Ужгород - Воронеж с Россошанским заводом минеральных удобрений

А. Копцев

Вегетарианец
Желание полететь по одному из самых необычных для нашего времени маршрутов возникло довольно давно. Не было только повода. Рейс Ужгород - Воронеж всегда был в поле зрения, примерно как мариупольские рейсы на Ан-140 Металлургического комбината им. Ильича или Череповец - Бесовец - Хельсинки у "Северстали". Рейсы авиакомпаний металлургических комбинатов меня тоже давно манят. :pivo: Лететь же специально, чтобы прокатиться, на мой взгляд, неспортивно и даже как-то неуважительно к пунктам назначения/отправления. А тем более - в данном случае - к прекрасному Закарпатью, которое давно собирался посетить. Гораздо интересней, когда любопытный рейс органично встраивается в интересный же маршрут, являясь его достойной частью, но не самоцелью.

Как-то так сложилось, что минувшим летом, на о-ве Сааремаа, когда мы с компанией единомышленников планировали маршрут по Словакии и пути из нея в РФ, этот самый рейс Ужгород - Воронеж логично возник на нашем горизонте и отодвинул в сторону первоначально планировавшийся и казавшийся логичным относительно небанальный рейс Братислава - Внуково на ЦРЖ.

Некоторой проблемой было только то, что мы были на Сааремаа, электробилетов на сии рейсы "Полёт" не продавал, ни в одной из авиакасс у нас на пути не было ни "Сирены", ни годных бланков. И даже представитель "Полёта" в г. Праге, куда наша делегация тоже планировала через некоторое время заехать, со слов телефонных полётовских барышень, не был вооружён нужными для сего рейса бланками: "Этот рейс заказной, выполняется раз в две недели по заявке одной организации, билеты только в кассах". В РФ же, где и кассы с "Сиреною", и потребныя бланки были, никто из нас заезжать в ближайшие месяцы не планировал.

Выход был найден следующий: нашлась знакомая гражданка РФ, которая через несколько дней планировала лететь в г. Прагу. Она и доставила нам из РФ бумажныя билеты.

Шли томныя летния недели, герои рассказа делили с героинями дни в утехах и кутежах, и вот настал день "Полёта".

Ещё утром, терзаемыя сомненьями, на всякий случай, справились через администратора гостиницы про наш рейс. Я даже был морально готов к его отмене. Вплоть до самого полёта нам не было известно, ни кто заказывает этот рейс, ни кого он перевозит. По аналогии с когда-то существовавшими рейсами Бугульма - Свердловск - Нефтеюганск, Черновцы - Харьков - Уфа - Сургут и Черновцы - Харьков - Уфа - Нижневартовск, можно было предположить, что из Закарпатья возят каких-нибудь вахтовиков-газовиков-нефтяников. Только зачем их возить именно в Воронеж? Разве что для транзита? И для транзита куда? В Норильск?! Предположениями насчёт заказчика рейса мы забавлялись вплоть до прибытия в аэропорт, решив, что по виду пассажиров уже догадаемся и сами всё поймём без расспросов.

Администратор гостиницы не сразу нашла номер телефона ужгородского аэропорта, вспоминая, когда ж она последний раз звонила в аэропорт:
- Сказали, рейс до Воронежа сегодня будет. Надо же, а номер в аэропорту какой был, такой и остался. Сто лет не летала с Ужгорода никуда.

Телефон аэропорта был напечатан ещё на пишущей машинке на лежавшем под стеклом на столе пожелтевшем листе бумаги, вкупе с номерами 01, 02, 03, 04, справочной ж/д вокзала и прочими номерами, обычно лежавшими на столе всех администраторов всех советских гостиниц.

На том мы успокоились, и отправились за хмельницким разливным. :pivo:
 
Последнее редактирование:
Реклама
От центра Ужгорода до КПП на госгранице со Словакией в конце ул. Собранецкой около часа неспешной прогулки. Аэровокзал будет примерно на середине этого пути. При этом полоса ужгородского аэропорта упирается прямо в границу, и самолёты, отрываясь от закарпатской земли, образно говоря, сразу оказываются уже в словацком небе.

