Для оживления этой важной ветки запускаю для обсуждения некие "Апрельские тезисы"
(авторство коллективное, наибольший вклад - MsKos и Ваш покорный слуга):
=======================================================
К вопросу об обеспечения уполномоченных авиационных органов
контрольными копиями эксплуатационной конструкторской документации
на типы воздушных судов
1. В связи с подготовкой к проведению в сентябре 2006 г. проверки ИКАО по вопросам деятельности государственных органов, организаций гражданской авиа-ции и авиационной промышленности в области безопасности полетов возрастает актуальность разрешения ряда организационных и правовых вопросов обеспечения российских уполномоченных авиационных органов контрольными копиями эксплуатационной конструкторской документации (ЭД) на типы воздушных судов (ВС).
2. Действующий в соответствии с российским воздушным законодательством порядок взаимодействия между уполномоченными авиационными органами РФ, Разработчиками и Изготовителями ВС при первоначальном утверждении и последующем обращении конструкторской документации, включая ЭД на типы ВС, а также порядок внесения в нее изменений, обеспечивают наличие у уполномоченных авиационных органов актуальных контрольных копий ЭД. При первоначальном утверждении ЭД на тип ВС, Разработчики ВС предоставляют уполномоченным авиационным органам актуальные контрольные копии ЭД. Последующие изменения в ЭД, вносятся на основании утвержденных бюллетеней шифра «БЭ», контрольные копии которых также предоставляются уполномоченным авиационным органам Разработчиками ВС.
3. Международными договорами и воздушным законодательством РФ не предусмотрена процедура сверки предприятиями авиационной промышленности контрольных копий ЭД в фондах технической библиотеки Ространснадзора, с находящимися у предприятий промышленности актуальными подлинниками ЭД. Кроме того, стандарты ИКАО не предусматривают также и процедуру сверки Эксплуатантами своих технических документов, по которым осуществляется эксплуатация конкретных ВС, с контрольными копиями ЭД и иной технической документации в фондах библиотеки Ространснадзора. В последнем случае наоборот, документы в фондах библиотеки Ространснадзора должны актуализироваться путем внесения в соответствующие контрольные копии выпущенных Эксплуатантами изменений к Руководствам по производству полетов и другим утвержденным техническим документам Эксплуатантов. Эти контрольные копии потом подлежат использованию инспекторским составом Ространснадзора при осуществлении государственного контроля (надзора) деятельности Эксплуатантов.
3. Для восполнения фондов библиотеки Ространснадзора недостающими контрольными копиями отдельных ЭД по типам ВС Ространснадзору целесообразно обращаться непосредственно к предприятиям, которые являются держателями подлинников ЭД (в основном - Изготовителям ВС), производят тиражирование ЭД и ведут соответствующий абонентский учет держателей ЭД и копий ЭД.
4. Ространснадзору необходимо внести изменения в Федеральные авиационные правила «Экземпляр воздушного судна. Требования и процедуры сертификации» (приказ Министерства транспорта РФ от 16.05.2003 № 132), для приведения их в соответствие со стандартами и рекомендуемой практикой ИКАО (Приложения 6 и 8, Руководство по летной годности Doc 9760). Согласно указанным международным требованиям обязательства по обеспечению авиационной администрации контрольными копиями ЭД и другой технической документацией возлагаются на подателя заявки на получение сертификат летной годности экземпляра ВС и подателя заявки на получение сертификата (свидетельства) Эксплуатанта. Кроме того, указанные стандарты ИКАО предусматривают установление требований к подателям соответствующих заявок в отношении достижения ими договоренностей с Разработчиками и Изготовителями ВС, авиационных двигателей и воздушных винтов о поставке бюллетеней по внесению изменений в ЭД. Обязательства Изготовителя и Разработчика ВС считаются выполненными с момента исполнения контракта на поставку (лизинг) ВС, в части обеспечения актуальным на момент передачи ВС комплектом ЭД.
5. Проблема так называемой "сверки" ЭД является одним из вопросов в общей проблеме регламентации структуры, порядка разработки, сертификации и обращения докумен-тации по летной и технической эксплуатации авиационной техники Во многом сохранив-шаяся советская система документов в целом отвечает минимальным стандартам ИКАО, но отличается своеобразием в связи с особенностями регламентировавшего ее советского гражданского и воздушного законодательства, построенного на принципах общенародной собственности, когда не существовало проблемы разделения имущественной ответственности в сфере авиационной деятельности между Разработчиком, Изготовителем и Эксплуатантом авиационной техники. Вместе с тем, разрешению именно этой проблемы уделено большое внимание в международном законодательстве и эти положения пока не нашли отражения в воздушном законодательстве РФ. В связи с этим Роспрому совместно с Ространснадзором и Авиарегистром МАК необходимо в возможно короткий срок внести изменения в норматив-ные правовые акты воздушного законодательства (федеральные авиационные правила и др.) направленные на приведение структуры, порядка разработки, сертификации и обращения документации по летной и технической эксплуатации авиационной техники в соответствие с международными стандартами и рекомендуемой практикой ИКАО, включая уточнение:
- структуры и наименований документов;
- ответственности уполномоченных органов и субъектов авиационной деятельности;
- процедур оборота ЭД на авиационную технику и иной технической документации, по ко-торой осуществляется эксплуатации ВС и их компонентов.
=======================================================