ТОиР ВС и виртуальная реальность

Ученый сказал(а):
Все правильно понял, и у нас так будет (хотя наверное не сразу)
А пока мы пожинаем плоды того, о чем говорили сегодня на очередном заседании "неофициального клуба" разработчиков ЭД.
А именно, подмене документации эксплуатанта на ЭД промышленности со всеми вытекающими...
Очевидно следует познакомить авиационную общественность с гласом ОКБ-разработчиков ВС ГА в перспективе очередной проверки ИКАО нашей родной авиационной власти.
 
Реклама
Strek сказал(а):
MsKos, Да, конечно, обычно ТК выпускаются отдельно от описания. Но это пока для российских ВС просто физическое разделение без планов на будущее. Спроси кого нить зачем, и вряд ли кто ответит.

Вот Вы, М. С. для чего выпускаете ТК отдельно от описания? ;)

Ну почему же вряд ли ответит?
Пожалуйста, из меркантильных соображений, за РО и ТК отвечает отдельное подразделение, и чтобы обеспечить его ответственность в полном объеме, придуманы сборники ТК к РО, выпускаемые отдельными брошюрами со своими листами утверждения.
А если по-серьезному, эти сборники направлены исключительно на отечественного потребителя, из гос. и гражд. авиации, с четким разделением на специальности, в отечественной трактовке.
У инозаказчика, даже самого не супер, все может быть совсем не так, и даже зачастую совсем по-другому.
Так что ТК в составе РЭ, это собсно так и должно быть, несмотря ни на что. Ну разве что для МО РФ отдельно, там без этого ну никак не могут...

Насчет планов на будущее. В принципе публикация information set, в том или ином наборе, на двух или более CD/DVD, для 1+2 уровня или 1+2+3 уровня обслуживания, это предмет договоренности с потребителем. Даже так, ежели контракт предусматривает организацию обслуживания до 3-го уровня включительно, тогда 1+2+3, а по умолчанию - это 1+2. А для некоторых потребителей вполне хватит и 1 уровня.
 
Strek сказал(а):
Товарищи, а не кажется ли вам, что есть вопрос кто и как будет делать 3D не столь существенен. Это определяется наличием средств (людских, финансовых) и воли и/или требований заказчика. И собсна не совсем интересен.

Вопрос в другом, более интересный. А стоит ли в АMM совать 3D и прочие систелки, сопелки и дуделки. Не влазим ли мы с таким подходом в нишу CBT? Вопрос, как часто инженер или техник будет смотреть все эти вращающиеся, мигающие ЗD штуки?

Ну, Валер, я-то тут представляют ИТшную отрасль с ее "алчными ручонками", нам бы только 3Д тулзы вам продать и нажиться на этом :)

Если серьезно, то ты конечно прав - решать нужно или не нужно самим эксплуатантам, вернее их передовой технической и руководящей части. Но чтобы решить все-таки им стоит дать попробовать руками что-то, типа пилотного варианта ЭД в этом самом трехмерно-виртуальном виде. А уж полапав это все они смогут сказать, действительно ли нужно и как часто крутить агрегат со всех сторон, разбирать-собирать на экране, какие выноски и подписи и где видеть. К какой-то систем я такую демку видел, кажется это была система кондиционирования Су-30МК, так там даже голосом тетенька инструкции давала.

Еще вопрос- на ккаком "железе" это все предлагать. Возможно что-нибудь вроде новомодных TabletPC тут могут быть очень уместными. КПК как-то мелокавт экраном по-моему.

Другое дло, что как видим местные эксплуатанты явно проявляют такой интерес.
 
MsKos, Позвольте с Вами не согласиться. Что Вы имеете ввиду под "подменой ЭД эксплуатации на ЭД промышленности" приметельно к MRO?

В чем заключается глас промышленности по этому вопросу? Для меня, например, очевидным являтся то, что мы (промышленность) по разным причинам пока еще не смогли сделать для эксплуатанта ту ЭД, которая ему нужна. Вот над этим и работаем, причем, не особо загружая эксплуатанта своими проблемами.
 
робкий голос из зала.... ;)

- дайте хороший "Troubleshooting Tool" в виде живых схем и 3-Д живых картинок. Пусть там всё мигает, течёт, включается и выключается. Ещё лучше с интеграцией фото систем реального вс.
Главное- быстрый, интерактивный поиск неисправности или отказа.

- дайте 3-D "Training Manual" со схемами и объяснением философии разработки конкретной системы и её взаимодействия с остальными системами и агрегатами вс.

