В Англию на месяц с семьей

IlyaB

Местный
Вторая моя поездка в Англию в этом году была намного более масштабным предприятием – поехал на целый месяц, и решил взять с собой семью – мы вместе в последние три года не ездили дальше Караканского бора. Так что я решил совместить работу с отдыхом, да и показать жене современную Европу.

В первую очередь, чтобы это не потерялось при чтении текста, я бы хотел поблагодарить кабинные экипажи Аэрофлота, которые были очень доброжелательны и внимательны к нам, и очень облегчили полет с двухлетним ребенком на всех четырех сегментах.

Англия – одна из самых интересных и загадочных стран. В школе мы столько раз учили длинные тексты про достопримечательности Лондона, что Westminster, Tower Bridge и St. Paul’s Cathedral стали настолько же привычными, как Кремль или коммунальный мост в Новосибирске. Но при этом российские представления о жизни за рубежом – это скорее образ Германии (чисто, аккуратно, строгое соблюдение правил, люди дисциплинированы и много работают) или Америки (небоскребы, суперсовременные технологии, коттеджи, люди много работают и больше ничем не интересуются). Англия совершенно не вписывается в эту картину. В чем-то она необыкновенно похожа на Россию – люди очень любят поговорить, правила соблюдаются, только если это удобно, в работе могут обещать и потом забыть, сорвать сроки, сделать что-нибудь «на живую нитку», привычные способы работы предпочитают новым и современным, а удобство и комфорт считаются излишеством. В чем-то Англия полностью противоположна России – почти невозможно столкнуться с бытовой грубостью, типичное жилье – двухэтажный сблокированный дом с крохотным садиком перед дверью, масса зелени в городах. Люди доброжелательны и спокойны, и очень не любят вмешательства в чужие дела, а централизации всегда предпочитают автономию. Один из выводов, который я сделал – тот факт, что земля наша богата и обильна, а порядка в ней нет, совсем не означает, что мы обречены на вечное недовольство тем, как живем. Более того, я понял, что для достижения благополучия совсем не нужно устанавливать унылые порядки немецкого образца или ввязываться в американские крысиные гонки. Пример Англии показывает, что свобода и некоторое разгильдяйство не помеха процветанию. Поэтому, вернувшись, я почувствовал даже большую веру в Россию, чем раньше.
 
Последнее редактирование:
Реклама
Моей дочке в день нашего вылета из Новосибирска исполнилось два года. Поскольку она явно не тихоня, то меня сильно беспокоило, как мы справимся с дорогой – два перелета Новосибирск-Москва-Лондон, а потом еще из аэропорта ехать в Милтон Кейнс. Мы летели утренним рейсом Аэрофлота. Сборы затянулись настолько, что мы с женой даже не ложились ночью спать, и собрали два чемодана с точно выверенным весом в 20 кг, дорожную сумку, взяли ноутбук, фотоаппараты и коляску-трость. Я шутил, что везем 3 чемодана детских вещей. В 3 часа разбудили ребенка – обычно она у нас неплохо спит в такси, но в этот раз всю дорогу в Толмачёво смотрела по сторонам. Без проблем прошли все предполетные процедуры, сдали коляску в багаж. В самолете проблемы начались, когда надо было пристегнуть ремни – такое ущемление свободы не могло не остаться незамеченным, и не помогали никакие уговоры. Поскольку мы понимали, что громкие вопли очень раздражают окружающих посторонних людей, аж взмокли, пытаясь как-то успокоить. Но когда двигатели перешли на взлетный режим, и самолет помчался по бетонке, внимание мгновенно переключилось.
Первый промах, который я сделал – раньше никогда не заказывал специального питания, и не обратил внимания, что недостаточно просто поставить галочку при бронировании билета – нужно перед вылетом заблаговременно позвонить и подтвердить. Поэтому детского питания нам не досталось, но у нас были с собой необходимые запасы. В полете нам выдали небольшой рюкзачок с символикой Аэрофлота, в котором были карандаши, мозаика и другая полезная мелочь. Рюкзачок этот потом у нас прижился. Благополучно приземлились в Шереметьево (ремни безопасности уже были более привычны), и пошли регистрироваться на трансферную стойку. Пока я делал все необходимые процедуры, дочка носилась по залу и пыталась куда-нибудь залезть.
 
