Туполевский тёзка

    Бурундук

    заблокирован
    Система обозначений самолётов в СССР никогда не была особо стройной.
    Все знают и о двух сериях нечетных "Су", и о повторениях в ряду "Як" (Як-30, 50), и о трех разных самолётах Ил-20...

    Оказывается, и в ряду "Ту" тоже был, по крайней мере, один "дублёр".

    Первая машина - опытная, да и название ей потом сменили. Зато вторую все знают.

    Кто это?
     

    MayDay

    Старожил
    "78" (Ту-16) - опытный фоторазведчик, созданный на базе проекта "73" и оснащенный серийными ТРД РД-45 и РД-500. Проектирование самолета было закончено в начале 1948 г., в апреле того же года опытный образец был построен и передан на заводские испытания. Самолет был оборудован фотоаппаратами АФА-33/20 для плановой фотосъемки и АФА-БА-40 для перспективной фотосъемки. Фюзеляж был серьезно переработан: перекомпонованы кабины экипажа, установлен дополнительный топливный бак, доработано оборудование гермокабин, топливная система. Из-за недоведенности фотоаппаратуры самолет не был принят на вооружение. Опытный образец в дальнейшем использовался для испытаний и доводки различного оборудования и вооружения.

    "89" ("81Р", Ту-16 2ВК-1) - опытный фоторазведчик. Начало проектирования - в июле 1950 г. 25 сентября того же года прошел макетную комиссию. 23 марте 1951 г. опытный образец поднялся в воздух (летчик А.Д.Перелет, ведущий инженер Б.Н.Гроздов). Серийно не строился из-за принятия на вооружение разведчика Ил-28Р. В дальнейшем опытная машина использовалась для испытаний оборудования и вооружения.

    -----------

    Еще как-то смутная версия о том, что проект "82" называли иногда Ту-22
    http://aviafan.sitecity.ru/ltext_0301120708.phtml?p_ident=ltext_0301120708.p_0301172745
    http://www.avia-tu.ru/tu82.php
     
    Последнее редактирование:

    Капитан Гагабу

    CargoAircraftOnly
    Еще был проект "68" на базе Ту-2, получивший в свое время наименование Ту-4 :)
     

    vm

    фрапессор
    Еще были два Ту-10, но это явно не то, что Бурундук имел ввиду.
     

    Бурундук

    заблокирован
    Здорово, множество вариантов. Пирожок отправлен Захарию.

    Да, были опытный варианты самолёта Ту-2 с индексами Ту-4, 6, 8, 10, а потом Ту-4 повторно использовали для B-29 a la russe.

    Aleck, а про дубль Ту-124 я не знаю.
     

    timsz

    Старожил
    Ту, которые идут не от АНТов, а от системы 1940-го года дублируются сильно. Точно не помню, но там и Ту-14, Ту-16, Ту-18 и Ту-20 дублировались.

    С этой системой вообще путаницы много. Як-3 штуки четыре было, и вообще Яковлев там рекордсмен. Почему-то любили "неудачный" индекс использовать повторно. И МиГи тоже повторялись.

    С Су немного другая ситуация. Там была нормальная серия (кажется, без повторений) до Су-17. Потом КБ закрыли. Потом опять открыли и начали с Су-7, и уже не повторялись. То есть, фактически две серии индексов.
     
    Последнее редактирование:

    Aleck

    Старожил
    Настаиваю на половине пирожка :) Ту-124(1) - вариант бомбардировщика, где-то были и фотоматериалы. К понедельнику постараюсь найти.
     

    Капитан Гагабу

    CargoAircraftOnly
    Aleck, Ту-4 на базе "68" был раньше, пирожок делить отказываюсь :mad: :D
     

    Бурундук

    заблокирован
    timsz, я не знаю дублеров Ту-14 и Ту-16 и совсем не знаю, что такое Ту-18. Прокомментируйте, пожалуйста.