- дайте интерактивные AMM, IPC, SRM, WM (Wiring Manual), так что бы они были связаны в одну программу, где Task Cards с содержанием и периодом работ был бы связан с IPC и tooling-ом. Совсем мечта- привяжите к AMM двигатель и CMM's (хотя бы только информативно).

- создайте портал с авторизированным входом "изготовителя/ разработчика вс". 24- часовой сервис по тех вопросам, интерактивные SB's и другие документы. Постоянно обновляемая информация о статусах и рев. мануалах, SB's и прочих изменяемых документах.

... у меня пока всё. ;)
 
FW, Аркадий, а зачем тебе TST с 3D? Я так понимаю, что более интересным было бы создание "умных" алгоритмов, а не визуализация. Опять же - инетреактивный поиск неисправности или отказа. Что ты имеешь ввиду под интерактивностью поиска? Просто ссылки на другие алгоритмы?
 
Strek, САПР конечно не совсем ЭД, но по моему опыту нужны и алгоритмы и визулизация. Упор на только одно из - не катит. Красочный но тупой инструмент равно малополезен ка кнавернутый внутри но простенький по части интерфейса.
 
Валера, под интерактивностью я имел в виду описание отказа/ неисправности связаного линком с картинкой, схемкой, диаграммой, сигнализацией в пилот. кабине и т.д., может с АММ (например, как проверить систему).

TST может не в 3Д, но обязательно с фото реально места на вс с указанием прамо на фото, на что обратить внимание.
 
FW, Аркадий, в этом смысле ессно, это было бы не плохо. Тем более, что ASD 1000D (Раздел 5.2.1.3.2. Локализация отказов) предусматривает подобную информацию.

vm, Володя, а в случае с ТST интерфейс не нужен. Тут должна быть привязка дополнительной информации в виде гиперссылок на существующие разделы ЭД прямо на алгоритме (схеме) поиска отказа. Но в целом ты прав.
 
Strek, вот гиперссылки и есть интерфейс :) И сама схема - тоже интерфейс. Ведь как альтернатива может быть (и есть во многих случаях сейчас)интерфейс в виде листа бумаги со списком прявления неисправности и против него номер страницыкуда идти дальше. То жэе самое, но нарисованное на экране даже КПК где прсто тыкаешься в неисправность уже может оказаться эффективнее.

А глубже - на самом деле может оказаться что нужно в этом самом интерфейсе поиска траблы ввести параметры, считанные с контрольных приборов. Вот тут уже прибор лучше сам и нарисовать. Или нужно указать взаиморасположение кранов/рычагов итп - то же самое проще (юзеру) это сделать на нагляной (а лучше инерактивной) иллюстрации. Или переместить инженре на разде с изображением агрегата с указанием порядка и мест для допконтроля. Итп итд.
 
Реклама
FW сказал(а):
робкий голос из зала.... ;)

- дайте хороший "Troubleshooting Tool" в виде живых схем и 3-Д живых картинок. Пусть там всё мигает, течёт, включается и выключается. Ещё лучше с интеграцией фото систем реального вс.
Главное- быстрый, интерактивный поиск неисправности или отказа.

- дайте 3-D "Training Manual" со схемами и объяснением философии разработки конкретной системы и её взаимодействия с остальными системами и агрегатами вс.

- дайте интерактивные AMM, IPC, SRM, WM (Wiring Manual), так что бы они были связаны в одну программу, где Task Cards с содержанием и периодом работ был бы связан с IPC и tooling-ом. Совсем мечта- привяжите к AMM двигатель и CMM's (хотя бы только информативно).

- создайте портал с авторизированным входом "изготовителя/ разработчика вс". 24- часовой сервис по тех вопросам, интерактивные SB's и другие документы. Постоянно обновляемая информация о статусах и рев. мануалах, SB's и прочих изменяемых документах.

... у меня пока всё. ;)

FW полностью поддерживаю :pivo: :p
 
Strek сказал(а):
MsKos, Позвольте с Вами не согласиться. Что Вы имеете ввиду под "подменой ЭД эксплуатации на ЭД промышленности" приметельно к MRO?

В чем заключается глас промышленности по этому вопросу? Для меня, например, очевидным являтся то, что мы (промышленность) по разным причинам пока еще не смогли сделать для эксплуатанта ту ЭД, которая ему нужна. Вот над этим и работаем, причем, не особо загружая эксплуатанта своими проблемами.

