Туман на полосе. Асфальт vs бетон. Шальная мысль.

Экзот

Элефантерия
Вот подумалось тут. Никто не скажет из личных наблюдений (хотя бы прикидочно) — а влияет ли на туман материал покрытия ИВПП?
Я про утренние туманы — часто в округе видимость отличная, а над полосой — непроглядный туман. И вот подумалось — зависит ли это от её цвета? Ведь, по идее — бетонная должна медленнее (и меньше) нагреваться днём => быстрее создавать условия для тумана ночью, а утром — тормозить прогрев воздуха солнцем. У асфальта, вроде, должно быть получше?
Летуны, метеорологи и просто наблюдательные люди — что скажете?
 
Реклама
Паааално... И чисто асфальтовое (для лёгкой авиации) и асфальтобетонное (внизу — плиты, поверху асфальт) — для "взрослой".
 
Jupiter,
brnik.gif


Экзот, у вас бетонная, как я понимаю? И туман?
Ну, вот у нас асфальт - поверхность черная соверенно, но тоже туман.
Правда, так, чтобы исключительно над ВПП клубился не сказал бы. Но бывает, что над аэропортом. Правда, тут слишком сильно влияет сама местность - горы вокруг, где ж еще туману собираться... Так что не совсем чистый эксперимент.
 
Да, горы добавляют факторов.
В том то и дело, что я бы не задался вопросом — будь туман над всем аэропортом: открытое место, река рядом, то сё... Но у нас (думаю, мы не одиноки) в девяти случаях из десяти туман, рассеявшись над аэропортом, держится до часа над полосой. +_ 10...20метров от кромки полосы — воздух прозрачный. Над полосой — непроглядь, даже стартовой "вышки по ту сторону не видно. Да и вечером туман садится на полосу на часа два...четыре раньше, чем на аэропорт
 
Подозреваю, что цвет ВПП играет куда меньшую роль в образовании/рассеивании тумана, чем ее пористость (т.е. способность впитывать влагу), теплоемкость, теплопроводность и, возможно, наличие правильного дренажа.
 
Материалы примерно одинаковые по всему миру..А про пористость и гигроскопичность вообще не туда, пардон: по такой логике, туман должен висеть над земляными участками а\д, а не над ИВПП.
 
про теплоемкость мысль правильная, имхо... а материалы и технология их укладки применяемые в строительстве продолжают совершенствоваться, поэтому надо бы сравнить две рядом расположенные впп, над которой влажность больше (при прочих равных условиях)
 
Экзот сказал(а):
Материалы примерно одинаковые по всему миру..А про пористость и гигроскопичность вообще не туда, пардон: по такой логике, туман должен висеть над земляными участками а\д, а не над ИВПП.
Никогда не глядел на ИВПП на рассвете, а вот на шоссе неоднократно видел, что над асфальтом чисто, а за обочиной приземный туман.
А с другой стороны, если материал полосы водоупорный, а вокруг песчаные грунты, то как раз над полосой поутру влажность может быть и повыше...
 
Последнее редактирование:
Да блин... :( Что значит "близко расположенные"? Перрон у нас расположен в четырёхстах метрах от полосы. Асфальтобетонный. тёмный. Туман рассеивается на пол-часа...час раньше, чем над полосой. И садиться на час...два позже. Или требуется ещё ближе?
 
Реклама
У нас туман наползает от Клязьмы, она порт полукольцом охватывает. Сгущается вначале на перроне. Полоса сдается последней, она же первой и очищается. Если вообще сдается. Зависит ли от покрытия? Не знаю, думаю от розы ветров на АД зависит больше.
 
Если туман с реки — это, скорее, адвективный туман, там немного другие условия образования — приходит от тёплой реки на остывшую землю.
А вот радиационный...
 
Это вокруг. А сама ВПП относительно этой самой равнины? И если еще по господствующему направлению ветра какой-нибудь фигни понастроено...
 
На равнине полоса. "Заподлицо". :)
Радиационный, ЕМНИП, обычно садиться в безветрие, т.ч., фактор ветра отбрасываем. В ветер всё было б прекрасно — туман с полосы сдувало бы. Но полоса тем или иным обращом создаёт микроклимат, в котором неподвижный воздух достигает точки росы.
 
Последнее редактирование:
Полоса ваша отдала тепло в воздух, оно ушло вверх, на его место пришел холодный воздух. И не нагрелся, а значит не двигается. Получите туман.
Если бы это все существенно зависело от покрытия, то на перроне бетона не меньше, если не больше, а значит все начиналось бы там. У вас же наоборот. Потому и предполагаю, что ВПП находится чуть ниже уровня перрона.
У нас ВПП на горке, потому и туман ее затягивает позже. Если вообще затянет.
 
На перроне бетон под асфальтом.
Откуда взята посылка, что "полоса отдала тепло воздуху"? Почему только полоса? А где земля, перрон? Если чуть = "несколько санти-/деци- метров", то допускаю. Но не метр и не два.
 
Экзот сказал(а):
Откуда взята посылка, что "полоса отдала тепло воздуху"?
Блин, ну упрощенно же! Вот так прмерно:
Радиационный туман возникает там, где быстро остывает поверхность земли.
Такое чаще всего можно наблюдать в областях высокого давления при слабом ветре и чистом небе, а также в долинах, где наименее вероятно смещение воздуха различных слоев.
Воздух отдает свое тепло, пока его температура не упадет ниже точки росы. Обычно это происходит в ясные ночи, когда отсутствуют облака, задерживающие распространение тепла. Радиационный туман возникает там, где быстро остывает поверхность земли, а влажный воздух, при слабом ветре, не успевает нагреться, смешиваясь с верхними слоями воздуха.
Экзот сказал(а):
Если чуть = "несколько санти-/деци- метров", то допускаю. Но не метр и не два.
__________________
Может этого ЧУТЬ и хватает? Вопрос то интересный - попробуйте поговорить со своими "аэродромщиками". У них должна быть схема с контрольными точками. Может там и не метр/два, а и поболее.
 
Последнее редактирование:
Реклама
Экзот, это проделки инопланетного разума или может, кто-то очень длинный холодильник под полосой позабыл...
 
Назад