По приезду в аэропорт немало подивились расположению здания аэровокзала. Навскидку, нечто не идентичное, но столь же нестандартное приходилось видывать разве что в аэропортах Сосьвы и Саранска. Лётное поле, стоянки ВС огорожены достаточно изящной (без колючей проволоки) оградой, в которую встроен небольшой остеклённый накопитель, рассчитанный как раз на 30-40 пассажиров, т. е. на один рейс, а собственно аэровокзал с кассами, администрацией аэропорта (а когда-то, при советской власти - и с рестораном, и с креслами в зале ожидания) отделён от ограды просторной площадью со стоянкой. Т. е. привокзальная площадь находится буквально между аэровокзалом - с одной стороны - и стоянками самолётов - с противоположной.

Хватоаппарат автора в тот день был неисправным, поэтому приходилось вместо снимков делать наброски углём на папиросных пачках:

Аэровокзал:
a1c0a26ce9ff.jpg


Вид на привокзальную площадь и накопитель с балкона аэровокзала:
b9952bdd3e04.jpg


В последние годы жизни Быково, помнится, в 2007, регистрация там тоже проходила в самом аэровокзале, а потом - выход через улицу на досмотр в так называемый "сектор", больше похожий на времянку. Правда, в Быково, конечно, не было такой просторной площади между аэровокзалом и "сектором".

Заходим в пустой аэровокзал. Нас встречает яркий, красочный, советских времён витраж на тему освоения воздушного пространства и развешанная на клейкой ленте распечатанная на принтере реклама рейсов "Днеправиа" из Киева в Симферополь и Донецк, тарифы "Аэросвита" до всяких Краснодаров и Нижневартовсков, и даже реклама рейсов "Хорса" из Жулян во Львов и Харьков.

Спрашиваем в кассе/справочной/единственном окне:
- Душа, знаете ль, просит в Воронеж. Скоро ль?
- А что, автобус уже приехал?
- Не знаю, мы не с автобуса. Мы сами по себе.
- Ну, тогда в Воронеж вы не попадёте...
- Да ну? У нас билеты есть.
- ??? (после паузы): Ну, значит, попадёте.

Подивившись на "посторонних" пассажиров, сотрудница аэропорта справилась у коллег про автобус:
- Автобус приехал! Можете проходить на сектор.

Интерьер аэровокзала:
b4d248990251.jpg


Ресторан:
b266261b9d6a.jpg


Тем временем прибывшие тем самым автобусом пассажиры нашего рейса уже заполонили привокзальную площадь между аэровокзалом и "сектором". К нашему удивлению, вместо самотлористых вахтовиков, основная масса пасахеросов - курортного вида семьи с детьми. Говор южный, очень живой, но разговаривают по-русски, даже без намёка на суржик, без машинального вкрапления украинских слов, привычного в Закарпатье. "Граница" на "сектор" ещё не подъехала, досмотр ещё не начинался, и пассажиры, коротая время, радостно фотографируются на фоне редких самолётов-вертолётов и здания аэровокзала:
- Тань, нас, пожалуйста, с девчонками на фоне аэропорта, чтоб "Ужгород" вошло!
- Маша, иди скорей сюда!
- Мам, смотри: вертолёт!
Атмосфера больше напоминает 1 сентября у первоклашек или проводы родителями класса в пионерлаг.

Сектор досмотра:
81040c26c48c.jpg


Стоянки:
79c614b0c026.jpg


По фразам: "Надо же, отсюда кроме Воронежа и рейсов-то больше нет!" и диалогам:
- А какие у нас места?
- А на каких вы сюда летели, на такие и сейчас садитесь, они в билете указаны,
по упакованным картинам в рамах, по общегражданским (не загран, а именно "внутренним") паспортам граждан РФ в руках у пассажиров мы уже понимаем, что вся делегация, что летит с нами, вовсе не улетает куда-то там в командировку из Ужгорода, а возвращается из него; но ещё томим себя интригой: кому же именно мы должны быть благодарны за уникальную возможность полететь из Ужгорода в Воронеж рейсом, выполняемым раз в две недели.
 
Началась посадка на рейс. В "секторе" происходит всё сразу. Сначала за стойкой регистрация. Посадочных талонов не выдают (да и зачем?). Только лепят багажные бирки, взвешивают багаж и тут же, буквально через метр от весов рамка и лента для досмотра багажа. Сразу за лентой таможенник и пограничница, бойко раздающая редкий штамп "Аэропорт Ужгород".