1) Подменой ДОКУМЕНТАЦИИ эксплуатанта на ЭД промышленности например можно назвать выдачу Регламента ТО за Maintenance Program эксплуатанта, ТК РЭ за Task Cards эксплуатанта.

2) Глас промышленности Вам послан по мылу, от Ученого.

3) Деланием ЭД под конкретного эксплуатанта мы все время только и занимались в советские и недавние постперестроечные времена, удовлетворяя 1-го и 2-го Заказчиков. А потом выяснилось, что наши РЛЭ, РЭ и РО порядочному инозаказчику нафиг не нужны, он в них разбираться не может и не хочет, особливо в АБВГДЕешном РО по ОСТ 54 30054-88. :D

4) Эксплуатанту надо дать ту ЭД, которая вписывается в нормальную практику работы эксплуатанта в соответствии с рекомендациями ИКАО. По-моему так... Или опять не так? :wall:
 
MsKos, по пунктам.

1. Я не знаю примеров, когда российский РО (MS) выдается за буржуйский Maintenance Program эксплуатанта. Вы знаете такие случаи? То, что они отличаются это ведь не факт подмены. Мы живем по своим нормам, они по своим. Когда мы выходим на их рынок и пытаемся сертифицировать наши ВС у них, то мы пытаемся работать по их правилам. Разве не так? Например, мы сейчас занимаемся вопросами сертификации Бе-200 в EASA. Уверяю Вас, и мы и они, EADS и EASA прекрасно понимают чем наш РО отличается от их MPD. Ну отличается. Наметили пути выхода из ситуации, решаем. В чем проблема то?

TK vs JC. Я давно пытаюсь разобраться в этом вопросе. Пришлите кто нить JC, посмотреть, что это такое. :) Чем наши ТК хуже буржуйских разделов 200-900 AMM, кроме оформления и формата?

2. Посмотрю 8-)

3. Ну и что, что не нужны. Они нужны были российскому заказчику. Значит будем делать такие, какие нужны импортному. Мы это проходили (м) по Бе-103, Бе-200 и даже А-50. Да есть проблемы, но все они решаемые. Мы сейчас затеяли процедуру переделки ЭД Бе-200 под ASD 1000D. ЭД на А-50АИ (Индия) уже выпускается по ASD 1000D. Что касается РО. А кто Вам мешает применять MSG-3 для обоснования работ по ТО? Не надо комитета MRB. Кто вам запрещает выполнять собсна анализ?

4. Дык а кто с этим спорит? Вот только давайте ИКАО оставим в покое. Для промышленности есть конкретные требования изложенные в спецификациях ATA и ASD. А ИКАО - это для теоретических дебатов.
 
MsKos, Я Вас уверяю, большинство проблем лежит непосредственно в самих российских КБ (их руководстве), которые ждут указки сверху. У меня начальники КБ подписывают документы (приказы, распоряжения и т.д.) со страшными словами DMRL, DED, LCN и ничего :D
 
Strek сказал(а):
TK vs JC. Я давно пытаюсь разобраться в этом вопросе. Пришлите кто нить JC, посмотреть, что это такое. :) Чем наши ТК хуже буржуйских разделов 200-900 AMM, кроме оформления и формата?

я хоть и не буржуин, но TC могу прислать. В Пятницу, т.к. завтра выходной.

на какую тему? ;)

а у нас ещё Work Order-ы есть ;) . WO обычно для текучки- "findings", во время регламента и для Line Maintenance.
 
Strek сказал(а):
Я не знаю примеров, когда российский РО (MS) выдается за буржуйский Maintenance Program эксплуатанта. Вы знаете такие случаи? То, что они отличаются это ведь не факт подмены. Мы живем по своим нормам, они по своим. Когда мы выходим на их рынок и пытаемся сертифицировать наши ВС у них, то мы пытаемся работать по их правилам. Разве не так? Например, мы сейчас занимаемся вопросами сертификации Бе-200 в EASA. Уверяю Вас, и мы и они, EADS и EASA прекрасно понимают чем наш РО отличается от их MPD. Ну отличается. Наметили пути выхода из ситуации, решаем. В чем проблема то?
Дык, нет проблем...
Работаем, как умеем, иногда даже дымок идет...
Собсно, я имел в виду наше родное отечество и потомков бывшей МГА СССР, а не зарубёж.

