Таран совершил 28 ноября 1973 года в 13.15 в районе Муганской долины и сам погиб. Посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Родился 26 декабря 1937 года в городе Сталинграде (ныне Волгоград) в семье рабочего. Русский. Член КПСС с 1961 года. После окончания средней школы в 1955 году поступил в Батайское военное авиационное училище лётчиков, которое окончил в 1959 году. Служил в различных местах. Последним местом службы стал гарнизон в районе города Вазиани (Грузия).
Заместитель командира эскадрильи 982-го истребительного авиационного полка (34-я воздушная армия, Закавказский ВО) капитан Елисеев Г.Н. 28 ноября 1973 года нёс боевое дежурство на аэродроме Вазиани. В районе Муганской долины (Азербайджанская ССР) Государственную границу СССР нарушил самолёт F-4 "Фантом" (T-33 ?) ВВС Ирана. По команде с КП он сначала занял готовность №1, а потом взлетел на истребителе МиГ-21СМ на перехват самолёта-нарушителя. Капитан Елисеев настиг нарушителя недалеко от границы. С земли поступил приказ: "Цель уничтожить!". Елисеев пустил 2 ракеты, но они прошли мимо. С КП поступил приказ капитана Чёрного пресечь полёт противника любой ценой. Елисеев ответил: "Выполняю!". Видимо Елисеев забыл, что его самолёт (единственный в полку) вооружён пушкой, и решил пойти на таран. Он сблизился с самолётом-нарушителем и крылом своего истребителя нанёс удар по его хвостовому оперению. Тот пошёл вниз. Экипаж в составе американского инструктора и иранского учлёта катапультировался и был задержан пограничниками. Самолёт Елисеева после тарана врезался в гору, лётчик погиб. Произошло это в 13.15.
За мужество и героизм, проявленные при выполнении задания по присечению полёта самолёта-нарушителя, капитану Елисееву Г.Н. 14 декабря 1973 года посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Награждён орденом Ленина, медалями. Похоронен в городе Волгограде, где его именем названа улица и установлена мемориальная доска. Навечно зачислен в списки воинской части. Семья Елисеева в настоящее время проживает в городе Минске (Белоруссия).
--------------------------------------------------------------------------------
Список использованных источников
Абрамов А.С. Мужество в наследство. - Свердловск: Средне-Уральское кн. изд., 1988. - С. 56.
Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь. - Т. 1. - М.: Воениздат, 1987. - С. 475.
Жукова Л.Н. Выбираю таран. - М.: "Молодая гвардия", 1985. - С. 120-121.
Зайцев А.Д., Рощин И.И., Соловьёв В.Н. Зачислены навечно. - Кн. 1. - М.: Политиздат, 1990. - С. 208-209.
На грани возможного. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: "Лимб", 1993. - С. 16, 100-107, 376.
Авиация и космонавтика. - 1987. - №2. - С. 12-13.
Авиация и космонавтика. - 1987. - №11. - С. 18-20.
Авиация и космонавтика. - 1994. - №3-4. - С. 48.
Мир авиации. - 1996. - №1. - С. 45.
"Красная звезда" 10.09.1986, 08.05.1988.
www.aeroram.narod.ru
Выделения мои.
Понимаю, что гриф ещё, скорее всего, не снят, но... Вместо "Любой ценой" — мог поступить прямой приказ на таран? Забыть про пушку лётчик-истребитель, конечно не мог. Что толкнуло на таран? Малая дистанция и отсутствие времени на отставание для прицеливания? Азарт?
Скорости Фантома и МиГ-21 го близки, так? Как он смог догнать "вора", если тот, наверняка, был уже с выработанным топливом, а перехватчик — недавно взлетел?
Врезался в гору: смял (снёс) крыло? Или "просто" не успел отвернуть?