Рейс в Лондон прошел благополучно, но после приземления самолета стало ясно, что нужно опять срочно менять памперсы. Пока мы возились, все пассажиры успели выйти из самолета, и после них закрыли двери. К счастью, мы нашли служительницу, которая нас выпустила. Длительное пребывание в замкнутых помещениях (самолеты и аэропорты) утомительно – чувствуешь потребность в свежем воздухе, да поспать в самолете непросто. Поэтому при прохождении паспортного контроля в Хитроу у нас опять начались громкие крики, и пропустили нас в итоге очень быстро. Зато потом нас ждал небольшой неприятный сюрприз – при выдаче багажа оказалось, что коляска сломана, правда, в не самом критическом месте.
Теперь нам надо было добраться в Милтон Кейнс. Я заранее купил билет на автобус, поскольку с большими чемоданами совсем не хотелось связываться с метро. Но автобус опоздал на целый час, а потом еще и попал в пробку. Так что в город мы приехали с большим опозданием, на месте взяли такси и наконец добрались до квартиры, которую для нас сняла принимающая меня научная группа.
Квартира была фантастическая – огромная, трехкомнатная, со стеклянными дверями на лоджию, с которой открывается вид на лодочную станцию. Думаю, что вся наша однокомнатная хрущевка поместилась бы в одной комнате этой квартиры. Но было понятно, что сами научные сотрудники в таких квартирах не живут, хотя годам к 50 могут и заработать на что-нибудь подобное.
Вечером мы поехали в супермаркет Tesco, чтобы купить все необходимые на первое время продукты. Это оказалось непросто – магазин был огромен, и надо было найти аналоги привычных для нас продуктов. В итоге, мы провели в нем полтора часа. Купили также местные сим-карты для телефонов и карточку для международных звонков – это колоссальная экономия. Ночь прошла беспокойно – дочка привыкла спать в одной комнате с нами и несколько раз просыпалась. На следующее утро я вышел на работу, и постепенно жизнь начала налаживаться. Жена с дочкой много гуляли – Милтон Кейнс очень зеленый и уютный город, но детские площадки в окрестностях мы нашли только через несколько дней.
Сам городок имеет необычную для Англии планировку – его пересекает сеть скоростных шоссе, разделяющая город на отдельные районы. Многочисленные велосипедные и пешеходные дорожки пересекают шоссе под землей, поэтому можно пройти в любой конец города пешком. Каждый район – очень зеленый, с преобладающей двухэтажной застройкой.
 
На все выходные у нас была спланирована обширная развлекательная программа. В первые же выходные мы поехали на два дня в Корнуолл, на Английскую Ривьеру в город Торки, где был забронирован отель BB на одну ночь. В этом городке почти всю жизнь прожила Агата Кристи. Торки разбросан по нескольких холмам, улочки поднимаются круто вверх, и с вершины холмов открывается чудесный вид на залив Торбэй. Очень много пожилых людей – они прогуливаются или сидят на лавочках, наслаждаясь скупым английским солнцем.
Раз уж мы приехали на море, надо было обязательно искупаться – и я туда залез, несмотря на довольно холодную по сибирским меркам воду. Неприятно поразило отсутствие кабинок для переодевания на пляже – у меня не было с собой большого полотенца, и пришлось в итоге искать местный общественный туалет, чтобы переодеться. Впрочем, купаются очень немногие. На следующий день мы сходили в местный зоопарк, посмотрели на пингвинов, еще побродили по городу. Днем дочка заснула в коляске, когда мы были на пирсе. Было ветрено, поэтому мы поставили коляску около стены, а сами сели на траве метрах в десяти-пятнадцати. Мимо проходила какая-то старушка, которая сразу забеспокоилась, что ребенок спит один, стала оглядываться вокруг. Я подошел, сказал, что все в порядке. Вот это внимание к происходящему вокруг, неравнодушие были непривычны для нас. Ближе к ночи мы вернулись домой.
 