Strek сказал(а):
TK vs JC. Я давно пытаюсь разобраться в этом вопросе. Пришлите кто нить JC, посмотреть, что это такое. :) Чем наши ТК хуже буржуйских разделов 200-900 AMM, кроме оформления и формата?
Вполне может что ничем, кроме одного, что они пишутся опирэйтором, на основе maintenance procedures AMM, а затем затверждаются САА.
Потом опирэйтор может совмещать (группировать) ТС, так как у него принято, со своими personnel skills speciality особенностями.
Кстати, есть термин Task Card и термин Job Card, а у них в чем различие? Я полагал, что TC это описание процедуры для исполнителя, а JC это аналог нашенской карты-наряда, типа план работы на день. Или есть иные трактовки... :wall:

Strek сказал(а):
Ну и что, что не нужны. Они нужны были российскому заказчику. Значит будем делать такие, какие нужны импортному. Мы это проходили (м) по Бе-103, Бе-200 и даже А-50. Да есть проблемы, но все они решаемые. Мы сейчас затеяли процедуру переделки ЭД Бе-200 под ASD 1000D. ЭД на А-50АИ (Индия) уже выпускается по ASD 1000D. Что касается РО. А кто Вам мешает применять MSG-3 для обоснования работ по ТО? Не надо комитета MRB. Кто вам запрещает выполнять собсна анализ?
В итоге имеем многовариантную типовую ЭД. На каждый контракт свой полный комплект ЭД, различающийся и по составу и по оформлению. Как это сопровождать дальше?
Потом, я уже писал, сейчас ВС у одного эксплуатанта (пока гарантия), допустим в России, а после гарантии и РВР'а ВС уже продан в Колумбию. А мы то старались угодить только первоначальному владельцу.
Вот ежели для всех, и наших и для не наших по S1000D, тогда мне это понятно.
Кстати, MRB все же какой-никакой нужен, с нас уже пытались бразильцы заполучить MRBR, причем запросили они его сначала у АР МАКа. Да и при регистрации экземпляра ВС заявителю положено передать MRBR в AID.

Strek сказал(а):
Вот только давайте ИКАО оставим в покое. Для промышленности есть конкретные требования изложенные в спецификациях ATA и ASD. А ИКАО - это для теоретических дебатов.
Давайте оставим, только после того, как в РФ все будет соответствовать принятой ею же Конвенции, начиная с нормальной САА.

Strek сказал(а):
Я Вас уверяю, большинство проблем лежит непосредственно в самих российских КБ (их руководстве), которые ждут указки сверху.
Это скорее характерно для руководства и начальников среднего звена на серийных заводах.
Руководители ОКБ озабочены нынче только одним, как и сколько срубить бабла, а для этого никакой указивки не требуется.
 
Вот на подобие хотя бы такой программы сделать приложение к АММ и ЕММ. Допустим система кондиционирования, в начале "сидишь" в вот такой виртуальной кабине, включается и производятся все необходимые процедуры для работы системы. Затем на экране вызывается цветная схема самой системы, где указано от куда и куда подается воздух, где охлаждается, какие клапаны срабатывают. А далее имитируются отказы тех или иных агрегатов, и наглядно смотрим, что происходит с системой и какие параметры выдаются. Так даже легче на мой взгляд найти не исправность :rolleyes:
 
Леопард,
Ссылочка у меня не открылась, но то про что вы написали уже есть в учебных материалах основных производителей АТ.
 
Техник сказал(а):
Леопард,
Ссылочка у меня не открылась, но то про что вы написали уже есть в учебных материалах основных производителей АТ.

Странно, у меня данная ссылка работает. Мне вот не довелось видеть хорошие учебные программы. :( И учился и переучиваюсь по старинке, цветные картинки схемы и горы книг :) А АММ как было в черно белом варианте в компьютере так и осталось.
 
Реклама
Как работате виртуальная реальность в процессе ТОиР

Виртуальное ТОиР
Мы работаем в данных направлениях.
1. Юзаем буржуйское ПО для исследования изделий на монтажную, ремонтную, эксплуатационную технологичность.
2. Пытаемся создать отчественное ПО для связи БД по изделию (включая ILS) с автоматизированным формированием ЭЭД от 1-го до 5-го уровней. Для 4-го и 5-го ппредусматривается автоматизиованное формирование структурированной (по шагам и субъектам) анимации процессов эксплуатации и обслуживания (от 1-го до 4-го уровней) на основе последовательного описания процедур эксплуатации, привязки к 3D и пр. инофрмации. Сложно, но прогресс есть. Основной вопрос в том, что это страшно дорогое удовольствие и требует "перетрахивания" не КБ и строителей, а Заказчика. А он это использовать пока не умеет. :confused:
 
Последнее редактирование модератором:
Назад