SXM

Fyodor

Летающий фотограф
Самое удивительное в Сен-Мартене то, что он действительно существует.

Плановая поездка в Рай.

Предисловие

Про эту поездку даже нельзя сказать, что сбылись мечты. Просто давно и сильно хотелось съездить и посмотреть - как это в живую. "Каждый мусульманин должен сделать хадж, - думал я. - Каждый авиационный фотограф должен съездить на Махо бич." Впрочем, это конечно преувеличение ;).

Собственно, поездка планировалась давно и сильно загодя и намечалась в своё время на январь 2008-го, но так случилось, что в силу ряда личных причин она была отложена на неопределённый срок, а потом срок подошёл даже как-то спонтанно и болтая ногой в ожидании билета в Питер в офисе Аэрофлота, я подумал "А не пора ли?" и забрав билет, я переместился к стоечке Аэрофлот-бонуса с твёрдым намерением обменять скопившиеся без дела баллы на дорогу в споттерский рай. Дело оказалось непростым - в суровую годину кризиса народ разобрал все бонусные бизнес-классы на 2 месяца вперёд, а низкий сезон на Карибах сократил количество рейсов. Перспектива двух ночных перелётов подряд по дороге обратно замаячила своей неприятной стороной, однако волевое решение было принято - если есть только эконом, значит судьба сэкономить баллы.

Беглый анализ гостиничных возможностей выявил однозначный выбор в пользу Сонеста Махо Бич (тем паче, что в низкий сезон цены за обычный номер с пальмами за окном снижаются с 208 до 153 енотов за номер без завтрака, завтрак отдельно - по 16.50 на человека). Изучение правил визового режима выявило ещё одну неприятность - наличие многолетней шенгенки не спасает её обладателя от необходимости получения отдельной визы. Гордый островок выторговал у Голландии некоторую степень свободы, на беду части туристов, вместе с пограничными правилами. Вобщем, пришлось идти в Голландское консульство за визами. Впрочем, критерий выдачи виз на Сен-Мартен кажется один - справка о доходах. Если она удовлетворительна - отказа, вероятно, не будет. Бронирование перелёта желательно (у меня уже билеты на руках были), гостиницы - обязательно. 4 дня, 35 евро и сбор визового центра.

При этом получив визы и выяснив что они однократные, я затеял работу по их замене на мульти, т.к. хотелось съездить и на французскую часть острова, и на соседние островки. Как выяснилось - зря. Охраняемой границы между частями острова нет, а слетать на ближайший остров Саба (тоже голландский) - 15 минут и 200 долларов с человека. Как-то расхотелось...

В общем, сделав всё необходимое, я погрузился в работу и выгрузился из неё только непосредственно в поездке (действенная связь с Родиной при 8-ми часовой разнице всё равно затруднительна). Готовиться к поездке времени не было. Даже штатив забыл... Пришлось ориентироваться на месте стрелять от бедра.

Итак, покинув гостеприимную Голландию (см. ветку про тюльпаны), мы направились к главной цели нашего путешествия - Сен-Мартену.
 
Последнее редактирование:
Реклама
Полёт
Полёт удался. Хотя и не сразу. Сразу выяснилось, что барышня в московском Эр-Франсе что-то напутала и места у нас оказались не у окна, а у прохода. Пришлось изыскивать решение. В итоге взяли в разным местах - одно место у окна, а другое - в центре, в первом ряду эконома (куда я и сел в тоске и печали). Это и спасло - место для вытягивания ног удалось обменять, с помощью юной и очень симпатичной КЛМовской барышни, на место у окна, рядом с аварийной дверью - на В747, кто знает, она очень большая и "толстая" - ноги не вытянешь. Но это не важно. Важно то, что на рулении другая барышня отняла у меня камеру. Большая слишком показалась... Сказали - в полёте отдадут. Жаль - вихри в Амстердаме были славные. Но экипаж оказался всё-таки дивным. Не только нашли мне место, но и переговоры по камере оказались успешными. Исспросили разрешения командира. Тот оказался тоже авиационным фотографом и вопрос утрясли. ;) Заодно и познакомились. К слову, в течение полёта стюардессы собирали малых детей и устраивали им экскурсию - наверх, в бизнес-класс и в кабину. Дети были в восторге. Родители, кстати, тоже.

