Сверка РЛЭ в ГосНИИ ГА

Реклама
Что, никто не знаком с приказом трех министров?
Товарищи, Ученый и MsKos?

Насколько Указание ДВТ Минтранса России № ДВ.1.50-3 от 12.01.94 соотвесттвует существующему законодательству (АП-21, ВК и т.д.)?
 
Допуск любого ВС российского производства осуществляется соотвествующим распоряжением с указанием такой штуки:


например,

6. Ведение эталонного экземпляра РЛЭ, внесение дополнений и изменений в РЛЭ производить в соответствии с межведомственным приказом МГА СССР, Минавиапрома СССР и главкома ВВС от 10.08.89 №416/123/190 и Указанием ДВТ Минтранса России от 12.01.94 №ДВ.1.50-3.

Ведение эталонных экземпляров РЭ и РО, дополнений и изменений к ним производить в соответствии с Указанием ДВТ Минтранса России №ДВ-6.1-102 от 30.11.94.

Указания лень набирать, попробую найти в инете.
 
Года 2 назад проходили эту процедуру регулярно раз в год, т.е. сверяли в ГосНИИГА один контрольный экземпляр в конторе, а остальные приводили в соответствие с ним. Последние годы - не знаю, поскольку на иномарку пересел.
 
Формально "приказ трех министров" никто не отменял, но это уже не лезет ни в какие ворота. Были несколько попыток разработать современное Положение на эту тему, но из-за упертости Распертова и ГосНИИ ГА (Еремин и др.) дело намертво застопорилось. Я на них уже плюнул и пытался Лобачева дожать на некий приказ (вместо Положения), но он тянет и тянет, видно чего то опасается. Могу только вновь процитировать последнее "решение":
==========================================
ПРОТОКОЛ №43
расширенного заседания ЛМС ЛЭ Ил-76 с участием представителей АГАК
от 21 апреля 2005г.
Повестка дня:
1.Совершенствование процедур разработки документации по летной экс-плуатации.
2. Рассмотрение предложений а/к МЧС по дополнению карты контрольных проверок самолета экипажем.
3. Состояние работ по модернизации самолетов Ил-76.
Список участников заседания прилагается.