    Ту-20 - это первоначальное обозначение Ту-95 (а вот 95, 98, 104, 105 - это всё продолжение нумерации "АНТ"), потом в 1994г. был проект пассажирского самолёта (но работа прервана в самом начале), так что не считается.

    Aleck, жду бомбардировщик.
     

    timsz

    Старожил
    Бурундук сказал(а):
    timsz, я не знаю дублеров Ту-14 и Ту-16 и совсем не знаю, что такое Ту-18. Прокомментируйте, пожалуйста.

    Это я насколько помню "П. Даффи, А. Кандалов. А.Н. Туполев. Человек и его самолеты." К сожалению, под рукой нет, уточнить пока не могу.

    Бурундук сказал(а):
    Ту-20 - это первоначальное обозначение Ту-95 .....

    Вот эта информация интересует. Есть подтверждение? Обычно считается, что это западная ошибка, а Ту-20 для обозначения Ту-95 у нас не использовалось. Хотя по хронологии было бы логично.

    ЗЫ На пирожок не претендую)
     
    Последнее редактирование:

    Nimdar

    Давно здесь
    timsz, Ту-20 - это Ту-95К с авиационно-ракетным комплексом К-20 и ракетой Х-20. После принятия на вооружение бомбардировщика «95» хотели присвоить ему официальное обозначение Ту-20, но оставили Ту-95К. Информация по комплексу попала на запад, и скорее всего поэтому там долгое время Ту-95 называли Ту-20.
    З.Ы. У меня была даже пластикардовская модель Ту-20 :)
     

    timsz

    Старожил
    Nimdar сказал(а):
    timsz, Ту-20 - это Ту-95К с авиационно-ракетным комплексом К-20 и ракетой Х-20. После принятия на вооружение бомбардировщика «95» хотели присвоить ему официальное обозначение Ту-20, но оставили Ту-95К. Информация по комплексу попала на запад, и скорее всего поэтому там долгое время Ту-95 называли Ту-20.
    З.Ы. У меня была даже пластикардовская модель Ту-20 :)

    Модель Ту-20 - это вещь)) Полметра размах)

    А еще я клеил МиГ-37, а в чем-то вроде "International Defence Review" видел незаслуженно пропущенный Ту-26 Backfire. ;) Про него я даже слышал историю, что это обозначение убрали в связи с чем-то вроде ОСВ-2, чтобы замаскировать под Ту-22 и не подводить под сокращение.

    Вот если бы что-то официальное, где фигурируют слова "Ту-20"...
     

    Экзот

    Элефантерия
    Nimdar сказал(а):
    Нет. Там обозначение Ту-95-К-20 или типа того.
    Ту-20 это, действительно, первоначальное обозначение Ту-95-го — обычное продолжение линейки послевоенных Туполей; только неясно куда Ту-18 "ухнул". Тема Ту-20-го внутри КБ носила условный индекс "95", равно как и у Ту-16 был подобный индекс (не помню точно — какой). По неясным мне причинам оставили внутренний индекс, "узаконили" и стал Ту-95. :)
     

    Nimdar

    Давно здесь
    Экзот сказал(а):
    Нет. Там обозначение Ту-95-К-20 или типа того.
    Экзот, именно Ту-95К, потом стал Ту-95КД (добавили систему дозаправки в воздухе).
    У большинства туполевских проектов, если не у всех, внутренний индекс отличался от "внешнего", скажем так. А Ту-95 узаконили потому, что военные уже привыкли в документах читать «95», так и остался.
     

    Aleck

    Старожил
    timsz, спасибо за ссылки! Бурундук, даставай исчо адин перажог, ато Захарий делиццо не хочет. :D:D
     

    vm

    фрапессор
    Экзот сказал(а):
    ... равно как и у Ту-16 был подобный индекс (не помню точно — какой).

    С Ту-16 история "малость" запутанная. Превоначально внутренний индекс был 82, потом 83, но обе эти конструкции развития не получили, потом 86 ( по ходу дела имевший еще и другой индекс - 491), затем 494 и, наконец 495, как варинат 495-88, в кончном итоге остался "88".