В процессе полёта было немного вкусного - прошли над Хитроу и над западным побережьем Уэльса (см. ниже), в остальном облака и дивный заход на SXM - не с юга, как пkанировалось сначала, а севера - вокруг острова. (см. выше). И вот наконец посадка - мы над раем ;)
1521929.jpg

http://www.airliners.net/photo/KLM---Royal/Boeing-747-406/1521929/L/
 
Последнее редактирование:
Добро пожаловать в Сен-Мартен

SXM-z-welcome.jpg


Так вот - всё таки он есть. Не то, что бы идя по дороге к Махо бич я испытал тоже самое, когда увидел Биг Бен (много лет назад, впервые оказавшись в Британии я испытал любоптыное чувство - изучая в школе географию и культуру Англии, я стал воспринимать Лондон и его знаковые места в одном ряду с медвежонком Паддингтоном и Карлсоном - т.е. это стало одной из детских заграничных сказок; и тут сказака ожила... :)). Вобщем моря эмоций не было. Зато там было Карибское море. И потом оказаться в столь знакомом по чужим взглядам месте самому, вживую - всегда интересно. Проще говоря - оказавшись на пляже я был доволен, как слон. Даже при учёте того, что самолёты долго не появлялись, а потом оказались Цессной-208 и DHC-6. Был вечер - всё крупное за день уже улетело.

Не беда - когда есть море под рукой - занятие найдётся ;) А если рядом ещё и знаменитый, но не дорогой Sunset Bar (на двух фото он, на третьем - вид от него) - и подавно :D
 
Последнее редактирование:
День второй - близкое знакомство

Подъём в 4 утра по местному времени подарил нам память о Родине (точнее её часовом поясе) и симпатичный восход. Изучив живописные окрестности гостиницы (о ней позднее) и приобретя в магазине дневой запас влаги и спиртосодержащих жидкостей мы решили не быть оригинальными (на Сен-Мартене вообще не просто быть оригинальным) и отправились в Сансет. Народу совсем не было и мы без труда и за 10 долларов смогли организовать небольшой и удобный корпункт. А заодно спасли пляжный зонтик, утянутый на дно давешним ветром.

(Важно! Ещё одна ошибка была совершена в процессе размены в Европе мелких еврокупюр. На Сен-Мартене евро принимают, но основная валюта там - доллар. Есть местные гульдены, но я их самих не видел, а ценник - только в продуктовом магазине - мелким шрифтом под долларовой ценой.)
 
Последнее редактирование:
Надобно отдельно сказать про Sunset Bar и местную специфику. Бар очень славный и оборудован специально для авиационного народа. Вокруг бара расположена стойка, удобная для наблюдений и туда можно легко положить камеру. Стойка оборудована динамиками и можно слушать переговоры земли и экипажей. Если слушать лень или трудно - посетителей информируют о дневном расписании с помощью ритуальной сёрфингистской доски - каждое утро (не очень правда раннее - такое, что бывает кто-то уже и прилетел), белая барышня, заведующая магазином сувениров, наносит расписание (только большие самолёты) мелом.

В баре есть пожилой бармен, чёрный, как и все остальные работники, познавший жизнь и с лёгким грустным пренебрежением глядящий чуть мимо своих клиентов: "Хауа ю, миста? Вота дью лайк ту дринк?" Он знает, что его место уникально, он без эмоций примет ваши восторженные отзывы, но сказать ему это надо - ему будет приятно и он станет относиться к вам иначе. ;) Остальной персонал различен. Молодые люди большей частью с ленцой и могут легко забыть про вас. Не стоит им напоминать об этом - это навеет на них многовековую грусть побеждённого рабства. Лучше общаться с девушками и не забывать про чаевые. Тогда и заказ быстро принесут, и фонарик романтический поставят.

Бар по местным меркам недорогой. Подают гамбургеры - на практике на булочке принесут то, что закажешь - стейк-бургер - обычный стейк лежащий на одной половинке, салат на другой. Цены от 6 до 12 долларов за поесть (за 12 вкуснее ;)), бутылочка пива 0.275 стоит 3 доллара, безалкоголная замороженная пинаколада - 7.

Пить в баре надо Кариб. Т.е. пить там можно всё что угодно, но кариб стоит попробовать. Местное (карибское) пиво с лаймом.
 
Само название - Sunset (Заход солнца, для невладеющих) вполне оправдано. Дивные виды открываются оттуда:
 
Сказать, что все самолёты в SXM садятся низко - было бы приувеличением. Касания совсем уж к торцу случаются не часто. Поэтому для того, что бы снять интересный кадр нужны удача и покрутиться с углами и ракурсами. Но и у высоко проходящих самолётов бывают интересные моменты - например отражение моря и берега на брюшке:
1525136.jpg

http://www.airliners.net/photo/American-Airlines/Boeing-757-223/1525136/L/

Не скажу, что я сильно преуспел с результатами в первый день. Скорее приноравливался и ставил эксперименты (вообще, попав в курортную атмосферу я как-то расслабился и пришёл к выводу, что "процесс есть жизнь, результат есть смерть":D). Впрочем, в этом повествовании я постараюсь не слишком утомлять вас, дорогие читатели, просто самолётами. Их можно посмотреть на Анете и ДФ. ;) Так - немного зарисовок первого дня:
 
Надо заметить, что интересное можно снять не только при посадках - случаются интересные виды на рулении на старт - места у забора и камней достаточно:

(Продолжение следует)
 
Фантастика. Это просто фантастика. Это и моё ТО САМОЕ МЕСТО, куда рано или поздно надо обязательно попасть. Огромное спасибо за фото и рассказ.
 