По первому вопросу выступил начальник отделения ЛИИ Петров А.Н., который сообщил, что в настоящее время идет процесс гармонизации российских требований к документации, регламентирующей летную и техническую эксплуатацию воздушных судов (ВС), с аналогами в международной практике. Советская система документов в целом отвечала минимальным стандартам ИКАО, но отличалась своеобразием в связи с особенностями гражданского и воздушного законодательства, построенного на принципах общенародной собственности, когда не существовало проблемы разделения имущественной ответственности в сфере авиационной деятельности между разработчиком, изготовителем и эксплуатантом авиационной техники (АТ), разрешению которой уделено большое внимание в международном законодательстве.
Однако на практике процесс такой гармонизации отечественных и зару-бежных норм и процедур идет недостаточно эффективно, особенно в отно-шении документации по летной эксплуатации и поддержанию летной годно-сти АТ, что может повлиять на безопасность полетов. В частности, созда-вавшимися в последние годы нормативными документами уже предусмотре-но введение новых документов в области эксплуатации и поддержания лет-ной годности ВС без отмены, однако, старых требований к структуре и со-держанию эксплуатационной конструкторской документации, процедурам ее разработки и сертификации.
С целью обеспечения более полного соответствия воздушного законо-дательства России Конвенции ИКАО и минимальным международным стандартам необходимо предпринять ряд мер в области процедур разработки документов, регламентирующих эксплуатацию ВС, включая следующие:
1. Состав используемой при летной эксплуатации документации необходимо разделить на две группы:
во-первых, эксплуатационную конструкторскую документацию (ЭКД) (типовая конструкция, ограничения и общие правила эксплуатации, включая последующие изменения к ним) и
во-вторых, документацию эксплуатанта по правилам и процедурам летной эксплуатации ВС конкретного эксплуатанта, включая последующие изменения к ним.
Уточненная структура документов, касающихся летной эксплуатации, для вновь создаваемых и модернизированных самолетов должна включать:
Документы, разрабатываемые промышленностью.
Летное руководство (ЛР – Aircraft Flight Manual - AFM) – эксплуа-тационный конструкторский документ, содержащий информацию о летно-технических характеристиках, требованиях и ограничениях в отношении летной годности и летной эксплуатации ВС, подлежащий утверждению госу-дарством разработчика при сертификации типа ВС. По Приложению 8 ИКАО ЛР является также основным документом, необходимым для выдачи (при-знания) или продления срока действия сертификата летной годности кон-кретного зарегистрированного экземпляра ВС. В этом качестве ЛР использу-ется для периодического контроля и подтверждения летной годности этого экземпляра ВС (продление сертификата), в связи с чем специально уполно-моченный орган государства регистрации ВС может утверждать ЛР в целом, либо утверждать изменения и дополнения к ЛР, которые он сочтет необхо-димыми для безопасной эксплуатации данного ВС летным экипажем.
Типовой минимальный перечень оборудования (ТМПО - Master Mini-mum Equipment List - MMEL) – эксплуатационный конструкторский документ, регламентирующий правила летной эксплуатации ВС с отдельными допустимыми отказами, который является частью типовой конструкции ВС и включает в себя перечень компонентов ВС, при временной неработоспособности (утрате) которых в определенных условиях эксплуатации допускается вылет ВС без снижения уровня безопасности, установленного нормами летной годности. Этот перечень определяет также дополнительные процедуры и ограничения в области летной и технической эксплуатации ВС по условиям выполнения полетов с отказами, и допустимым срокам такой эксплуатации.
Документы, разрабатываемые эксплуатантом или по заказу эксплуатанта
Руководство по летной эксплуатации для экипажа (РЛЭ - Flight Crew Operating Manual - FCOM) – документ, регламентирующий правила летной эксплуатации ВС и включающий всю информацию ЛР, касающуюся данного ВС, а также общее техническое описание ВС, сведения о его функциональных системах, описание технологических процедур подготов-ки и выполнения полета, информацию о загрузке и центровке, контроль-ные карты и другую информацию относительно летной эксплуатации ВС.
Минимальный перечень оборудования эксплуатанта (МПО - Minimum Equipment List - MEL) – документ, регламентирующий летную эксплуатацию ВС с допустимыми отказами, предусмотренными его типовой конструкцией. МПО формируется эксплуатантом на основе Типового минимального перечня оборудования (ТМПО) с учетом конфигурации, условий эксплуатации и состава оборудования отдельного ВС или группы ВС этого эксплуатанта. МПО не может быть расширен по сравнению с ТМПО.
Краткий эксплуатационный справочник экипажа (Quick Reference Handbook - QRH) – часть РЛЭ, как правило, выпускаемая отдельной книгой специального формата, удобной для использования в полете и определяющей в форме контрольных карт правила действий членов летного экипажа в нормальном полете и в особых ситуациях, а также включающей наиболее важную информацию о летно-технических характеристиках и эксплуатационных ограничениях из ЛР ВС.
Указанные документы включаются в состав Руководства по производству полетов эксплуатанта (РПП - Operations Manual - OM) – основного документа, регламентирующего правила производства полетов у конкретного эксплуатанта. РПП содержит процедуры, указания и рекомендации относительно организации полетов и летной эксплуатации конкретных ВС данного эксплуатанта, предназначенные для использования эксплуатационным персоналом при выполнении служебных обязанностей. РПП подлежит рассмотрению и утверждению в порядке, установленном специально уполномоченным органом, осуществляющим эксплуатационную сертификацию.