Всё это торжество происходит в аэропорту действительно - вообразите! - только раз в две недели. Других рейсов из Ужгорода и вправду больше нет. Прилетающий два раза в месяц из Воронежа самолёт - единственный регулярный рейс из Ужгорода летом 2011. Если его можно назвать регулярным. С сентября, со слов работников аэропорта, планируются рейсы в Жуляны, причём не "Днеправиа", не "Аэросвита" и иже с ними, а то ли "Хорса", то ли "Южных авиалиний", если я не ослышался и "Южные авиалинии" ещё живы.
- И что, больше вообще никуда рейсов нет?
- Ну почему... И из Югославии бывают, и из Турции...
- Пляжников, что ли, закарпатских в Анталию возят?
- Да нет...
Нашему вопросу даже улыбнулись. И разъяснили как детям:
- Кому надо заказывают и прилетают. Частные самолёты. Из Белграда, например.

Справа на здании аэровокзала видна реклама рейсов Киев - Ужгород - Киев. Не так давно сюда летала "Днеправиа":
775dd14abba1.jpg


Наконец, после всех контролей, узнаём у пассажиров, кому ж мы обязаны этим рейсом. Оказывается, Россошанский завод минеральных удобрений возит работников на отдых в санаторий в с. Нижнее Солотвино Ужгородского района Закарпатской обл. Каждые две недели завозят новую смену и забирают предыдущую. Причём, рейсы эти, со слов пассажиров, выполняются даже зимой. Завод (то ли профком - не вникал) оплачивает работникам весь отдых, и доплачивать работникам приходится только за часть стоимости авиабилетов - около 7000 руб. туда-обратно. "Широко шагает Азербайджан!"

SAAB-2000 в аэропорту Ужгорода:
2d67c52e597e.jpg


Едва сел прилетевший из Воронежа борт, не успев ещё зарулить на стоянку, как в накопителе уже началось оживление. Всем охота увидеть своих знакомых и сослуживцев, прилетевших этим рейсом:
- Сегодня вроде Воробьёва должна была лететь.
- А вон, гляди, Петрович выходит!
- И Ленка прилетела!
Улетающие успевают обменяться приветствиями с прилетевшими, и начинается выгрузка-погрузка багажа. Багаж из самолёта и в самолёт доставляет УАЗ-452.

Погрузка багажа:
bed9763145ed.jpg


Самолёт стоит прямо рядом с выходом из сектора досмотра, и любезная работница ужгородского аэропорта ведёт нас на посадку. Навстречу нам, увидев у меня в руках хватоаппарат, Змеем Горынычем летит гневная бортпроводница "Полёта":
- Молодой человек!!!! Вы что, не знаете, что здесь нельзя фотографировать!!!!! (это мне) Где ваш САБ?!!! (это уже по-хозяйски так, руки-в-боки, ужгородской авиаработнице)

Я никогда прежде не бывал в Воронеже, и познакомиться таким вот образом с тамошними нравами было для меня несколько неожиданно. "Хозяйка приехала!" Более никаких эксцессов не возникало, но первое впечатление осталось неприятным. Впрочем, бортпроводницы, скажем, "Владивостокавиа" реагируют на съёмку ещё более болезненно.

К счастью, потом воронежские барышни на родной земле восстановили своё реноме, реабилитировавшись за грубую землячку. :pivo:
 
Последнее редактирование:
А. Копцев, А цена вопроса, таки? На ДАВСе на нынешнюю осень 8 с гаком т.р. в одну сторону хотят... Сколь ни замечательный маршрут, многовато ПМСМ...
 
Любопытный PAX, нам доставили по 7652 руб. на клюв, включая все сборы агентства. Разумеется, пассажиры-заводчане, летевшие с нами, нашли, что это дорого. Им, напомню, только часть стоимости оплачивать приходится.

Много это ли нет - понятие субъективное и зависит от ваших запросов и предпочтений. На мой искушённый взгляд, лучше за 7652 руб. интересным маршрутом на интересном типе, чем за 2000 - 3000 руб. из одного "мейнстримного" аэропорта в другой на каком-нибудь 737.
 
Последнее редактирование:
В обслуживании порадовала маленькая приятная деталь. Карамельки, что раздали перед взлётом, были производства Воронежской кондитерской фабрики. Приятно, что не сетевые.

Быстренько вырулили и взлетели, оставив ужгородский аэропорт в сонной тишине на очередные полмесяца. Сразу после взлёта хорошо видна линия государственной границы. Всё чин-чинарём: с КСП и столбами. Взлёт-посадка в Ужгороде, насколько я понял, всегда со стороны Словакии. Развернулись над Словакией и вернулись обратно в наше советское небо.

