «Домодедово» для проведения эксплуатационных испытаний на трассе Москва-Красноярск».
Июль-ноябрь Проведена и выполнена «Программа совместных 1981 г. Государственных испытаний самолета Ту-144Д с двигателями «РД».
«Акт по результатам совместных Государственных испытаний самолета Ту-144Д» был утвержден министрами АП и ГА (И.С.Силаев, Б.П.Бугаев) только 19 апреля 1982 г.»
Таким образом, на 12 марта 1981 г. самолет СССР-77109 был жив и здоров. А вот где он находился в это время, данных нет. Был ли выполнен 17 февраля 1981 г. (или позднее) технический рейс Москва-Новосибирск, также неизвестно. Вероятно, рейс все-таки состоялся, хотя и с другой целью – для передачи машины в СибНИА.
Итак, если положиться на слова уважаемого специалиста, последний полет самолета ТУ-144 СССР-77109 был выполнен по трассе «Раменское (Жуковский)-Новосибирск» (или «Домодедово-Новосибирск»?). Аэродром в Новосибирске зависел от цели полета. Может быть, последним полётом стал перелет с аэродрома Толмачево на заводской аэродром СибНИА. Кто может пролить свет на судьбу СССР-77109? Остались ли материальные следы пребывания СССР-77109 в Новосибирске? Фотографии? Может быть, какие-то остатки можно найти и сегодня? Новосибирцы, откликнитесь!
P.S. Если я упустил какую-либо информацию и судьба СССР-77109 уже перестала быть тайной, прошу сориентировать.
Наконец дошли руки зарегистрироваться, чтобы хотя бы изредка принимать участие в обсуждениях. Обратил внимание, что судьба самолета ТУ-144 СССР-77109, одной из двух машин, принимавших участие в пассажирских перевозках, до сих пор окончательно не выяснена.
Будучи летом на МАКС-2011, специально подошёл по этому вопросу к инженерам/техникам, сопровождавшим вывезенный на экспозицию ТУ-144 СССР-77115 (это была пятница, самолет недавно выкатили и он стоял вдоль у самого края выставочной ВПП). Под машиной находились два спеца лет под 60, третий по стремянке поднялся на левую плоскость, прошел в салон и с чем-то возился там. Подхожу к тому, который пополнее, интересуюсь. Тот говорит: «Спроси лучше у него – показывает на худого технаря, - он всё знает». Иду к худому технарю, беседующему с двумя женщинами. По всему видно – из старых спецов, скорее всего инженер, говорит спокойно, интеллигентно. Дождался своей очереди, спрашиваю, что с самолетом СССР-77109, который перевозил пассажиров. Ответил он мне ни на секунду не задумываясь дословно следующее: «Его разломали в Новосибирске. В самом начале восьмидесятых…». Продолжения разговора не было – пока я осмыслял услышанное, оба технаря бросились разгонять ребят, норовивших поглубже залезть в нишу правой основной стойки…
Вероятно, речь идет о том, что самолет СССР-77109 был задействован под какой-то дополнительный объём испытаний, проводимых СибНИА (в обеспечение внедрения ТУ-144Д?). Координировать такие работы должен был ЦАГИ. В принципе, по срокам это не противоречит опубликованной информации из книги Близнюк В., Васильев Л., Вуль В. и др. «Правда о сверхзвуковых пассажирских самолетах» (http://www.testpilots.ru/review/sst/index.htm), где говорится (цитата):
«Вопрос о продолжении эксплуатации самолетов Ту-144 с двигателями НК-144 был поставлен на повестку еще раз в конце 1980 года. Была достигнута договоренность о возобновлении эксплуатации самолетов на трассе Москва-Новосибирск-Москва. Снова были подписаны организующие документы. Были проведены необходимые работы по подготовке аэропортов «Домодедово» (Москва) и «Толмачево» (Новосибирск), а также запасных аэродромов и эксплуатации Ту-144. Осталось выполнить 17 февраля 1981 года технический рейс и начать пассажирские перевозки. Для этого нужно было утвердить у министра гражданской авиации Б.П. Бугаева пакет согласованных документов, включая приказ двух министров о начале пассажирских перевозок. После длительного рас смотрения документы подписаны не были. Вновь МГА выдвинуло аргументы: «сейчас нецелесообразно начинать эксплуатацию самолет в Ту-144 с неэкономичными двигателями НК-144А. Можно быстро закончить государственные испытания самолета Ту-144Д с двигателями РД-36-51А (главный конструктор П.А. Колесов) и начать эксплуатацию. Будем иметь более экономичный самолет». Эта ошибочная концепция была поддержана Генеральным конструктором и Минавиапромом. Было оформлено соответствующее решение, которым реально была поставлена последняя точка в программе самолетов Ту-144 с двигателями НК-144А.»