2. Обязанность разработки, утверждения и введения в действие эксплуатационной конструкторской документации (ЛР, ТМПО ВС как составной части рабочей КД) в порядке, установленном федеральными авиационными правилами, должна быть возложена на разработчика ВС. Разработчики комплектующих изделий должны иметь право выпуска Дополнений к ЛР, которые не изменяют указаний и ограничений утвержденного ЛР для данного типа ВС. На разработчиков таких Дополнений должна быть возложена обязанность их утверждения и введения в действие в порядке, установленном федеральными авиационными правилами.
3. Обязанность поставки с каждым вновь изготовленным экземпляром ВС действующих экземпляров ЛР и ТМПО, утвержденных в установленном федеральными авиационными правилами порядке, должна быть возложена на изготовителя ВС. Эксплуатационная конструкторская документация (ЭД) для экземпляра ВС должны отражать все особенности этого экземпляра и обязательны для выдачи или продления срока действия сертификата летной годности экземпляра ВС.
4. Разработчик ВС для разрешения неотложных проблем эксплуатации ВС должен иметь право самостоятельно направлять эксплуатантам временные изменения ЭД еще до завершения процедуры их утверждения специально уполномоченными органами при условии ограничения срока действия этих изменений. Указанный срок не должен превышать один календарный год.
5. Обязанность разработки и утверждения системы документации по безопасности полетов, в частности, РПП (включающего РЛЭ для экипажа, МПО и другие необходимые материалы) в порядке, установленном федеральными авиационными правилами, должна быть возложена на юридическое лицо, подающее заявку на получение сертификата эксплуатанта. При подготовке РЛЭ для экипажа должны использоваться ЭД, утвержденные разработчиком данного типа ВС, либо эксплуатант должен согласовать свои документы с разработчиком ВС. После согласования (утверждения) указанной документации соответствующими авиационными администрациями государств регистрации и/или эксплуатанта она вводится в действие эксплуатантом.
Указанные меры имеют принципиальный характер и могли бы быть приняты совместным приказом Минтранса и Минпромэнерго России, согласованным с МАК, а требования к содержанию и порядку разработки документов должны определяться федеральными авиационными правилами и принятыми в соответствии с ними нормативными документами специально уполномоченных органов РФ.
При обсуждении, в котором участвовали представители всех организаций, были подняты вопросы, связанные с разработкой РЛЭ в авиакомпаниях: отсутствие правовой базы, реальная готовность авиакомпаний к такой деятельности, возможные различия РЛЭ однотипных самолетов у различных эксплуатантов и др. По мнению Главного конструктора Р.П. Папковского, основное – обеспечить переход к новой системе документации так, чтобы это не сказалось отрицательно на безопасности полетов. Он так же поднял вопрос о Временных изменениях, выпуск которых осложнен согласованием с множеством инстанций при фактически полной ответственности Главного конструктора. Он предложил, чтобы Временные изменения выпускались за подписью Главного конструктора без согласования с другими организациями.
По второму вопросу представитель а/к МЧС Абрамов Е.Б. изложил мотивы необходимости введения уточнений и дополнений в действующую карту контрольных проверок самолета экипажем. После этого было проведе-но обсуждение каждого предложенного изменения и дополнения. В ходе рас-смотрения было отмечено, что на разных самолетах Ил-76 установленное оборудование разнится, что не позволяет создать единой карты для всех са-молетов. Было сочтено целесообразным поручить уточнение некоторых фор-мулировок группе в составе представителей АК «Ил», ЛМС ЛЭ и а/к МЧС. В целом предложение а/к МЧС с учетом замечаний, высказанных в ходе обсу-ждения, было одобрено.
По третьему вопросу представитель а/к «Волга-Днепр» Григорьев В.Л. сообщил, что в настоящее время работы на самолете Ил-76ТД-90ВД ве-дутся практически по плану. Самолет находится в цехе окончательной сбор-ки, на нем установлено 4 двигателя. Поставлено 95% покупных изделий, кроме навигационного комплекса «Котлин-Новатор», который в настоящее время проходит испытания на «Руслане». В конце мая-июне предполагается выкатить самолет на ЛИС, а в конце июня начать полеты. Программа рассчи-тана на 40 полетов общей продолжительностью 180 час. 8-10 полетов будет выполнено в Ташкенте, затем запланирован перелет в Раменское. Предпола-гается, что самолет будет продемонстрирован на авиасалоне МАКС-2005. В мае в Перми начнется переучивание ИТР, а инструкторского летного состава в ОАО «Ил». В ходе ответов на вопросы были освещены дальнейшие планы по модернизации остальных самолетов, на которые предполагается устано-вить «стеклянную» кабину.
На основании проведенного обсуждения приняты следующие реше-ния:
По первому вопросу:
1. Считать целесообразным обратиться в Федеральные органы Минтранса, авиапромышленности и МАК с предложением разработать мероприятия по ускорению внедрения усовершенствованной системы летной документации, учитывающей требования ИКАО и передовой зарубежный опыт.
2. Поддержать предложение АК «Ильюшин» о выпуске Временных изменений за подписью Главного конструктора без согласования с другими организациями.
По второму вопросу:
1. Одобрить предложения а/к МЧС по корректировке содержания кар-ты контрольных проверок самолета экипажем с учетом принятых замечаний.
2. После внесения редакторской правки рекомендовать данный вариант карты для включения в РПП а/к МЧС.
По третьему вопросу:
1. Принять к сведению информацию о ходе работ на самолете Ил-76ТД-90ВД.
2. Считать целесообразным демонстрацию модернизированного само-лета Ил-76ТД-90ВД на авиасалоне МАКС-2005.


