Тросы в системах управления

Экзот

Элефантерия
у которого своя проводка к каждому потребителю?
Я не знаю, но открою страшную тайну — самолёты не дураки проектируют. Скорее всего, что у турбогенератора своё ЦРУ. Да и отдельная проводка не исключена — всего то надо запитать дюжину агрегатов ПНК и ЭДСУ. А без кипятильников, думаю, можно потерпеть до посадки.

---------- Добавлено в 08:01 ----------

Экзот, что за буква в марке авиационных тросов? Это в иномарочных?
Да не, в наших. Ну, не помню уже. :( Аббревиатура, ЕМНИП, расшифровывается примерно так "трос авиационный оцинкованный предварительно вытянутый-столько то мм".
 
Реклама
Стальные канаты вообще не тянутся... сразу рваться начинают...
Не могу сказать про авиацию, но на грузоподъёмной технике, вытяжка до 10% является эксплуатационной нормой и выбраковка тросов не требуется. ;)
 
Натяжение тросов в эксплуатации меняется, поэтому на формах (регламентах) регулярно проверяют их тензометром.

Совершенно верно. Даже на Ан-2, каждые 300 часов налета:)

---------- Добавлено в 22:46 ----------

на грузоподъёмной технике, вытяжка до 10% является эксплуатационной нормой и выбраковка тросов не требуется

В авиации управление с применением тросовой проводки применяется при относительно невысоких нагрузках. Далее идут тяги, гидравлика и винтовые механизмы.
 
Из-за механических свойств проволоки из которой изготавливаются.
но на грузоподъёмной технике, вытяжка до 10% является эксплуатационной нормой
????? Резиновые что ли?
Не надо путать выборку «слабины» укладки и собственно растяжение непосредственно каната.
 
Даже если бы трос состоял из абсолютно нерастяжимых проволочек, он под нагрузкой немного растягивался бы, особенно в местах заделки и пропуска через шкивы.
 
Можно вспомнить сопромат и модуль Юнга для материала, из которого сделан трос (я так думаю, что это сталь), можно сделать вывод, что трос тоже растягивается.
 
Реклама
Может всю эту фигню про троса к "чайникам" перенести, или ещё куда?
Тема не очень подходящая для подобного рода обсуждений.
 
Не надо путать выборку «слабины» укладки и собственно растяжение непосредственно каната.

Растяжение троса есть примитивная упругая деформация, для сталей явление нормальное.
"Слабина" укладки это осетрина второго сорта, по простому выбраковка.
Речь идёт о "вытяжке" троса в следстви износа прядей при трении друг об друга, в итоге диаметр троса уменьшается с соответствующим удлиннением. Единственный метод борьбы - смазка. Метод дефектации - замер диаметра в местах перегибов. Как правило троса просто заменяются по наработке или по календарю.
Применительно к тросовой проводке в самолёте предварительное натяжение (незначительное) создаётся для:
- равномерности прямого и обратного хода управления, т.е. избегания гистерезиса проводки - увеличения точности управления
- предотвращения провисания проводки в следствии охлаждения фюзеляжа на эшелоне и, соответственно, его укорочения
- компенсации вытягивания троса.
 
"о износе прядей при их трении друг об друге" слышать не приходилось.... Обычно троса изнашиваются снаружи в следствии трения о протяжных устройств.
Потёртости вызываны не верной регулировкой/ натяжением. Троса меняют по налёту (FH) или по состоянию (досрочно), если есть потёртости выше нормы и/или разрывы проволки. Обычно подозрительные места просто сжмают в петлю, дабы убедиться в разрыве проволки...

Вот темп. это да, фактор сильно влияющий на регулировку натяжения троса. Особенно надо обращать на темп. фактор в летнее время года... разбросы в регулировке могут быть значительны.

И ещё один момент. Новый трос обязательно должен быть нагружен перед установкой на самолёт. Есть разные технологии и способы, всё зависит от изготовителя и самолёта. Обычно это делается на заводе изготовителе. В моей практике был период, когда троса оставлялись под нагрузкой на ночь до установки... ну такой уж ;) чувствительный самолётик был. А так это обязательная процедура (нагрузка троса после изготовления) процесса изготовления авиационных тросов.

P.S. а тов. Юнг здесь совсем не причём... :)

кстати, о смазывании тросов в эксплуатации тоже слышать не приходилось.
 
Последнее редактирование:
P.S. а тов. Юнг здесь совсем не причём...
Интересно, везде причем, а в авиационных тросах - не причем?
Любой материал имеет свой модуль Юнга, указывающий, насколько он растянется/сожмется под нагрузкой, ну и предельный показатель, когда он таки порвется... Просто так вот порваться, не растягиваясь, ни рельс, ни стеклянная бутылка не смогут. Другое дело, что количественно это может быть небольшая величина.
 
"трос авиационный оцинкованный предварительно вытянутый-столько то мм".
Троса предварительно вытягивают не до удлинения, а определенной нагрузкой, уже после нарезания и организации концевых заделок.
После этого проверяется длина и отбраковка.
 
Вы всё-таки разделите остаточную деформацию и упругое растяжение. Модуль юнга это к упругому растяжению.

А потом спорьте. А то я ничего в ветке не понимаю.
 
ну правильно, где тонко (растягивается) - там и рвется. если не ошибаюсь, канат рвется при > 200 кг. на Ту-154 троса витые. КСАН. Согласно документации вначале вытягивают сам канат, а после заделки на нем наконечников или втулок, проверяют трос вытягиванием на прочность заделки. Канат пропитан смесью против коррозии (на 204 канаты из нержавейки, говорят рвутся чаще). Нормы на количество обрывов проволок различаются у разных конструкторов. Смазывают в эксплуатации троса в местах прохода через гермовыводы, хотя хуже не будет, если мазать в открытых зонах. Гистерезис и температурные компенсации - для этого в самолете есть простой подпружиненный ролик (несколько) и пружинные муфты.
 
Реклама
Интересно, везде причем, а в авиационных тросах - не причем?
Mechanic, ну какой там "модуль Юнга", когда после заделки и стат нагрузки, 30-и метровой трос удлиняется на 13- 15мм... (?) а если вспомнить учёных... то да и Юнг и Бернулли и Ньютона надо не забыть... ;)
Смазывают в эксплуатации троса в местах прохода через гермовыводы
но ведь смазывают не для того чтобы снизить износ внутри троса, как описал уважаемый Сеня. Смазыют, чтобы избежть/ снизить потёртостей в направляющих и собственно на поверхонсти тросов.

P.S. немного офф-а был у меня мотоцикл Ява, так вот там была болезнь троса сцепления, мазали, даже в масле варили- всё равно рвался, а вы Юнг... :)
 
Последнее редактирование:
Назад