Расследование завершено Катастрофа вертолета Robinson R-44 RA-04195 в Республике Крым 28.11.2016

stranger267, для Вас выдержка из учебника, изучайте!
"При сильных ветрах, дующих перпендикулярно к хребту, на подветренном склоне почти от самой поверхности хребтов и до 1-1,5км над вершиной образуется зона, в которой наблюдается интенсивная турбулентность, вызывающая сильную болтанку самолета. Горизонтальная протяженность этой турбулентной зоны может быть до 10-15км от хребта. При скоростях 20м/с и более на подветренной стороне возникают сильные "роторные вихри" диаметром от 30 до 150м и вер- тикальной протяженностью 50-200м, попадание в них сопровождается резкими бросками, что опасно для самолета."
Теперь факты: Ай-Петри ветер за 05.00 10 м/с, западный; хребет ~с ЮЗ на СВ, высота Ай-Петри 1300м. от места АП ~ 25 км!; АП произошло на отметке 356м + высота полета (думаю не более 100м), ветер в Алуште (6км от места АП) за 06.00 320* 2м/с; АП произошло в 06.23.
На этом у меня пожалуй все. Об остальном спорить не буду, на этой машине не работал.
Да, видео (которое выше) посмотрите с 5минуты 30секунд и с седьмой минуты тридцати секунд! (это для тех кто в танке:D) Во втором сюжете хорошо видно, что отваливается и где при повреждении несущего винта.
 
Реклама
Я в горах живу и летаю, и вы мне будете пересказывать учебник? Мало того, тут еще и планеристы а они эти роторы знают назубок.

И по моему опыту, как раз условия для роторных вихрей там вполне себе были. При ветре в 20 узлов (10 метров в секунду) они уже вполне себе наблюдаются и неслабые, даже за горами меньше той. Не такие сильные чтобы разрушить самолет или вертолет, но достаточные чтобы создать отрицаловку и вывести неопытного пилота из равновесия.

Ветер в самой Алуште, которая внизу, вообще ни о чем не говорит. Горы там свои (там где заповедник, бывший охотничий для генсеков, с чайным домиком наверху, ну и Чатыр Даг там же на пути ветра), и условия для вихрей вполне себе были.

Про то как отрывается винт на 2 лопастниках - согласен, вполне возможно что турбулентность была но не была первичной причиной а просто что-то усугубила. Но вы не делайте ошибку, поведение 2 лопастников, судя по всему, очень отличается от поведения всяких там МИ-2 и МИ-8.

PS. Мы не очень давно словили оные роторы, примерно на 20 км за горой, чуть выше вершины оной горы, при ветрах где то узлов в 30 на высоте 3 километра. Пришлось залезть метров на 500 ВЫШЕ горы чтобы из них вылезти (там попали в волну и счастливо и плавно уехали из оной жопы). Впечатления как я уже писал вполне себе ничего, визги были слышны...

Сами же пишете - на Ай Петри ветер 10 м / сек, это уже прилично. НО для них важен был ветер над Чатыр Дагом и над Роман Кошем, а они повыше Ай Петри будут. Короче, условия для турбулентности там были.

Вот кстати картинка, мы ВЫШЕ гор, перед нами волновые облака, мы даже на этой высоте словили пару роторов и пришлось лезть выше. Ветер слева.

n7DqLAORHAGzbvqomHvX0V0FvTfa9QEBdHJoqKP5X6jVWU3Dvb6-1u0VOH42vuILtTausWVTA-gPD5xWdvzVbHdJvslGSXZgKICwTbvYPlRPZX6_w7OPhb7pbjlOPI7ANvBYg8c665oR3LCidvCGstwOV9AbHk-mV82atD1qlNaUvNjDs2MK2fUaeJJ60073INwBr3-5Bmp1l5pWISx2qhXXjA4cALXwIdrk2YDhckoiA1Y8oJPDg80k33hqETcylA7iwqd2s6nuSZXuw-3f6gRwXF8VWT0XaMzsb8dHQ0k4_dx3w-kLVMKieFLopye7DPRF9ggfuQl251Be2S-gdm5XO6VkHgafLkT354Xiyi9I0SuZvQbFYMxjbdkRUiV64dpSLyQFwkAwdDKFvlI_aSJ9BWPSLu83037C9qHHEQ_g6Nbz48apt8JEKV1g7A7ItacczU6GS94x2Mi0TyM4quYvcwR_K366OncstXCKPVNNouD90zx-3bac8l4FLJWy3vKhFsvxy170LvxLJ1JdSoWMHxroUWLiHXIaa9YRSzii4QntoLBQKE-t-J2oaB5E2g0E_oT1rcn_SISJwgqGd7Bt2xebnCXXeNef8JqyudBA2J1npTDxrDLj9zsXaU9ySMdcTx8HfZuTUhVLM1nnkBDyK0qCTrSXeBNTF0altbY=w1714-h964-no