Председатель ЛМС ЛЭ Ил-76 А.М. Березин
============================================

Насчет "введения в действие в ГА" считаю дурь полная для нашего времени (ИКАО+ВК+ГК), уже устал об этом писать в бумагах и "на заборах"

Насчет сверки - возможно для аттестованной техники она имеет смысл, поскольку РЛЭ тогда заводы передавали в ГосНИИ ГА для ведения...
 
Ученый,

Я уже дошел до точки кипения. Есть предложение встерится в пятницу, может быть получиться и раньше. Планирую 23-24 поучаствовать в конференции по катологизации. Может быть нам тоже организовать ЛМС? Млять, сил уже не хватает бороться с вымогателями. :mad:

Все могу понять (все жить хочут хорошо :confused: ), но каким боком Указание ДВТ Минтранса России от 12.01.94 №ДВ.1.50-3 относится к сертифицированным типам, и как это увязывается с авторскими правами, интеллектуальной собственностью, ГК и АП-21!!!! :rolleyes:
 
Horse, Ы-ы-ы-ы, в том то и фишка. На иномарки эталонов в ГосНИИ нет, и не будет. Нонсенс. Проданные за кордон российские самолеты - тоже не кормушка, фиг кто поедет из-за бугра сверять непонятно с кем РЛЭ. Что остается? Прально - гнобить российских производителей и эксплуатантов, причем делает это не кто-нибудь, а государство, в лице своего ФГУАП ГосНИИ ГА.

Эх, держава, мля великая, типа авиационная ...
 
2 Strek:
Приказ трех министров еще раз прочитал, там поводов для вымогательств вроде нету... Должен быть держатель эталонного контрольного экземпляра РЛЭ, ну и пускай его держит. Есть и держатель подлинника РЛЭ, он же держатель оригинал-макета РЛЭ и ответственный издатель РЛЭ - серийный завод изготовитель. Это все в приказе есть.
Кстати, распространение изменений к РЛЭ ВС, поставленных на экспорт, должно осуществляться в соответствии с порядком распространения изменений для экспортной документации (см. п. 12 приказа). То бишь дорога ведет прямиком к ГОСТ В 15.706-88 по выпуску экспортных бюллетеней шифра "АБ", это единственный действующий документ по этому вопросу. Новомодный ГОСТ 31270 отсылает в части РЛЭ к тому же приказу 3-х министров, оттуда опять выходим на ГОСТ В 15.706-88 и круг замыкается. Так что получается следующее: согласовываем изменение РЛЭ в СЦ, одобряем в АР МАК вместе с бюллетенем шифра "БЭ-АБ" и отсылаем его за бугор. По-моему так...
Относительно периодической сверки подлинника РЛЭ и контрольного эталонного экземпляра РЛЭ. Очевидно это делать нужно, время от времени, во имя той же безопасности полетов, Однако это вопрос договорной, и совсем не обязательно за деньги (тут еще надо подумать кто кому должен заплатить!), а может быть на основе нулевого варианта (безвозмездно стало быть). Лучше всего на основе решения или соглашения сторон.

А вот что касается указания ДВТ Минтранса России от 12.01.94 №ДВ.1.50-3, то я его на дисках "Норма" и "Пилот" от Авиа-Медиа не нашел, может ето какой подпольный докУмент, для узкого пользования? :)
В любом случае для промышленности внутренний документ ГА лишь информация к размышлению, а не руководство к действию. Урегулирование споров возможно, как и всегда это было, на основе совместного решения.

См. также http://www.avia.ru/cgi/discshow.cgi?id=1356118344278784844491132765534
Может там кто откликнется...
 
Реклама
Вообщем, ситуация непонятная с правовой точки зрения. Кстати, АР МАК тоже не признает (неофициально) понятия "эталонного" экземпляра РЛЭ ГосНИИ ГА.