Под крылом - Карпаты:
7eaa8bb3736f.jpg


Из объявлений бортпроводников следовало, что мы шли ажно на высоте 8100 м со скоростью 650 км/ч. Если это так, то это, видимо, самый высоколетающий и самый скоростной винтовой самолёт, на котором мне пока приходилось передвигаться.

В салоне СААБ-2000:
244aeec8cad2.jpg


Бортпитание представляло собой обильную нарезку копчёной колбасы воронежского производства в вакуумной упаковке. Ея органолептическия свойства ни я, ни моя спутница не изучали, т. к. мы вегетарианцы, но по словам встречавшего нас товарища, которому вся колбаса и досталась, она была вкусной. К колбасе были поданы хлеб, плавленый сыр, чай и вафли.

Маршрут хорошо прослеживался по легкоузнаваемым городам под нами: Ивано-Франковск - Хмельницкий - Переяслав-Хмельницкий... Как раз над Днепром, на закате, мы с пассажирами стали бойконько обсуждать открывшиеся виды на Киевское и Каневское вдхр., и то ли заметив наш интерес, то ли "согласно утверждённому плану мероприятий", одна из бортпроводниц через четверть часа ещё раз объявила на весь салон скорость и высоту и добавила: "Справа по курсу - Харьков!"

0f6c4f0bdcb4.jpg


Сели в Воронеже уже в полной темноте. Весь полёт 2:35. На стоянке в Воронеже был замечен RA-61709, уже в цветах "Полёта". Это, видимо, первый случай за всю историю ВАСО, когда продукция воронежских авиастроителей будет летать из Воронежа на регулярных пассажирских рейсах.

Автобус подвёз нас к зданию аэровокзала, и тут неожиданно оказалось, что запас положительных эмоций, подаренных сегодняшним днём, ещё не исчерпан. Недаром встречавший нас иногородний товарищ, специально приехавший в Воронеж на несколько дней из другого города, чтобы повидаться с нами и покутить / посмотреть вместе с нами ЦЧР, уже кричал в трубку: "Ну где же вы? Тут такое!"

В тесном помещении, совмещавшем в себе воедино и кабинки пограничников, и таможню, и выдачу багажа - его без всяких лент просто щедрыми купеческими кучами раскладывали по полу, всё было как-то неприбрано, но светло. Получили, радостные, багаж и привычно толкнули двустворчатую дверь, на всём пространстве одной шестой отделяющую зону таможенного контроля от "Куда, брат?", "В город недорого!" и "На такси поедем!.."

За дверью, вместо привычных урковатых бомбил, крутящих ключи на на пальце, на нас обрушилась зловещая непонятная темнота. Через какое-то время у меня появилась способность различать окружающие предметы, и я разглядел в окружающей тьме серо-пыльный полиэтилен, уходящий во мрак на несколько метров вверх, и какие-то смутные силуэты перед ним и за ним. В голливудских кинокартинах так изображают пробуждение жертвы из забытья в логовище чикатилистого маниака в заброшенных подвалах негрских районов Детройта.
- ??? голосом ёжиков в тумане спросили мы у силуэтов.
- Проходите за полиэтилен, ответили чёрные силуэты.

Если бы за отодвинутой полиэтиленовой завесой я увидел успевший посинеть разъятый хладный труп, и тянущиеся кишки по полу, то, наверно, не удивился бы. Примерно так я представлял себе боенский цех мясокомбината. "На многие километры по степям Казахстана тянутся скотопрогонные тропы к воротам Орской мясохладобойни" - всплыла в памяти фраза из книжки "География хозяйства Урала". В воронежском аэропорту шла реконструкция.

Интерьер аэровокзала в Воронеже:
b6cc66f46715.jpg


По словам встречавшего нас товарища, он, увидев, здание аэровокзала, был тоже немало потрясён, но особенно его впечатлило табло. Явившись в пустынный аэропорт, он нашёл среди полиэтилена сотрудника органов внутренних дел и поинтересовался у него:
- Скажите, а где здесь табло?
- Табло?
- Ну да. Хотел посмотреть, вовремя ли будет рейс.
- Какой рейс?
- Из Ужгорода.

Товарищ сержант извлёк из кармана брюк помятое "табло" на бумажном листочке и, вглядевшись, ответил:
- Не прилетел ещё.

Потом были радость встреч с давними друзьями, не поленившимися ради встречи прикатить в Воронеж из Екатеринбурга и Ростова-на-Дону, и радость встречи с самим Воронежем и Воронежским краем, оставившим самые тёплые воспоминания в моём сердце.
 
Назад