stranger267, для Вас выдержка из учебника, изучайте!
"При сильных ветрах, дующих перпендикулярно к хребту, на подветренном склоне почти от самой поверхности хребтов и до 1-1,5км над вершиной образуется зона, в которой наблюдается интенсивная турбулентность, вызывающая сильную болтанку самолета. Горизонтальная протяженность этой турбулентной зоны может быть до 10-15км от хребта. При скоростях 20м/с и более на подветренной стороне возникают сильные "роторные вихри" диаметром от 30 до 150м и вер- тикальной протяженностью 50-200м, попадание в них сопровождается резкими бросками, что опасно для самолета."
Теперь факты: Ай-Петри ветер за 05.00 10 м/с, западный; хребет ~с ЮЗ на СВ, высота Ай-Петри 1300м. от места АП ~ 25 км!; АП произошло на отметке 356м + высота полета (думаю не более 100м), ветер в Алуште (6км от места АП) за 06.00 320* 2м/с; АП произошло в 06.23.
На этом у меня пожалуй все. Об остальном спорить не буду, на этой машине не работал.
Да, видео (которое выше) посмотрите с 5минуты 30секунд и с седьмой минуты тридцати секунд! (это для тех кто в танке:D) Во втором сюжете хорошо видно, что отваливается и где при повреждении несущего винта.
 
При ветре в 20 узлов (10 метров в секунду) они уже вполне себе наблюдаются и неслабые
Какие 10?!
Вы читать умеете? Вам же написали:
ветер в Алуште (6км от места АП) за 06.00 320* 2м/с; АП произошло в 06.23.
Два. ДВА метра в секунду. Two meters per second. Так понятнее?
 
Sidor, спасибо! Я, честно, выдохся. Оказывается трудно разговаривать с человеком с другого полушария. Он слышит только себя.
 
Какие 10?!
Вы читать умеете? Вам же написали:
Два. ДВА метра в секунду. Two meters per second. Так понятнее?

Это ВЫ читать учитесь! ПРИ ЧЕМ ТУТ АЛУШТА? Она же в ветровой тени!

А ветер важен НАД хребтом. Данные по Ай Петри показывают, что там были ветры больше 20 узлов. Очевидно, что еще сильнее ветры были над Чатыр Дагом.

Я вам могу показать скриншот - ветер НАД горами 50 узлов, ветер в аэропорту сразу ЗА горами - 4 узла. Алушта в тени гор и там естественно ветра не будет.

Сложно все таки говорить с равнинными пилотами, которые почти не летали в горах. Ну что тут сделаешь? Тыкают в ветер в Алуште вместо того чтобы узнать ветер над хребтом, на перевале и над горой. Может, там и не было ничего, но судя по Ай Петри, это не так.
 
Мы не очень давно словили оные роторы, примерно на 20 км за горой, чуть выше вершины оной горы, при ветрах где то узлов в 30 на высоте 3 километра.
В какой цвет они были окрашены?:D Еще раз откройте свой американский учебник и изучите, что такое, где и при каких условиях образовываются "роторы", если наш не нравится. Затем прочитайте вообще про турбулентность! Там ее видов очень много! И Вы увидите, что ловили не только "роторы". Судя по Вашим фото предпочитаете турбулентность ясного неба, в другую погоду не выпускают? С таким то опытом жизни в горах!(y) Все! Занавес!!!
 
В какой цвет они были окрашены?:D Еще раз откройте свой американский учебник и изучите, что такое, где и при каких условиях образовываются "роторы", если наш не нравится. Затем прочитайте вообще про турбулентность! Там ее видов очень много! И Вы увидите, что ловили не только "роторы". Судя по Вашим фото предпочитаете турбулентность ясного неба, в другую погоду не выпускают? С таким то опытом жизни в горах!(y) Все! Занавес!!!
Давайте не путать разные вещи.