Платят себе эксплуатанты за сверку РЛЭ на сертифицированное типы ВС и грец с ними. Их проблемы, если их конечно это не корежит, особенно, если в парке есть еще и импортные ВС, на которые такой процедуры нет.

Но это ведь коснулось и промышленности. Вопрос вот в чем, комплект ЭД который я поставил в ГосНИИ ГА для меня такой же "учтенный", как МЧС или "Пупкин Эйрлайнз". Проблема в том, что ГосНИИ считает, что "эталонным" он, становиться только после того, как я согласую с ними второстепенные изменения. И вот за это дело он желает получать деньги. Спрашивается, почему я должен согласовывать с ГосНИИ второстепенные изменения, если сам уполномоченный орган - АР МАК не этого не требует?

Похоже, одним из методов решения данной проблемы, пока только техническим, является создание портала, типа, www.myboeingfleet.com где каждый эксплуатант, умеренную плату получит все изменения к ЭД, SB и т.д.
 
Еще из той же оперы. Или я что-то не понимаю, или ...

Указание № ДВ-6.1.-102 от 30.11.12, на которое ссылается Минтранс в своих Распоряжениях по вводу в эксплуатацию самолетов БЕ-200 (НА-181-р/79 от 14 июля 2003) и Бе-103 (№ НА-272-р от 19 сентября 2003) интересный документ!!! :eek:

Это Указание посвящено "Технолого-конструкторскому сопровождению эксплуатации Ан-24, Ан-26, Ан-30, Ту-134 и их модификаций" !!!

В связи со сложившийся ситуаций в гражданской авиацией России .... возложить на АНТЦ Технолог сопровождение ....

Причем тут Бе-200 и Бе-103?
 
2 Strek:

Немного повторюсь, но для сообщества надо.
В указании ДВ.1.50-3 от 12.01.94 перечислены тока определеные типы ВС (см.п.1.2), а также сказано про конкретно другие (п.3), что они за промышленностью. Стало быть, если своего типа ВС в тексте нет, то и указание на него не распространяется.
А в приказ о вводе в эксплуатацию нового типа ВС забивают это указание по автомату (либо по злому умыслу, не разберешься). Но если типа ВС нет, то и суда нет.
Если господ из госнии всерьез интересуют тока договорные проблемы, то и не стоит их всерьез воспринимать по сертифицированным типам ВС, а тока по аттестованным (это отдельная песня). Порядок по сертифицированным ВС определяет АРМАК. Пущай разбираются с АРМАК - кто главнее. У нас штампик АППРУВЕД имеется и можно спать спокойно.
Проблематика контрольного эталонного экземпляра РЛЭ и его сверки с РЛЭ а/к для промышленности не интересна - это внутреннее дело ГА.
 
Кажется решение просматривается.
От эталона отбиться не удастся, а вот держателями эталонов РЭ, РО, РЛЭ наших самолетов бум просить минтранс назначить АТБ ТАНТК.
 
2 Strek:

Ну чтож... Ход изящный. Вопрос в том, насколько сильное лобби у госнии на Ленинградском проспекте.
Очевидно всем отечественным производителям ВС придется пойти примерно таким же путем, создавая собственную "замкнутую" структуру типа:

Разработка-Изготовление серии-Эксплуатирующая компания-Организация по ТОиР

Тогда мы и перед зарубежными производителями ВС усилим свои позиции...
 
А причем Минтранс ко "вводу в эксплуатацию" Бе-200 в МЧС? Чего он ввел и зачем и почему без этого никак? Может есть примеры как UK CAA "вводит в эксплуатацию своим приказом ? ;)
 
Реклама
Ученый, А минтрас вообще ввел в эксплуатацию самолет Бе-200 - глобально. Сами самолеты пока в гражданском реестре не числятся, поскольку Авиаация МЧС - государева.

Кстати, идею насчет того, чтобы "эталоны" наших самолетов велись в нашем АТБ поддерживают представители Южного УГАН. Вчера, как раз беседовал с ними на эту тему.

... Чего он ввел и зачем и почему без этого никак?...

С началом работы в гражданской сфере, много открыли загадочного и непонятного.

...Может есть примеры как UK CAA "вводит в эксплуатацию своим приказом ?

Ага, и как она, импортная CAA эталонные экзмпляры ведет. :D
 
Назад