Ту-105

Стипан

Стипан

Старожил
Очень хочеться узнать по-подробнее о Ту-105. Прототип Ту-22. Сколько их было и какова их судьба. Информация нужна для составления реестра этого экспериментального аппарата.
 
Реклама
svv

svv

Любопытный
Стипан,
есть как раз эта информация, наверное повыкладываю ее, но не быстро. Может сегодня вечерком займусь.;)
 
Стипан

Стипан

Старожил
21 июня 1956 г. экипаж во главе с летчиком-испытателем Ю. Алашеевым выполнил первый полет. Известно также о катастрофе Ту-105. Подробностей непомню.
 
svv

svv

Любопытный
Стипан,
немного терпения, про Алашеева тоже есть много информации.
 
Бурундук

Бурундук

Старожил
Стипан, а разве первый полёт был не 21 июня 1958 года? Пилот Ю.Т.Алашеев, штурман И.Е. Гавриленко и радист К.А. Щербаков.

Насколько я знаю, было 2 прототипа. 105 (21.06.1958) и 105А с двигателями ВД-7М (хотя планировались НК-6), 07.09.1959.
105А изготовлен с учётом правила площадей.

21.12.1959 105А разбился, Ю.Т.Алашеев и штурман И.Е. Гавриленко погибли, радист К.А. Щербаков катапультировался. Алашеев не катапультировался из-за отказа кресла у штурмана.

Уже в июне-августе 1960г. построили 3 первых серийных Ту-22. Первый полёт серийного 21.06.1960 (Б.В.Машковцев).

Интересно бы узнать серийные номера 105 и 105А, а также куда делся 105 (хотя почти наверняка распилили).
 
Последнее редактирование:
Стипан

Стипан

Старожил
Скорее всего серийники были 105-1 и 105-2, как обычно у экспериментальных аппаратов. У Ту-95 и Ту-96 присваивали так. Хотя это могли быть и условные присвоения.

И еще вопрос Ту-105 нулевки для статических испытаний не было ли случайно?

Бурундук,
Дату брал с airwar.ru скорее всего опечатка там. Да действительно, что-то не вдумался когда писал. Виноват.
 
svv

svv

Любопытный
Существенная разница 105 и 105А то что у первой стойка шасси убирались в фюзеляж.
Весной 59 года на посадке у 105-ой сложилась нога. Командир - Калина А.Д. Машина была восстановлена и отправлена в Ачинское училище технического персонала в качестве учебного пособия.На сверхзвук на ней не выходили.
На испытания 105А было изначально предназначено 5 машин.
1 - проводились испытания связанные с проблемами аэродинамики, прочности, силовой установки и самолетных систем.
2- дублер первой
3 - для испытаний по вооружению. Из цеха первой вышла она. Проводил испытания на ней Валентин Федорович Ковалев. 17 ноября 1960 года на посадке машину разложили просто на части. Самое удивительное что пожара не было и все остались живы. После эту машину заменили не двадцатую.
4 и 5 - испытывались в ЛИИ
 
svv

svv

Любопытный
Касательно катастрофы Алашеева существует много различных версий, тогда регистраторов не было и потому точно причины установить не смогли почему он не спасся. Катастрофа произошла на седьмом полете этой машины когда планировали впервые в ее истории выйти на сверхзвук. Спасся только бортрадист К.А. Щербаков.
 
svv

svv

Любопытный
После пришло к туполевцам еще 2 машины - 6 и 7.
Интересна мистическая история с машиной №13 Ту-22Р которая сгорела на земле при подготовке к 13 полету. Тогда развалился диск турбины.
 
Реклама
APKAH

APKAH

Старожил
Вообще-то самолет-гроб был... изделие "Ю", а в войсках, просто "Шило".
"105" - выпуск август 1957. п/п 21.06.1958. Авария при посадке летом 1959. (предположительнос/н 01-01)
"105" - выпуск ноябрь 1957 - для статиспытаний
"105А" - п/п 07.09.1959 катастрофа 21.12.1959 (предположительно с/н 01-02)
На начало 1960 уже были готовы первые 3 серийных Ту-22: №01, №12, №30.
Ту-22 - с\н 02-02 (рег номер №12 или №30) второй серийный. выпуск осень 1959. п/п 21.06.1960. 02.09.1960-серьезная препосылка к ЧП. Доработка системы управления. В следующий "последний" полет отправился 17.11.1960, отказ двигателя, самолет сажали прямо на поле. Все живы.
Ту-22 сн 02-01 осень 1960 (рег номер №12 или №30) погибли командир В.Корчагин, штурман Г.Пронин, оператор А.Санников после пожара в воздухе.
За 1961 год выпущено 7 Ту-22, 5 Ту-22Р
Ту-22Р с/н 02-03 з/н 1029034 выпуск дек1959? разбился 18.04.1962
Ту-22 (с/н 02-04?) з/н 5029025 разбился 08.01.1964, погибли летчики ЛИИ...
Ту-22Р с/н 05-01 10.10.1961-сгорел на земле
А вот этот "105Р" дожил до начала 90-х в Риге: (серийный бы хорошо узнать...)
http://fotki.yandex.ru/users/APKAH-RIX/view/106138/
Всего с 1960 по 1992 только Дальняя авиация потеряла минимум 32 Ту-22 + еще столько же в авиации ВМФ.
 