Во первых, Алушта тут не при делах, надеюсь все поняли?

Во вторых, ветер над яйлой около 10 или больше метров в секунду, то есть 20 узлов, тоже надеюсь нет возражений?

И надеюсь, то что при таком ветре НАД яйлой и нулевым ветром в Алуште - ниже яйлы и выше Алушты будет турбулентность, тоже надеюсь возражений нет?

С этими тремя пунктами все согласны?

По остальному я в общем то и не спорю. 20 узлов ветер средний. Мне не надо читать учебник чтобы знать что при нем за горой тоже есть турбулентность, и планеристы при таком ветре у нас ловят волны и летают, но это именно _средний_ ветер. При должном опыте и горах в 1500 метров в максимумах то есть 4500 футов, и 1200 метров хребте (то есть 3600 футов) - если нет покрова облаков закрывающих горы напрочь, можно летать вполне безопасно. Как себя ведет 2 лопастной Робинсон в такой турбулентности что там была, я не знаю, и Лопаст56 похоже тоже не знает точно. То что он там пролетел бы на МИ-8, спорить не приходится (сам летал на МИ-8 в горах пассажиром, да кидает но и только...). Так что по причинам катастрофы я частично согласен с lopast56, возможно это и не в турбулентности дело, возможно она вообще просто стала доп фактором, об облаках мы не знаем, о погоде над вершинами и на перевале мы не знаем, знаем только из репорта и из архива что _фронт был, ветры были, облака /см туман на Ай Петри/ на горах сидели. Для меня сам факт, что частный пилот с почти нулевым опытом занимался там авиа перевозками, в горной местности на 2 лопастном вертолете, уже красная тряпка - я такого тут и представить себе не могу... А уж что там стало последней соломинкой - сумасшедший гусь, турбулентность, полоса тумана или еще что-то, мы скорее всего вообще не узнаем, у комиссии информации недостаточно.

(Мы сами считаем так. У нас горы 11 - 13 тысяч футов. Ветер над горами до 20 узлов - считается не очень сильным, можно пересекать достаточно спокойно, ну по обычным правилам - не лезь в узости, держи 45 градусов к хребту, не лезь в облака потому что над горами в облаках у нас не летают в принципе - обледенение, держи хотя бы 2 тысячи над перевалом и 1 тысячу (футов) над ближайшей горой. Если ветер ниже, то можно и в узости лезть и под облака, сам лазил. Если до 50 узлов - то летать можно но очень аккуратно и ни в коему случае не лезть ниже хребтов и в зону роторов. Если 80 - 100 узлов, то лететь нельзя. В горах 5 тыс футов - правила мягче, так как можно залезть сильно выше, главное чтобы скорости хватило, а то тут были случаи отрицательной скорости по земле уже... (контроллеры так вообще фигеют когда видят скорость в 10 узлов у самолета...). Но это легкие самолеты. С вертолетами не знаю, но Робинсонов в горах я никогда не видел, видел только посолиднее варианты (в основном шерифские или покатушечные от Лас Вегаса). Робинсоны у нас все время катают на авиа шоу, но там нет такой турбулентности.

А насчет clean air - в горах давно выработалось правило _IFR не летать на мелочи. Вообще никогда_. Процент полетевших IFR и не вернувшихся крайне велик. Пересечь облако можно, да и то не стоит. Поэтому все снимки _в горах_ именно что clean air (хотя и с волнами). Снимки в облаках у меня есть и полно, но все в зоне 3 - 5000 футов (гор) а не 13 тысяч.

И Крым с этой точки зрения - такие же горы, только ниже, со всеми вытекающими.
 
Он слышит только себя
Это очевидно во всех темах, где он пишет. Такое впечатление, что человек летает на другой планете, где другая метеорология и другие законы аэродинамики.
Общался со знакомыми которые были около места падения примерно в то же самое время.
Знакомые имеют некоторое отношения к авиации, муж пилот-спортсмен, его жена парашютистка, понимают что к чему, но само падение не видели.
Говорят, что погода на земле была вполне лётная.
Моё непрофессиональное мнение - столкновение с птицами, вряд-ли он птиц на планете придавил, скорее в воздухе столкнулся, ну и минимальный налёт на этом типе тоже со счетов нельзя скидивать, плюс вывалился из кабины - значит скорее всего был не пристёгнут, а это уже показатель разгильдяйства.
 