На работе я освоился довольно быстро, тем более, что это уже второй мой визит в Open University, так что приехал, как домой. Традиционно, в 11:30 и в 15:30 сотрудники факультета собираются в чайной комнате, пьют чай или кофе, и коротко обсуждают какие-нибудь не относящиеся к работе темы. Приезжают и инвалиды на своих колясках, рассказывают про своих кошек, или что-нибудь из серии «вот когда я был в Калифорнии». Они очень активны и производят впечатление людей, полностью адаптировавшихся в профессиональной и общественной жизни. Это меня поразило.
Во время таких перерывов я познакомился с многими людьми. В университете много людей из Восточной Европы, особенно из Польши и Сербии, но почти нет (или совсем нет) русских.
Научные администраторы отличаются совсем другим стилем общения. Если в России начальник должен демонстрировать свою значимость и превосходство над всеми окружающими, а также требовательность и строгость, то в Англии администратор излучает оптимизм и заинтересованность во всем происходящем, и всем видом показывает, что он энергичен и абсолютно все дела идут прекрасно.”Good! Excellent!”
В следующие выходные мы встретились с моей одноклассницой и ее мужем. Она работает в Кембридже, сравнили наши впечатления от Англии, и они оказались довольно похожими. Нам понравилась эта страна.
 
Третьи выходные – опять интенсивная культурная программа. В субботу я съездил в Блетчли-парк, где во время войны находилась группа, расшифровывавшая немецкие секретные коды, там работал и Алан Тьюринг, а сейчас там Музей компьютеров. С удовольствием посмотрел на действующие копии вычислительных машин времен Второй мировой войны – оригиналы были уничтожены из соображений секретности. Когда я сказал, что я из России, меня спросили – правда ли, что русские до сих пор чувствуют себя, как будто война еще не закончилась?
 
В воскресенье все вместе поехали в Оксфорд, он недалеко – чуть больше часа на автобусе. Это по-настоящему старинный город, с концентрированной средневековой застройкой и толпами туристов, бродящих по узким улочкам. Нам повезло – мы попали в день, когда многие колледжи были открыты. Поэтому можно было зайти во внутренний дворик колледжа и отдохнуть в тишине от городской суеты.
Очень понравилась экскурсия по городу на двухэтажном автобусе – мы познакомились вкратце с основными достопримечательностями города, потом можно было выходить из автобуса на любой остановке, бродить в окрестностях и затем садиться в следующий экскурсионный автобус и ехать дальше. Я зашел в музей истории науки, в котором много старинных телескопов и микроскопов, есть часы, навигационные приборы, первые радиопередатчики, и старое оборудование для лекционных демонстраций. Потом все вместе мы побывали в музее Ашмолеан. В музее дочке сильно захотелось попрыгать – так что мы ходили и смотрели экспонаты музея, а она при этом подскакивала, как мячик.
Оксфорд очень красивый город, но жить в нем, как мне показалось, не очень комфортно. Из четырех совершенно разных английских городов, в которых я побывал (Лондон, Оксфорд, Торки, Милтон Кейнс) я бы предпочел жить в Милтон Кейнс – возможно, потому что он больше всех напоминает Новосибирский Академгородок.
 
В четвертые выходные мы были в Лондоне, приезжали и в субботу, и в воскресенье. Встретились с моим старым приятелем, который уже год работает там программистом. Он вполне доволен жизнью, начал чувствовать уверенность в завтрашнем дне. Мы прогулялись по центру мимо традиционных достопримечательностей, купили в магазине суши и съели их в приятнейшем Сент-Джеймском парке. У нас был билет на экскурсионный автобус, но из-за приезда Папы Римского многие дороги были перекрыты, и маршрут автобуса сокращен. Поэтому мы решили приехать еще и в воскресенье. Пошли пешком из центра на вокзал Euston, пересекли нарядный китайский квартал, уютные площади в центре, и вышли к небоскребам в районе вокзала.
 
Утром прокатились на кораблике по Темзе – оттуда открываются красивейшие виды на Лондон. Высадились в районе Тауэра, и пошли погулять в Сити – в воскресенье абсолютно пустынном, из многих мест виден пресловутый «Огурец» Фостера. Днем сходили в Гайд-парк – вот он разочаровал лысой вытоптанной травой, продуваемыми ветром пространствами, мусором и массой женщин в парандже. Ну а вечером заглянули в музей мадам Тюссо. Дочка у меня все время путала живых людей с восковыми фигурами, и даже попыталась отобрать мячик у воскового мальчика.
 
