В гостях у сказки (полет на Л-39 АПГ Русь)

N

NikMsu

Местный
- Так ты говоришь сам за штурвалом летаешь?
- Ну да, налет уже под сотню часов.
- Тогда сам и полетишь, я подскажу.
- Так я же вроде не пилотажник…


И ведь самое любопытное, что полетел!

Эту поездку я задумывал давно. Еще до того как я начал учиться летать на легких самолетах, мне удалось пару раз прокатиться на пилотаж в зону на Як-52, впечатление от них оба раза было одинаковым – полный восторг! Затем, начав летать в аэроклубе, я немного охладел к пилотажу и, вылетев самостоятельно, начал тренироваться в полетах по маршрутам. Потом было длительное переучивание с западной техники на Як-18Т и, в общем, было как-то не до пилотажа. Но повторить необычное ощущение «земли над головой» очень хотелось, пускай за штурвалом буду и не я. А что может быть лучше пилотажа на реактивной технике?

Куда поехать вопросов особо не возникало – самый продвинутый по своим характеристикам реактивный УТС, доступный для «широкой публики» :), это Л-39 Альбатрос, а ближайшее к Москве гнездо, где обитают эти птички – Вязьма-Двоевка, база авиационной пилотажной группы Русь. Тем более, что пилотаж этой АПГ на Л-39 всегда приводил меня в восхищение. Итак, мечта была, дело оставалось за ее реализацией.

К вопросу о стоимости этого развлечения (около 1 тыс. долл.) – она не мала и сам я вряд ли решился потратить такие деньги за 20-25 минут полета. Не то чтобы это было очень много, но после перевода в стоимость летных часов на Як-18Т, чаша весов всегда склонялась в пользу последнего.

Помогла жена, которая решила сделать мне этот подарок на день рождения. Но прошло еще больше полугода, прежде чем поездка состоялась. К этому времени я сагитировал еще четверых любителей авиационных приключений, готовых включиться в эту авантюру.

В одну из погожих суббот июня мы стартовали в 3-х часовое путешествие до Вязьмы. Минское шоссе было на удивление свободным и мы не спеша, с остановкой на стартовый завтрак в МакДональдсе :), добрались до нашей цели. Немного поплутав по городу и, получив пропуск в штабе Вяземского АУЦа, мы въехали на территорию аэродрома.

Вязьма-Двоевка - это аэродром, на котором совместно базируются Вяземский УАЦ (они же аэроклуб, они же АПГ Русь) и вертолетная эскадрилья (ранее полк) ВВС РФ на вертолетах Ми-8 и Ми-24. Кроме них, на территории аэродрома было замечено несколько частных Л-29, а в ТЭЧ – МиГ-15УТИ, причем с регистрацией ЕЭВС!

Сразу после въезда на аэродром мы увидели печальную картину – на рулежке в ряд стояло несколько десятков законсервированных Ми-24, причем большинство из них с подвешенными ПТБ и блоками НАР. По словам местных техников, вертолеты перегнали относительно недавно после расформирования одного из полков, скорее всего, в воздух подняться им уже не суждено :(.

вязьма1.jpg


На стоянках АПГ Русь также присутствовало большое количество отлетавших свое самолетов (кроме Л-29 и Л-39 там приютился Ан-24РТ).

вязьма3.jpg


Тем не менее, в отличие от военной части аэродрома, АУЦ выглядел гораздо более живым: пара Л-39 запускалась на стоянках, а по кругам «ходила» Л-410 с курсантами.

вязьма7.jpg


Пройдя короткий инструктаж (в основном рассказывали о плане полета и расположении приборов в кабине) и медосмотр, мы отправились на тренаж аварийного покидания самолета, одновременно наблюдая пилотаж над точкой в исполнении одного из Л-39. Посмотрев на то, как за пилотажем наблюдает моя жена, я понял, что катать сегодня придется не пятерых, а шестерых :).