Реклама
Моё непрофессиональное мнение - столкновение с птицами, вряд-ли он птиц на планете придавил, скорее в воздухе столкнулся, ну и минимальный налёт на этом типе тоже со счетов нельзя скидивать, плюс вывалился из кабины - значит скорее всего был не пристёгнут, а это уже показатель разгильдяйства.
Я с Вами согласен, что возможно была допущена ошибка в пилотировании, приведшая к отрыву балки. А причина может быть как неграмотная попытка избежать столкновение с птицами, так и резкое пилотирование ("Смотри как я умею"). Налет на март + летний сезон = будет от 100 до 150часов +-. Самое время возникновения "звездной болезни". Но этим не обязательно всем болеть! Больше склоняюсь к птицам. Тем более я прекрасно видел какие экземпляры там встречаются, а хищники очень ревностно охраняют свою территорию и в воздухе у меня были случаи, когда они пытались атаковать. Что же касается ремней, то это нарушение не могло привести к катастрофе. Даже если бы пилот остался в кабине, результат при таком разрушении не изменился бы.
 
Я с Вами согласен, что возможно была допущена ошибка в пилотировании, приведшая к отрыву балки. А причина может быть как неграмотная попытка избежать столкновение с птицами, так и резкое пилотирование ("Смотри как я умею"). Налет на март + летний сезон = будет от 100 до 150часов +-. Самое время возникновения "звездной болезни". Но этим не обязательно всем болеть! Больше склоняюсь к птицам. Тем более я прекрасно видел какие экземпляры там встречаются, а хищники очень ревностно охраняют свою территорию и в воздухе у меня были случаи, когда они пытались атаковать. Что же касается ремней, то это нарушение не могло привести к катастрофе. Даже если бы пилот остался в кабине, результат при таком разрушении не изменился бы.

Птицы + ремни - возможно. Единственное, хищные птицы все таки редко просто так в самолеты влетают (в отличие от глупых индеек и гусей которые в общем то не особо смотрят, куда летят). Правда, это в самолет который они хорошо видят, как им видится вертолет со своим винтом, не знаю (любопытно что некоторые фотики на вертолет например вообще не фокусируются).

С ремнями - я чего не понимаю в отчете, там же должно быть сказано, ремни _разорвались_ или _были расстегнуты_, это же легко установить.

// наша местная страшилка - столкновение с индюком в воздухе. ТОлстый, тяжелый, бестолковый, летает быстро но плохо... А хищных птиц планеристы все время видят, они же с ними в одних и тех же термиках крутятся - они прекрасно ориентируются и влетать ни в кого не любят. Правда, видят ли они вращающийся ротор - вопрос...
 
Правда, видят ли они вращающийся ротор - вопрос...
Чайки и бакланы видят и стая таких парящих птиц наверное может быть для лёгкого Робинсона большой помехой.
Вот только залетают ли они на материк так далеко, место столкновения-то было не у берега, где они обитают.
 
Как говорится, информация от лиц приближенных... Рассматривается как основная версия столкновение НВ с птицей, пилота вырвало(так и сказал дословно) из кабины вместе с креслом возможно после удара лопастью по кабине. (пока сам не представляю как).
 
Моё непрофессиональное мнение - столкновение с птицами

Рассматривается как основная версия столкновение НВ с птицей
Скорее всего это и будет в заключении, если мы его увидим.
Видимо лопастями и балку отрубило и кабину порубило.
 
Скорее всего это и будет в заключении, если мы его увидим.
Видимо лопастями и балку отрубило и кабину порубило.

Нда, и какая же это птица должна была быть? Вообще, вертолеты испытывают на попадание птиц в НВ?

А так - похоже и многое объясняет. Хотя я не мог поверить, что птица способна сбить вертолет. Может, от удара нарушился угол атаки, лопасть отрубила хвост и сама разрушилась, ну а потом уже перегрузками вырвало?
 
Реклама
Нда, и какая же это птица должна была быть?
Птица Камикадзе.
Возможно не одна, если в это время года там стаями кто-то летает.
Хищники стаями не летают, а чайко-бакланы возможно.
По большому счёту по перу, которое обнаружили на остатках вертолёта, легко определить что это был за "зверь" и сколько этих летающих особей было всего.
 
Последнее редактирование:
Назад