Ну а затем нам предстояла дорога домой, которую мы ждали намного спокойнее. На автобусе мы приехали в аэропорт, перепаковали чемоданы, воспользовавшись весами.

При посадке перед нами на досмотр шла девушка в парандже и с ярко-розовым чемоданчиком. Она положила свой чемодан на ленту, и достала из него такой же ярко-розовый Macbook
Было очень смешно:)

В этот раз я заказал детское питание, но оно оказалось не совсем для нас – с обжаренной курицей и очень твердой морковкой. Зато наше взрослое питание с рисом вполне подошло в качестве детского, ну и еще из взятых с собой детских баночек покормили. Ремень безопасности уже не вызвал никаких протестов.
В прошлую поездку мне показалось, что русские в аэропорту выглядят очень усталыми и мрачными. В этот раз от пассажиров московского рейса осталось намного более благополучное впечатление – по-европейски одетый народ с ноутбуками. Было забавно, когда сидевший на соседнем ряду парень с ноутбуком перекрестился после приземления. Я уже привык, что при возвращении в Россию первым делом видишь огромное количество женщин на каблуках – в Европе каблуки одевают, похоже, только по праздникам.
 
Последнее редактирование:
Реклама
При пересадке на новосибирский рейс уже чувствовалась разница. У выхода на посадку выстроилась длинная очередь, посадка была объявлена, но ничего не происходило. У соседнего выхода громко зазывали: «Рейс Чешских авиалиний на Барнаул, посадка закончена, за-а-кончена посадка, проходите».
Тут я обнаружил сюрприз – у нас в посадочных талонах оказались места C, D, E – то есть, через проход. По-видимому, это было связано с тем, что мы регистрировались после получения багажа и довольно поздно. Я рассчитывал, что легко урегулирую эту проблему в самолете, но сидевшая на месте F женщина сказала, что «специально и задолго бронировала место только у окна». К счастью, соседи на местах A и B оказались более отзывчивыми, за что им тоже большая благодарность.

Наш вылет задержался минут на сорок, как было сказано «Из-за неполадок при загрузке багажа». Правда, к чему эти неполадки привели, никто не сказал. Сам полет проходил нормально, но заснуть нам так и не удалось. Дочка к концу полета устала, а при отсутствии сна она начинает очень сильно капризничать. Во время посадки хотела слезать с кресла, начала шуметь – и тут вмешательство стюардесс оказалось очень кстати, появление посторонних людей мгновенно ее успокоило.

И вот мы в Новосибирске – и тут оказалось, что наш багаж из-за сбоя в SVO-D не был погружен в самолет. Женщина из службы розыска багажа приняла на себя весь гнев пассажиров. В полученной ей телеграмме было сказано, что багаж прилетит следующим рейсом – меня это очень обрадовало, поскольку хорошо, что он вообще не улетел в другой город. Но другие пассажиры были в ярости, и стали требовать представителя авиакомпании, который в этот момент был занят отправкой другого рейса. Особенно неистовствовали женщины. Толпа прочно оккупировала комнату розыска багажа, начала писать заявления на его последующее получение (кто-то не собирался дожидаться рейса) и с завистью смотрела на пассажиров прилетающих самолетов. Кто-то даже сказал «Чтоб их багаж тоже задержали!». Вот как объяснить такое желание европейцу – не поймут ведь! Когда представитель «Аэрофлота» наконец появился, он по-простецки сказал – «Что вы паникуете? Прилетит ваш багаж следующим рейсом!». После этого женщины чуть не разорвали его в клочья: «Почему нам никто об этом не сказал, хотя было известно еще во время вылета? Мы вызвали такси, за нами приехали машины, которые ждут на платной стоянке. Почему никто из авиакомпании не вышел и не извинился после прилета?». Кому-то надо было срочно ехать кормить трех детей. Один мужик умудрился сдать в багаж ключи от своей квартиры. Я отправил семью в зал прилета, а сам тихо стоял в сторонке и ждал, пока появится какая-нибудь новая информация. В данной ситуации я не видел особой трагедии или злого намерения, и все предметы первой необходимости у нас были в ручной клади (Не знаю – может надо предупреждать людей, чтобы они тоже так делали?). Но женщины крепко взяли аэрофлотовца в оборот. Всей толпой пошли в его кабинет и стали требовать, чтобы он позвонил в Москву и предъявил доказательства, что багаж действительно погружен. Он стал звонить – никто не отвечает. Женщины: «Когда заканчивается ваша смена? В 8:00? То есть, потом здесь будет другой представитель, который будет говорить, что вообще ничего не знает? Нам кто-нибудь оплатит ожидание? Может быть, найдется машина, которая развезет наш багаж по домам? Ах, авиакомпания такой услуги не предоставляет? А мы не об услуге просим, авиакомпания не выполнила своих обязательств. Вы сейчас говорите по телефону, или ждете ответа, или слушаете?». В конце концов, он зачитал список пассажиров, чей багаж погружен на следующий рейс, и на этом ситуация была урегулирована.