Тренаж на аварийное покидание достоин того, чтобы о нем рассказать отдельно. Сам тренажер представляет из себя имитацию кабины самолета, причем наиболее реалистичный элемент – это кресло. Принцип действия тренажера простой – необходимо принять правильную позу (читай прижаться затылком в ЗШ к заголовнику) и дернуть держки катапульты. Если все сделано правильно, то пневматика подбросит тебя вместе с креслом сантиметров на 60 вверх.

вязьма2.jpg


Долго ли, коротко ли, но где-то через полтора часа после прибытия на аэродром, первый участник нашей группы порулил на предварительный.

вязьма5.jpg


А уже через 20 минут Лка приземлилась и зарулила на стоянку, где ее ожидала специально подготовленная толпа техников :).

вязьма6.jpg


вязьма8.jpg


Тем временем жена забралась в кабину Лки, самолет запустился и степенно порулил на полосу.

вязьма9.jpg


Через 20 минут самолет со сверкающей от счастья женой уже заруливал на стоянку.

вязьма10.jpg


Продолжение следует...

вязьма1.jpg


вязьма2.jpg


вязьма3.jpg


вязьма5.jpg


вязьма6.jpg


вязьма7.jpg


вязьма8.jpg


вязьма9.jpg


вязьма10.jpg
 
Реклама
N

NikMsu

Местный
Постепенно на пилотаж слетали практически все члены нашей группы, осталось всего два человека, включая меня. Мне предстояло лететь с Николай Алексеевым, знакомому – с Михаилом Колле. Первый вопрос, который они нам задали, поставил в первый момент в тупик. В отличие от других членов нашей группы у нас был выбор: либо открутить комплекс парой, но без вертикальных фигур, либо летать по одиночке, но по полной программе. Посовещавшись, мы выбрали средний вариант: взлетаем парой, далее распускаемся и работаем по собственной программе.

Дальше обсуждаем план полета – как раз в этот момент и произошел тот разговор, который был описан выше. Николай рисует схему, одновременно называя режимы, на которых будет выполняться тот или иной маневр. Пытаюсь запомнить, но куда там – уже на третьей фигуре я начинаю забывать то, что говорилось о первой. Сходимся на том, что Николай будет подсказывать мне режимы в ходе полета. И вообще, будем летать по принципу: Николай показывает, как выполнять фигуру, я затем дублирую.

Пока мы готовимся к полету, техники готовят наши «птицы» - в пилотажной группе и заправка должна быть параллельной :).

вязьма11.jpg


Наконец Николай приносит ЗШ (кстати, несмотря на мнение других участников нашей группы, у меня ЗШ ни капельки не мешал обзору) и мы идем к самолету. Сегодня наш полет будет выполняться на 24 борту с гос. регистрацией RF-49818. Сначала, разумеется, предполетный осмотр самолета.

вязьма12.jpg


Залезать в кабину Лки достаточно просто – кроме откидной подножки есть достаточно удобные ступеньки, закрытые крышечками. Чтобы попасть ногой в ступеньку достаточно вести ногу по линии, нарисованной на борту. Сама кабина достаточно удобная и… простая! Может быть, это впечатление создалось у меня на фоне приборной панели Як-18Т, где конструктор щедрой рукой раскидал приборы, ручки и переключатели во всю ширину кабины. Но в любом случае все приборы понятны, расположены они очень удобно и запоминаются с первого раза.

Техник закрывает мой фонарь и повисает на передней подножке, помогая пилоту с запуском двигателя. Хорошо знакомый по Як-40 звук запускающегося АИ-25 и я сразу понимаю еще одно преимущество реактивной техники перед поршневой – здесь есть СКВ, и она эффективно работает даже на земле.

Наконец, фонарь пилота тоже закрывается и мы выруливаем за ведущим – 11 бортом. На исполнительном мы занимаем место на полосе слева-сзади от ведущего. «Взлет разрешаю» и по команде ведущего оба борта плавно снимаются с тормозов. Также плавно происходит и отрыв от ВПП, вообще все действия во время полета обычно плавные, но при полете парой они становятся ОЧЕНЬ плавными.