А в хронологии основных событий, которая является приложением к книге, говорится (цитата):
«12 марта 1981 г. Утверждение Акта комиссии, назначенной приказом министра АП от 10.02.81 г. № 31 «О допуске двигателей НК-144А, топливных систем самолетов №№ 05-2 и 06-1 к дальнейшей эксплуатации при выполнении пассажирских перевозок». Пассажирские перевозки не были возобновлены.»
Далее все события касаются документов, принятых только в отношении самолетов ТУ-144Д, в частности (цитата):
«30 декабря 1980 г. МАП, МГА, ГАР утверждена «Комплексная программа 28 апреля 1981 г. совместных государственных испытаний самолета Ту-144Д с двигателями «РД».
27 мая-2 июня 1981 г. Министрами АП и ГА (И.С. Силаев, Б.П. Бугаев) утверждено «Решение о порядке внедрения в эксплуатацию на линиях МГА сверхзвукового пассажирского самолета Ту-144Д с двигателями «РД». Этим же решением утвержден «План-график работ по обеспечению начала пассажирских перевозок на самолете Ту- 144Д».
17-20 июля 1981 г МАП, МГА, ГАР утвердили «Программу эксплуатационных испытаний самолета Ту-144Д на трассах гражданской авиации».
22 июля 1981 г. Приказ министров АП и ГА № 139-181 «О проведении эксплуатационных испытаний самолета Ту-144Д на трассе МГА Москва-Красноярск».
28 июля 1981 г. Приказ министра АП № 178 «О подготовке к перебазированию самолетов Ту-144Д № 07-1 и 08-2 в аэропорт «Домодедово» для проведения эксплуатационных испытаний на трассе Москва-Красноярск».
Июль-ноябрь Проведена и выполнена «Программа совместных 1981 г. Государственных испытаний самолета Ту-144Д с двигателями «РД».
«Акт по результатам совместных Государственных испытаний самолета Ту-144Д» был утвержден министрами АП и ГА (И.С.Силаев, Б.П.Бугаев) только 19 апреля 1982 г.»
Таким образом, на 12 марта 1981 г. самолет СССР-77109 был жив и здоров. А вот где он находился в это время, данных нет. Был ли выполнен 17 февраля 1981 г. (или позднее) технический рейс Москва-Новосибирск, также неизвестно. Вероятно, рейс все-таки состоялся, хотя и с другой целью – для передачи машины в СибНИА.
Итак, если положиться на слова уважаемого специалиста, последний полет самолета ТУ-144 СССР-77109 был выполнен по трассе «Раменское (Жуковский)-Новосибирск» (или «Домодедово-Новосибирск»?). Аэродром в Новосибирске зависел от цели полета. Может быть, последним полётом стал перелет с аэродрома Толмачево на заводской аэродром СибНИА. Кто может пролить свет на судьбу СССР-77109? Остались ли материальные следы пребывания СССР-77109 в Новосибирске? Фотографии? Может быть, какие-то остатки можно найти и сегодня? Новосибирцы, откликнитесь!
P.S. Если я упустил какую-либо информацию и судьба СССР-77109 уже перестала быть тайной, прошу сориентировать.