На мой взгляд, представителю Аэрофлота надо было спокойно извиниться перед пассажирами от имени авиакомпании, а затем спокойно сказать, что багаж летит следующим рейсом, и что по международным правилам доставка производится только если багаж прибыл через несколько дней. А так - он стал общаться с людьми в неформальной и неофициальной манере, которая в такой ситуации просто не срабатывает.

Вскоре наш багаж прилетел, мы наконец-то вызвали такси, и через час были дома.
Вечером пошли гулять в окрестностях дома, по привычному Бердску, и я наконец почувствовал, что дома хорошо.

P.S. В этот раз фотографировал снаружи не свои самолеты, а какие подвернулись. Из-за телетрапов свой самолет теперь не всегда и увидишь.

---------- Добавлено 04.10.2010 в 00:22 ----------

Теперь приглашаю британских коллег в Россию. Полетят "Аэрофлотом" :)
 
Последнее редактирование:
IlyaB,спасибо, интересно очень
icon_smile.gif

Оксфорд очень красивый город, но жить в нем, как мне показалось, не очень комфортно. Из четырех совершенно разных английских городов, в которых я побывал (Лондон, Оксфорд, Торки, Милтон Кейнс) я бы предпочел жить в Милтон Кейнс
почему выбрали бы Милтон Кейнс - поняла, а какие недостатки Вы увидели (или что некомфортно) в остальных городах? Оксфорд выглядит просто сказкой :)
 
IlyaB, спасибо вам за отчет!
Побывать в Англии-моя мечта с детства, так до сих пор не осуществленная...
Рейс Чешских авиалиний на Барнаул
Оригинально, конечно-Чешские авиалинии на внутрироссийских рейсах...:)
 
почему выбрали бы Милтон Кейнс - поняла, а какие недостатки Вы увидели (или что некомфортно) в остальных городах? Оксфорд выглядит просто сказкой

Просто мне нужны просторы и много зелени вокруг:)

---------- Добавлено в 23:46 ----------

Побывать в Англии-моя мечта с детства, так до сих пор не осуществленная...
Я только в этом году там побывал. Правда, за один год уже два раза :)
 
Тут я обнаружил сюрприз – у нас в посадочных талонах оказались места C, D, E – то есть, через проход. По-видимому, это было связано с тем, что мы регистрировались после получения багажа и довольно поздно. Я рассчитывал, что легко урегулирую эту проблему в самолете, но сидевшая на месте F женщина сказала, что «специально и задолго бронировала место только у окна». К счастью, соседи на местах A и B оказались более отзывчивыми, за что им тоже большая благодарность.
Мне кажется, не стоит рассчитывать на отзывчивость других пассажиров (тем более, что для многих из них действительно может быть принципиальным место у окна), особенно если вы сами озаботились местами уже перед посадкой. Можно было при покупке билетов забронировать себе места рядом или через колл-центр по коду бронирования.
 
Реклама
На мой взгляд, представителю Аэрофлота надо было спокойно извиниться перед пассажирами от имени авиакомпании, а затем спокойно сказать, что багаж летит следующим рейсом, и что по международным правилам доставка производится только если багаж прибыл через несколько дней. А так - он стал общаться с людьми в неформальной и неофициальной манере, которая в такой ситуации просто не срабатывает
не надо ссылаться на несуществующие международные правила. Надо спокойно выписывать чеки на компенсацию вполне реального морального и материального ущерба и обеспечивать доставку багажа на дом. Что, кстати, этот же Аэрофлот очень спокойно делает за границей.
 
Назад