вязьма13.jpg


Набираем высоту и распускаемся – дальше каждый летит в свою зону. Теперь управление переходит ко мне – РУС в правой руке, РУД в левой. Устанавливаю обороты и скорость, одновременно доворачивая на курс. Сразу же замечаю необыкновенную послушность – самолет буквально «идет за ручкой», нечто подобное на моей практике было у Diamond DV-20 Katana. Одновременно понимаю, что педали здесь надо оставить в покое – шарик висит в центре и без них.

Николай показывает центр нашей зоны – это деревня с песчаной дорогой, достаточно хороший ориентир , во время полета я не потерял его ни разу. Итак, высота набрана, начинаем с горки: Николай проговаривает все свои действия, я «мягко» держусь за управление и стараюсь запоминать. Теперь моя очередь – обороты 90%, скорость 400. Аккуратно ввожу самолет в пикирование, намечаю ориентир и устанавливаю угол в 30 градусов. По команде Николая, когда скорость достигла 650 км/ч энергично перевожу самолет в набор с тем же углом. Перегрузка? Не знаю, ребята говорят, что у них поначалу темнело в глазах, мне же было не до этого – я работал. Вывожу самолет в горизонт – кажется получилось, Николаю не пришлось вмешиваться в управление. Ладно, посмотрим, что будет дальше – пикирование и горки я и на «тэшке» неоднократно делал :).

Николай делает переворот и прямо из полупетли выполняет боевой разворот. Ого, вот это будет посложнее. К своему удивлению, четко фиксирую самолет на перевороте, делаю полупетлю и вхожу в боевой разворот. Правда выход из боевого разворота красивым не получился – по своей неопытности я успешно продолбал ориентир и вместо разворота у меня получилась практически полная орбита.

Дальше бочка – выполняется элементарно, причем, в отличие от поршневых машин, красивая бочка получается в обе стороны. Еще раз поражаюсь четкости управления – машина просто идет за ручкой, на Як-52 впечатления совершенно другие!

Теперь петля – в верхней ее точке я наконец-то бросаю взгляд на землю. Может ли быть что-либо красивее земли НАД головой на высоте 4 000 метров? Однако время вышло и нам пора возвращаться – мы быстро планируем к 3-му развороту, вылетевший перед нами борт уже на посадочной прямой. Разумеется, на заходе пилотировал инструктор, но мне показалось, что посадка не должна вызвать особых сложностей – скорость на посадочной прямой не сильно большей скорости тэшки, ну а про управляемость я уже говорил :).

Заруливаем на стоянку, выключаемся…

вязьма14.jpg


…вот оно счастье!

вязьма15.jpg


Разумеется, эмоции били через край и я не мог не поделиться ими со своим инструктором.
- Ну как у меня получилось?
- Для первого раза очень хорошо, сразу видно, что есть налет. Тебе немного бы на ней полетать и скорее всего выпустили бы самостоятельно.
- Я чувствую, что так. Эх, стоило бы это чуть дешевле…
- Вот и я про то же…


вязьма16.jpg


Вообще у меня создалось впечатление, что пилотаж на Як-52 в чем-то даже сложнее для пилота, чем пилотаж на Лке: в кабине Лки прохладно, запаха бензина нет, за температурой особо следить не приходиться, винта нет – значит маневры можно выполнять одинаково в обе стороны.

Дальше последовало активное обсуждение полетов, знакомство с легендарным Казимиром Тихановичем, вручение дипломов. Пожалуй, описание этой части я опущу.

На обратном пути мы заехали на местный водоем (Русятка) искупаться, а затем поехали обратно в Москву.

вязьма17.jpg


Если говорить об итогах поездки, то, если вы любите высший пилотаж, имеете в кармане нужную сумму денег, ну и немного авантюризма в душе – слетайте, не пожалеете. Да, это дорого, но оно того стоит – никто из нашей группы не пожалел о поездке. Ведь что может быть прекрасней, чем земля НАД головой на высоте 4 000 метров?

вязьма11.jpg


вязьма12.jpg


вязьма13.jpg


вязьма14.jpg


вязьма15.jpg


вязьма16.jpg


вязьма17.jpg