svv

svv

Любопытный
APKAH,
действительно тяжело машина давалась. У Амирьянца про туполевцев это довольно обширно написано
 
Стипан

Стипан

Старожил
Итого пока имеем.

105-0 Ту-105 Выпущен в 1958 году. Эксплуатантом являлось ОКБ Туполева. Первый полет совершил 21 июня 1958 года во главе с летчиком-испытателем Ю. Алашеевым. Весной 1959 года во время испытательного полета при посадке поломка стойки шасси (Командир - Калина А.Д.) Позже востановлен и отправлен в Ачинское училище технического персонала в качестве учебного пособия. Во время испутательных полетов не было осуществленно выхода на сверхзвук.

105-1 Ту-105А Выпущен в 1959 году. Эксплуатантом являлось ОКБ Туполева. Первый полет совершил 7 августа 1959 года. Проводились испытания связанные с проблемами аэродинамики, прочности, силовой установки и самолетных систем. Потерпел катастрофу во время 7 испытательного полета 21 декабря 1959 года. (Ю.Т.Алашеев и штурман И.Е. Гавриленко погибли, бортрадист К.А. Щербаков катапультировался. Алашеев не катапультировался из-за отказа кресла у штурмана). В 7 испытательном полете был запланирован выход на сверхзвук.

105-2 Ту-105А Выпущен в 1959 году. Эксплуатантом являлось ОКБ Туполева. Являлся дублером Ту-105А (105-1). Не имел двигателей. Использовался для статических испытаний.

105-3
Ту-105А Выпущен в 1959 году. Эксплуатантом являлось ОКБ Туполева. Построен первее 105-1 и 105-2. Проводились испытания по вооружению. Испытания проводил Валентин Федорович Ковалев. 17 ноября 1960 года при посадке потерпел катастрофу во время испытательного полета. Никто не погиб.

105-4 Ту-105А Выпущен в 1960 году. Эксплуатантом являлось ОКБ Туполева. Использовался для испытаний в ЛИИ

105-5 Ту-105А Выпущен в 1960 году. Эксплуатантом являлось ОКБ Туполева. Использовался для испытаний в ЛИИ

105-6 Ту-105А Выпущен в 1960 году. Эксплуатантом являлось ОКБ Туполева.

105-7 Ту-105А Выпущен в 1960 году. Эксплуатантом являлось ОКБ Туполева.

svv,А по каково была судьба 105-4 105-5 105-6 и 105-7? Я с датами выпуска ничего не напутал? Ту-22 присвоили восьмой по счету машине?
 
Стипан

Стипан

Старожил
Так значит всего было три Ту-105, а далее шли уже Ту-22?
Вверху я напутал слегка.
 
svv

svv

Любопытный
Стипан,
По большому счету все 105А это уже Ту-22. Доработки в большинстве своем шли на серийных, которые после 105 выпускались в Казани.
Получается что правильно 105 - 2 машины.
 
svv

svv

Любопытный
Нашел другую нумерацию тройка это "302, четверка - 404, упоминавшаяся мною двадцатая имела с/н 5050051 (стоит в Монино). Тринадцатая машина - 501, заменившая ее после пожара на испытаниях была 403.
Четвертый серийный разбившийся 8 января 1964 - 5029025.
На семерке испытывали двигатели РД-7М-2.

Сейчас в другом источнике поковыряюсь еще
 
Стипан

Стипан

Старожил
Реестр Ту-105.

01-00 Ту-105 Выпущен в августе 1957 года. Эксплуатантом являлось ОКБ Туполева. Первый полет совершил 21 июня 1958 года во главе с летчиком-испытателем Ю. Алашеевым. Весной 1959 года во время испытательного полета при посадке поломка стойки шасси (Командир - Калина А.Д.) Позже востановлен и отправлен в Ачинское училище технического персонала в качестве учебного пособия. Во время испутательных полетов не было осуществленно выхода на сверхзвук. Серийный номер не потвержден.

01-01 Ту-105 Выпущен в ноябре 1957 года. Эксплуатантом являлось ОКБ Туполева. Использовался для статических испытаний. Серийный номер не потвержден.