Fyodor, спасибо,за рассказ и фото! Это круто, побывать в таком легендарном месте! Голубая мечта! Поздравляю!!!:pivo:
 
Реклама
У меня в 2002 году тоже была дилемма куда поехать на Сен Мартен или в другое, как оказалось не менее, а может даже и более стоящее место для человека, интересующегося авиацией. В итоге выбор пал на второе... ;)
 
Продолжаем разговор.

Ещё одним "козырным" местом без сомнения является общий балкон 5-го этажа 3-го корпуса гостиницы (тот, что на фотографиях левее главного здания). Оттуда открывается полная панорама посадки, подход можно наблюдать загодня. Днём там немного жарковато, но есть небольшой навес у входа и на 4м этаже стоит айс-машина, что существенно. В принципе снимать можно из собственных балконов начиная с 4-го этажа (я жил на 3-м), но это существенно дороже и самолёты вылетают из-за угла несколько неожиданно - без рации будет трудновато.

На крыше можно удобно расположить фотолабораторию. Набранный ниже лёд не позволяет необходимым для процесса реактивам быстро нагреваться.
 
Поиски тона

Полный осмотр перимтра аэропорта не выявил точек, куда да бы не ступала нога авиационного фотографа. Определить это не сложно - в заборе местами имеются дырки для объектива, заботливо организованные заинтересованными. Тем не менее, ряд не очень известных мест всё же удалось освоить.

Первым был изучен черепаший пляж. Пустынное место вдоль ВПП с обратной, от аэровокзала, стороны. Там, соответственно, есть две позиции - на касания (15 минут хода от Сансета) и отрывы (ещё чуть меньше прямо по пляжу). Место у отрывов снабжено ещё одним маленьким кафе, но совершенно не авиационного профиля.

Сам пляж, согласно имеющимся табличкам, служит для откладывания черепахами яиц. Таблички так же просят не мусорить и животинок не беспокоить. К сожалению, мы не увидели ни черепах, ни их будущего потомства. Но может быть иногда они там действительно есть. Ещё одна особенность пляжа - плоское дно, нет такого крутого ухода на глубину как на Махо.
 
Далее состоялся поход к стоянкам бизнес-джетов (за одним старым знакомым ;)) и к отрывам, но по вечернему солнцу.

Отрывы снимаются прямо от дороги в город, имеется масса дырок. Из минусов - если самолёт не битком - отрывается раньше точки. АФ уходят полные:
1525135.jpg

http://www.airliners.net/photo/Air-France/Airbus-A340-313X/1525135/L/

Ну а дальше пошёл я запечатлеть хорошо знакомый В767, хозяин которого вряд ли присутствовал на острове, т.к. должен был смотреть матч Челси -Барселона. Там дырочек нет, поэтому пришлось немного повозиться:
 
Напротив стоянки бизнес-джетов находится ещё одна стоянка. Любопытное обстоятельство - за день, до того, как снимок был сделан их там было 6 или 7. Рядом правда расположен Avis - видимо это что-то объясняет. Хотя номеров нет... ;)
 
Идти к точкам за аэровокзал лучше через само здание. Во-первых оно прохладное, во вторых - большое. В-третьих - само по себе тоже привлекательно для съёмки.
1526121.jpg

http://www.airliners.net/photo/-/-/1526121/L/

Для страны (точнее сразу двух) с населением меньше 100.000 - аэропорт очень большой (что и понятно - туристы). И при этом удобный. Хотя не знаю, как там в высокий сезон - сейчас народу почти не было.
 
Но в целом, следует признать - фотожизнь сосредоточена вокруг Махо. А так как Сен-Мартен - если не увлекаться авиацией - не самое привлекательное место для активного и познавательного туризма (об этом позже) - то эффективная карта острова выглядит как-то так :D
Красный - быстрый путь, синий - содержательный. Зелёный - вверх два этажа.
 
Фёдор, я скажу вам это, от чистого сердца, ощущение буд-то читал хорошую книгу, правда, не мог оторваться, всё так хорошо сказанно и внятно и пояснительно! Красивые снимки дополняют всю картину и те слова, которые в принципе были сказанны так, что аж дух захватывает, спасибо за это, спасибо, я получил ощущение присутствия на Сан Мартене! СПАСИБО! Еси что-то ещё есть, можно тоже выложить, ну очень интересно, и расказы тоже. Как всегда красиво во всех смыслах этого слова! Браво!:pivo:
 
Реклама
Fyodor, сегодня с утра проснулся с мыслью "когда ж Федор выложит фото с СМ" :) Серьезно. Иду к компутеру и вижу - лежит! Классно!
 
Назад