01-2 Ту-105А Выпущен в 1959 году. Эксплуатантом являлось ОКБ Туполева. Первый полет совершил 7 августа 1959 года. Проводились испытания связанные с проблемами аэродинамики, прочности, силовой установки и самолетных систем. Потерпел катастрофу во время 7 испытательного полета 21 декабря 1959 года. (Ю.Т.Алашеев и штурман И.Е. Гавриленко погибли, бортрадист К.А. Щербаков катапультировался. Алашеев не катапультировался из-за отказа кресла у штурмана). В 7 испытательном полете был запланирован выход на сверхзвук. Серийный номер не потвержден.

01-3 Ту-105А Выпущен в 1959 году. Эксплуатантом являлось ОКБ Туполева. Являлся дублером Ту-105А (01-2). Не имел двигателей. Использовался для статических испытаний. Серийный номер не потвержден.

Теперь соответсвует ли реестр действительности? Два летных самолета и два для статических испытаний. Ничего не напутал я снова?
А Ту-105 в Казани или на ММЗ Опыт делали? Которые у меня 01-00 и 01-01?
 
Последнее редактирование:
APKAH

APKAH

Старожил
источник airwar.ru :
"Первые Ту-22, видимо, поступили в ЦБП и ПЛС ДА в Дягилеве(под Рязанью), а затем в 121-й гвардейский полк в Мачулищах (Минск), 203-й гвардейский полк, дислоцировавшийся в Барановичах и в 341-й полк в Озерном (Житомир). Все три полка входили в 15-ю авиадивизию."
На самом деле, судя по имеющимся у меня данными по катастрофам, одним из первых Ту-22 начали использовать в ВВС БФ:
22.08.1962 Ту-22Р Чкаловск 3:3 ВВС БФ отказ техники
12.06.1964 Ту-22Р 2:3 ВВС БФ на взлете отказ техники
12.06.1964 Ту-22Р Чкаловск 3:3 ВВС БФ причина неизвестна
Представляю что думали те люди которые испытывали этот самолет...игра в рулетку...:rolleyes: Если исходить из статистики, Ту-22 бесспорно самый "аварийный" самолет. Почти что каждый 4 Ту-22 разбился или потерпел аварию...
 
svv

svv

Любопытный
APKAH,
известна история когда Алашеев перед злополучным вылетом сказал сквозь зубы:"Эх, лучше бы я у вас на "105-й" семь раз слетал, чем туда идти.
 
Реклама
APKAH

APKAH

Старожил
svv,
Что имел ввиду Алашеев "чем туда идти" ?
Как это было: "Экипаж в составе Ю.Т.Алашеева, И.В.Гавриленко и А.К.Щербакова на "105А" взлетел в 11 ч 38 мин с аэр. ЛИИ (г.Жуковский) в сторону Пензы с заданием включить форсаж двигателей на высоте 7000 м и выйти на высоту 10000м. Вскоре после выхода на сверхвзук экипаж почувствовал сильный удар, машина перешла в неуправляемое пикирование:
"Юра, что это? Помпаж?",-трижды спросил штурман И.В.Гавриленко. Алашеев молчал.
"Юра, крен, Юра, крен!" - повторил Гавриленко. Самолет шел к земле, медленно поворачиваясь вокруг продольной оси и набирая скорость на пикировании.
"Приготовиться к катапультированию!" - приказал Алашеев. Щербаков сбросил аварийный люк и начал ждать приказа на покидание самолета. Через минуту, когда он увидел, что из-под него уходит пол, а самолет идет почти вертикально, Щербаков катапультировался (затем было установлено, что он покинул самолет на скорости 1380 км/ч). Воздушным потоком сильно пригнуло голову, сорвало защитное стекло со шлема. Кресло падало спинкой вниз. Сработал автомат отделения от кресла, привязные ремни расстегнулись, а кресло не отделилось. Щербаков пытался оттолкнуть его ногой, сиденье как приклеилось, а высоты до земли оставалось все меньше и меньше. Он со всей силы толкнул сиденье плечом и оно мгновенно отделилось и ушло. Дернул за вытяжное кольцо парашюта-купол парашюта наполнился. Приземлился на дерево, сильно ударившись о него. С помощью местного жителя, молодого деревенского парня, снял с дерева парашют. Щербаков спросил у парня: "Не видели ли еще кого?" Тот ответил: "Нет. Был сильный взрыв."
Алашеев остался на борту и до конца пытался спасти опытный самолет, не покинув его до трагической развязки...На месте катастрофы осталась воронка глубиной 7...8м и диаметром 25...26м...
 
Последнее редактирование: